Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 22:07, доклад
Воспроизведение – это сложный процесс восстановления информации во внешнем плане посредством устной или письменной речи, рисунков, чертежей, схем и т.п. Сложность восстановления информации при воспроизведении обусловлена тем, что она должна быть перекодирована из плана внутренней речи во внешнюю устную или письменную речь. Трудность этого перекодирования заключается в том, что информация во внутренней речи существует в свернутом виде, тогда как во внешней речи она должна быть представлена в развернутом виде.
1.Воспроизведение,
Память – это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. Таким образом, в структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации.
Воспроизведение – процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека. Воспроизведение может осуществляться сразу же после запоминания, а также через определенный промежуток времени. Наиболее трудным является восстановление информации через длительное время после ее заучивания.
Восстановление информации, или ее актуализация, может осуществляться в самых разнообразных формах: в виде узнавания, воспоминания, припоминания и воспроизведения (в устной или письменной форме).
Узнавание - это форма воспроизведения, возникающая при повторном восприятии и опознании каких-либо объектов или информативных содержаний уже известных по прошлому опыту.
Узнавание является самой легкой формой воспроизведения, практически не требующей волевых усилий и не приводящей к утомлению. То, на что человек хотя бы раз обратил внимание, в дальнейшем будет им более или менее уверенно узнаваться, поскольку уже на уровне сенсорной памяти происходит бессознательная идентификация воспринимаемого со следами, хранящимися в долговременной памяти. Как утверждал американский философ и психолог Уильям Джеймс: «Предмет, на который мы однажды обратили внимание, надежно запечатлевается в памяти» .
Однако при всей легкости и эффективности
актуализации информации из «архива»
у узнавания есть существенный недостаток:
узнать что-либо можно только при
условии непосредственного
То же самое касается когда-то виденных фильмов, прочитанных книг, людей, с которыми когда-то мы были знакомы - вновь встречаясь с давно забытыми образами, мы узнаем их, но только при обязательном условии повторного восприятия.
Заметим, что эффект узнавания лежит в основе ряда феноменов, сущность которых нередко пытаются объяснить с парапсихологических позиций. В частности, такая разновидность парамнезии, как эффект «Дежа-вю» (фр. dejavu - уже было), проявляющаяся в том, что у человека, впервые оказавшегося в какой-либо ситуации, иногда возникает стойкое ощущение, что опыт переживания этой ситуации уже имел место в его жизни. Данной псевдоидентификации нередко придают мистический оттенок, хотя в большинстве случаев - это лишь узнавание каких-либо объектов, или их часто встречающихся признаков, которые действительно ранее где-то воспринимались, но человек не акцентировал на них своего произвольного внимания.
Припоминание - целенаправленное и произвольное извлечение из долговременной памяти необходимого информационного содержания. Являясь наиболее активной формой воспроизведения, припоминание связано с умственными и волевыми усилиями, направленными на поиск или восстановление запрашиваемого материала. Притом, что из всех форм воспроизведения высшей является припоминание, только оно в отличие от узнавания, воспоминания и реминисценции может (при длительном и непрерывном протекании) привести к умственному переутомлению и, как следствие, к ухудшению не только мнемических, но и в целом когнитивных процессов.
Необходимым условием успешной работы памяти является не только эффективное запоминание (кодирование) информации, но и ее эффективное, надежное воспроизведение.
Воспроизведение – это сложный процесс восстановления информации во внешнем плане посредством устной или письменной речи, рисунков, чертежей, схем и т.п. Сложность восстановления информации при воспроизведении обусловлена тем, что она должна быть перекодирована из плана внутренней речи во внешнюю устную или письменную речь. Трудность этого перекодирования заключается в том, что информация во внутренней речи существует в свернутом виде, тогда как во внешней речи она должна быть представлена в развернутом виде.
При восстановлении информации, в какой бы это форме не происходило, имеет место ее реконструкция. Реконструкции подвергается смысловое содержание информации, изменяется последовательность ее восстановления, происходит перегруппировка частей, реконструируются отдельные элементы.
Воспроизведение как и запоминание может иметь преднамеренный и непреднамеренный характер. Преднамеренное запоминание и воспроизведение осуществляется всегда с определенной целью, непреднамеренное без всякой цели, как бы само собой. Непреднамеренное запоминание и воспроизведение осуществляется легко и свободно, если оно связано с активной умственной или практической деятельностью, и с применением жизненно важной информацией. Преднамеренное запоминание и воспроизведение направлено на приобретение сложной научной информации, имеющей отвлеченный характер. Усвоение и восстановление такой информации требует от субъекта больших волевых усилий, в связи с этим они приобретают произвольный характер.
2.Причины забывания
Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.
Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа забывания — торможение временных связей.
Забывается прежде всего то, что
не имеет для человека жизненно важного
значения, не вызывает его интереса,
не соответствует его
Причиной кратковременного забывания может быть действие отрицательной индукции, вызываемой сильными посторонними раздражителями, а также утомление, вызванное длительной работой нервных клеток, их «перенапряжением». В последнем случае возникает охранительное торможение, которое и приводит к временному забыванию воспринятого. После отдыха нормальная работа нервных клеток восстанавливается, и временно забытое может быть вновь воспроизведено.
Ретроактивное (обратнодействующее) торможение выражается в том, что деятельность, следующая за заучиванием, вызывает торможение только что образованных временных связей, что снижает дальнейшее воспроизведение материала. Особенно заметно действие ретроактивного торможения тогда, когда вслед за заучиванием одного материала заучивается другой, сходный с ним материал (данные Робинсона, Скеггса, Смирнова и других).
Наряду с ретроактивным
Явлениями ретроактивного и проактивного торможения объясняется и тот факт, что при заучивании обширного и однородного по содержанию материала медленнее забываются (лучше запоминаются) его начало и конец. Лучшее запоминание начала объясняется отсутствием в этом случае проактивного торможения (так как предшествующих раздражителей здесь нет), лучшее же запоминание конца обусловлено отсутствием ретроактивного торможения (так как здесь нет последующих сходных раздражителей и последующей сходной деятельности). Средние части материала испытывают тормозящее влияние как предшествующих, так и последующих за ними частей. Поэтому при прочих равных условиях средние части воспроизводятся хуже, чем начало и конец. Необходимо, однако, подчеркнуть, что эта закономерность не распространяется на те части текста, в которых излагается его основное содержание или которые вызывают особый интерес. Эти части избирательно запоминаются независимо от положения в тексте.
Явления ретроактивного и проактивного
торможения важно учитывать при
организации учебных занятий, например,
при составлении расписания уроков,
при чередовании трудных и
легких заданий во время уроков,
при выполнении домашних заданий. Для
того чтобы избежать торможения от
последующей или предыдущей деятельности,
надо, чтобы они значительно
Информация о работе Воспроизведение, припоминание, узнавание, причины забывания