Время в психологическом анализе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:39, реферат

Краткое описание

Каково же место времени среди психологических понятий? Не будем останавливаться только на восприятии времени или переживании временного промежутка. Время - это прежде всего форма: основа организации, упорядочения и координации деятельности людей в мире и их знаний о мире. В чём функция времени по отношению к психологическим понятиям, к действиям психолога в ходе тестирования или эксперимента, к наблюдаемой действительности? Время организует, упорядочивает первое, второе и третье? Как всё это удаётся именно ему, времени?

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3
Время в психологическом анализе……………………………………… 3
Заключение…………………………………………………………………………. 11
Список литературы……………………………………………………………... 13

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.docx

— 33.82 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание: 
Введение………………………………………………………………………………. 3 
Время в психологическом анализе……………………………………… 3 
Заключение…………………………………………………………………………. 11 
Список литературы……………………………………………………………... 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                         Введение

Каково же место времени среди  психологических понятий? Не будем  останавливаться только на восприятии времени или переживании временного промежутка. Время - это прежде всего форма: основа организации, упорядочения и координации деятельности людей в мире и их знаний о мире. В чём функция времени по отношению к психологическим понятиям, к действиям психолога в ходе тестирования или эксперимента, к наблюдаемой действительности? Время организует, упорядочивает первое, второе и третье? Как всё это удаётся именно ему, времени? Время - это наиболее универсальное средство упорядочения, к которому люди прибегают в практике, в научных экспериментах и описаниях. Время - это форма организации, упорядочения прежде всего движений человека в соответствии с целью и обстоятельствами действия, в соответствии с особенностями окружения и действиями других людей. Время - это форма организации практической деятельности человека. Условия, обстоятельства, требования, возможности, реальное осуществление - всё имеет временную координату. 
                                      Время в психологическом анализе. 
Концепции времени: 
1. Время - априорное условие возможности анализа. Оно уже входит в определение, которое возникает в результате исследования, хотя это и не всегда подчёркивается специально. Это - возможность произведенного внутри структуры.2. Пространство - форма внешнего чувства, время - форма внутреннего чувства субьекта.3. Время - поток, непрерывное течение жизни человека, мира вокруг него, деление предметов и событий, в которых учавствует человек.4.Время - прерывистый ряд событий вместе с паузами.5. Время - схема соединения событий в последовательности.

Возможно ли использовать подобные концепции совместно? Концепции кажутся несовместимыми, особенно третья и четвёртая. Поток не предполагает различения в нём событий, непрерывность не совместима с дискретностью.

Время - это возможность построения знания или выполнения плана, но не сама действительность. Время это  возможность того, что действие будет  выполняться по такому плану. Возможность  характеризует будущее или некий непройденный путь. Но о времени говорят и в связи с действительностью. Идёт ли тогда речь о чём-то совершенно другом? Время - схема организации выполняемого действия. Выполняемого сейчас.

Выполняемое действие свободно, поскольку  несёт в себе некий потенциал  неопределённости. Напротив, ограниченность, определённость действия, какой бы малой она не была, характеризуется  временем и пространством. Время  относительно прошлого- это некий принцип понимания, объяснения, это упорядочение знания о прошлом. Мы говорим: “ Возможно, по всей вероятности, это происходило так-то и так-то”. Вместе с действительностью и возможностью время вводит в действие ещё третью модальность - долженствование. Сроки обязательны для координации совместных действий. Срок - дискретное событие. Постановка срока предполагает синхронизацию двух дискретных событий: внешнего, заданного, а потом - текущего и внутреннего представления.

Непрерывное и дискретное повсюду рядом, они неразделимы. Нас окружает множество “отдельных” людей. Мы удовлетворяем потребности посредством отдельных предметов. Мы мыслим понятиями, считаем числами, вспоминаем отдельностями - предметами, ситуациями. И вместе с тем мы воспринимаем непрерывные звуки, непрерывности возможны внутри зрительных объектов. Человек воспринимает непрерывность непосредственно, контролируя свои действия. Во всех перечисленных случаях мы имеем дело с частичной, или локальной непрерывностью. Проблему времени как формы будем решать, удерживая противоречивое понятие: время дискретно и непрерывно одновременно. Как возможно при этом единое понятие? Что это за форма которая и прерывиста и непрерывна одновременно?

В нашей отечественной философии  одно время о времени старались  говорить только в одном ракурсе - как о форме материи, при этом понятие субъекта исключалось из явного определения. Получалось что о форме субъективных явлений можно говорить, постольку, поскольку субъективное составляет единое целое с телесным.

Но о форме материи можно говорить только в связи с субъектом или с людьми , познающими, действующими, просто живущими. Форма накладывается человеком на бесконечно разнообразный, непрерывно меняющийся мир. 
Какие постулаты о субъекте лежат в основе самого понятия времени? Здесь следует сказать о ритмах тела и о движениях субъекта, совершаемых среди событий в окружающем мире. Точность движений и их ошибочность следует рассматривать вместе. Говорить о том, как достижимо точное действие , не забывая о возможности ошибки. Точность действий - это предвидение, точность действий - это внимание, точность действий - это опыт. Временное есть в каждом из этих понятий. Мысль, восприятие, переживание - для всего должно найтись место в теории, к которой приходится прибегать в попытках объяснения. Стремление, уверенность, страх, сознание и бессознательное - вытесненное, забытое. В единстве и раздвоенности, множественности психического и движений, их соответствии событиям мира и в ошибках - путь к времени - субъекту. Следует учесть и социальные феномены. Танец вдвоём, в ансамбле. Спортивное состязание вдвоём, командой. Труд. Ритмы дыхания, сердцебиение в танце, спорте, труде. Дыхание в труде певца, актёра, лектора, или лица, ведущего переговоры.

Понятие субъекта в философии и в психологии отличается, однако философское понятие используется в психологии в качестве базового. С другой стороны, известно, что и философы используют психологические понятия. Вопрос о том, насколько в философии предполагается решённым то, что в психологии ещё только цель исследования остаётся открытым. Предполагается что выстроить в психологии чётко цепочку понятий субьекта, сознания, и времени , вряд ли возможно.

Форма и содержание в психологическом  описании. Поток - характеристика самого содержания. Он двигается, меняется, не повторяется. Но это формальные характеристики. Что следует понимать под содержанием? Каков тот материал, который формируется  временем? Он не может быть ничем  иным как восприятиями, воспоминаниями, мыслями, переживаниями и т.д. Хотя они не отделимы от их наполнения, но это не оболочки. Психологические содержания понимаются предметно, как предметы-восприятия, предметы-воспоминания, предметы-мысли, предметы-переживания и т.д. Таким образом, содержание - слитый, единый, целостный поток движения.

Сама форма описания определяется культурой: языком, воспринимаемыми  формами организации мира( зрительными, слуховыми, кинестетическими, обонятельными и т.д.) к которым прежде всего относятся архитектурные, 
ландшафтные и другие формы внешнего пространства. В данном исследуемом случае важнейшими являются правила временного упорядочения нашей жизни. Здесь, очень важная роль принадлежит музыке, поскольку она не только отображает характерные ритмы и скорости времени, но и выражает то, что характерно, легко, приятно для субъекта - в данный момент, и данный период жизни. Человек находит себя в “своей” музыке так же, как в пространственных формах, и в темпах и ритмах свободных движений, выполняемых где-либо. Музыка, архитектурные формы и движения формируют ритмы и скорости исполнения, характерные для данного человека не только в области движений, но и в области мысли. В движениях проявляются особенности индивидуального времени.

Более сложной задачей является усвоение ритмов, навязываемых трудовым процессом и только им, вопреки  возможностям индивида. Тем не менее индивид должен втянуться в любой ритм. Освоение требуемых чуждых ритмов возможно только ценой усилий. Усвоенные ритмы могут поддерживаться автоматически, усилия уходят на второй план, но при утомлении для поддержания ритмов субъекту потребуются новые, теперь уже явные усилия. Ритм, как особая временная форма, создаётся и поддерживается энергией человека. Усваивая навязанные, “чужие” скорости и ритм деятельности, человек расширяет свои возможности, познаёт себя, укрепляется в уверенности в своих силах.

Если человек работает на пределе  своих возможностей, то через некоторое  время наступит срыв - человек утратит  способность трудиться. Это прежде всего срыв в эмоциональной сфере, в сфере уверенности в себе, в успехе действия и т. д.

Есть другая область по которой можно судить о субъекте - это область любимых занятий, которые человек выбирает и выполняет по своему усмотрению и так же по своему усмотрению может оставить, не вступая в конфликт с официальными органами. В этой области человек трудиться с характерной для него скоростью, не напрягаясь и не изводя себя. Технология и тот продукт, который получается в результате, допускают характерные для субьекта скорости исполнения. Удовольствие, муки творчества - вот эмоциональная сторона хобби. Это необходимые составляющие свободного ритма деятельности. Это энергетика временной формы субъекта.

 

Форма - это упорядочение , организация, закономерность мира и деятельности человека в мире. Двигательные навыки, знания и схемы являются формами упорядочения. Человек способен их повторно воспроизводить по своему произволу или по необходимости. Внутри такой структуры может быть произведено новое знание и выполнена практическая деятельность. Через деятельность, восприятие, переживание и язык формы мира проникают в психологические описания. Само описание вводит культурные формы в язык психологии. Подкреплённые восприятиями наличного и воспоминаниями прошедшего, культурные формы влияют на формы научных описаний.

Временная форма - это не мёртвая  структура, это энергия человека, выполняющего действие. Сроки придают  форму жизни человека, но срок должен пониматься как действие, которое  необходимо выполнить, не смотря ни на какие препятствия и трудности. Срок - это напряжение осуществления, напряжение ожидания события. В понятии  срока проявляется напряжение формы  и становится ясной роль человека в определении времени.

Потоковые характеристики любых психологических  содержаний - восприятие, воспоминание, мысль, ожидание, переживание, отношение, движение и т.д. - не могут быть охарактеризованы помимо времени.

Каковы же культурные нормы временной  организации, как они сталкиваются с индивидуальными особенностями  временной организации жизни? Как  индивидуальные особенности сопутствуют  групповым нормам в формировании временного опыта? Каким образом  преобразуется всё что связано  с деятельностью, восприятием , переживанием в условиях групповой деятельности?

Для ответа на вопрос о роли временных  форм в психологическом описании, необходимо вдуматься в то, как  мы употребляем времена в психологических текстах, скурпулезно относится к глаголам и наречиям времени. Время содержится уже в самой форме слова, в конструкции предложений и текста в целом. Вопрос в том, какое из приведенных выше пониманий времени окажется несоответствующим?

 

Преувеличение роли языка, однако, тоже не является правильным. Так как  язык - это только инструмент, отображающий предметный мир и нашу человеческую деятельность. И в мире, и в  деятельности человека есть образующие, формующие временные элементы, которые  сами собой проявляются при построении любого знания. 
Последовательность понятий предполагает ещё два параллельных ряда: события окружающего мира и последовательность образов. Последовательность понятий становится знанием только при параллельном развёртывании всех трёх рядов.

Субъект-действие-речь-ситуация - одна из фундаментальных схем психологии. Взятая в абстрактном виде, она может быть и не временной. Но это лишь на самом первом шагу её развёртывания, когда она есть лишь абстрактная вербальная конструкция. Следующий шаг - введение принципа “Я-здесь-теперь” - является временным определением, поскольку определение , относительно настоящего означает и соотнесение с прошлым и будущим. Но, возможно, ещё до самой схемы уже предполагается время? Возможно , на уровне понятия бытие ? В самом деле, Хайдеггер рассматривает эти два понятия вместе как два самых первых в самой структуре знания. Понятие “события” он объединяет с бытием , временем и пространством. Кроме того он полностью полагается на богатство самого языка, на его представительские возможности, на интуицию творца языка.

Сознание определяется через посредство времени. Сознание и бессознательное  различаются через соответствие реальности( время и пространство подразумеваются).

Можно говорить о потоке поведения, поскольку это сплошной материальный процесс: все его изменения наблюдаются  или могут быть зарегистрированы. Говорить о потоке деятельности сложнее, потому что не всё в деятельности доступно наблюдению со стороны. Понятие деятельности легко сочетается с понятием “процесс”. Но существует вопрос, поток и процесс одно и тоже или нет? Не является ли более точным употребление слова процесс. Поток поведения непрерывен, а в потоке деятельности имеются пробелы: в промежутках между периодами, когда психическое доступно наблюдению извне или хотя бы изнутри, имеются слепые зоны, когда нельзя с уверенностью сказать, что человек действительно пребывает в деятельном состоянии. Время пригодно для характеристики внешнего, но применимо ли оно для описания внутреннего? Временной анализ реакций человека и последующий цикл исследований переработки информации человеком склоняют к положительному ответу на данный вопрос. Термин “процесс” применяется в психологическом анализе.

Пусть есть документ с описанием  некоторых действий человека помимо пространства, времени и энергии. Как организованы эти действия между  собой? В какой последовательности выполняются действия? Сколько времени  длится каждое? Возможно ли параллельное выполнение, хотя бы частично, каких-либо действий? Что такое длительность действия? Необходимо ли быть максимально  сосредоточенным, чтобы не пропустить определённый объект, или можно расслабиться и просто ждать, поскольку событие будет чётко определимым и не потребует мгновенной реакции. Без пространственной и временной структуры невозможно сказать даже об одном действии, не то что о группе действий. Психология основанная на движении, уже в значительной степени обнаруживает временную структуру. Такими примерами являются бихевиоризм, деятельностный подход Леонтьева А.Н., генетическая психология Ж.Пиаже. Движение непрерывно. А будучи внутри действия, оно дискретно. Движение дискретно, когда оно связано с применением отдельного средства, орудия. Смена орудия - это смена качества операции, в этом и есть дискретность движения. Время - это перерыв в движении , а затем начало нового периода непрерывного движения. Психологическое время - это движение субъекта. Просчитанное, продуманное, заученное, отточенное в тренировках, удерживаемое усилием субъекта и синхронизированное с другими движениями.

Информация о работе Время в психологическом анализе