Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:14, доклад
На сегодняшний день роль человеческого фактора в системе профессиональной деятельности очень велика. Это прежде всего связано с развитием общества. На помощь человеческому труду пришли новейшие технологии и техническое развитие, но все же этого недостаточно для полной эффективности труда.
Время формирования и становления психологии труда
На сегодняшний день роль человеческого
фактора в системе
С каждым годом увеличивается нагрузка
на человека при выполнении им своих
трудовых обязанностей, так как растет
уровень информационных потоков, увеличивается
социальная и психологическая
Все это требует подходить к
организации труда более
Конечно же, и раньше изучению и исследованию в области психологии труда уделялось много времени. Из истории становления психологии труда как науки видно, что она уходит своими корнями далеко в прошлое. Американский исследователь Ж. Кристенсен высказал мнение, что понятие о взаимодействии человека и орудия соотносится по времени с понятием «человечество». Еще в древнейшие времена люди уже понимали, что можно значительно повысить эффективность своей деятельности, используя орудия труда.
Ж. Кристенсен выделил два основных этапа развития знания о человеческом факторе:
1) «век ручных орудий», имеется
в виду исторически длительный
период с медленным
2) «век машин», подразумевается
переход к пониманию
Период энергетической революции охватывает приблизительно 1870–1945 гг. Широкое использование силовых двигателей перевернуло представление людей о возможностях орудий труда. Одновременно активизировался вопрос об адаптации человека к трудовому процессу и оборудованию. Ф. Тейлор разрабатывает свою знаменитую систему оптимизации трудовых действий.
В этот период возникает идея о
«наилучшем пути», т. е. единственном оптимальном
способе осуществления
Акцент делается на исследования в
области профессионального
Период «интеллектуализации» машин
начался в 1945 г., после окончания
Второй мировой войны. Из-за научных
достижений в физике, химии, математике,
биологии, психологии и других науках
встал вопрос о создании искусственного
интеллекта, экспертных и прогнозирующих
систем, компьютеров. Это способствовало
выходу на принципиально новый уровень
трудовой деятельности в целом и,
в частности, взаимодействия человека
с орудием труда. Основной тезис
новейшего времени постулирует
творческий аспект взаимодействия человека
и орудия. При этом личностные и
психологические уровни стали рассматриваться
как центральный объект внимания
в трудовом процессе. Нельзя не отметить,
что с переходом человеческого
труда на новый уровень остро
встал вопрос проблемы безопасности
производства. Для решения возникшей
проблемы стали рассматриваться
аспекты профессиональной подготовки
и управления. Эти стороны организации
труда определяют основные тенденции
развития знаний о трудовой деятельности
в ХХI в. Это обусловливает
Психология труда возникла на рубеже ХIХ—ХХ вв. как дисциплина, изучающая организацию и управление трудовой деятельностью. Она является относительно молодой отраслью. Первая научная система организации трудовой деятельности – тейлоризм – была предложена американским инженером, а впоследствии крупным бизнесменом Ф. Тейлором (1856–1915). По его мнению, рост производительности труда возможен лишь при стандартизации методов, приемов, орудий труда.
Ф. Тейлором была предложена система
рационализации и управления производством,
направленная на увеличение производительности
труда через оптимизацию
Важнейшим аспектом организации труда Ф. Тейлор считал стимулирование. Базовым принципом является принцип материальной заинтересованности. По мнению Ф. Тейлора, в производственной системе нет места благотворительности. Необходимо было установить цену каждого вида труда, ведь только при этом можно говорить об эффективности труда. Использование данного принципа привело к повышению индивидуальной ответственности работника за собственное благополучие и результативность своего труда. Мотивы труда являются такими же важными факторами производства, как и орудия или способы труда. Так же Тейлором был выявлен ряд социально-психологических феноменов, влияющих на трудовую деятельность, и впервые сформулированы принципы, которые стали основополагающими в теории менеджмента. Рассмотрим несколько пунктов, входящих в принципы Тейлора: цель производства заключается в постоянном увеличении комфорта и благосостояния человечества; миссия научного управления состоит в конструктивном вкладе в экономический и социальный прогресс общества; ответственность лидеров бизнеса за соблюдение интересов частного капитала будет возрастать по мере развития цивилизации и прочие.
Можно, не задумываясь, сказать, что Тейлор и его последователи заложили основы современного менеджмента и научной организации труда. Но нельзя не отметить, что одновременно с учениями Тейлора возник ряд других научных исследований трудовой деятельности.
Собственно научное оформление первые исследования получили в начале ХХ в. в рамках психотехники (Г. Мюнстенберг, Г. Мид, О. Липман и др.). Термин «психотехника» был предложен в 1903 г. немецким психологом В. Штерном, который попытался свои экспериментальные психологические разработки применить в условиях реальной трудовой деятельности.
Например, он разрабатывал наиболее оптимальную схему расположения букв на пишущей машинке с учетом времени реакции человека. Основателем психотехники является Г. Мюнстенберг (1863–1916).
Г. Мюнстенберг занимался самыми разными вопросами, которые впоследствии стали классикой психологии труда. Исследования в области профессионального отбора, профессиональной ориентации, профессионального обучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики и др. впервые были научно проанализированы в исследованиях именно этого ученого. Г. Мюнстенберг заложил основы психотерапии и психогигиены, изучал механизмы психологического воздействия рекламы, разрабатывал профессиональные тесты (для вагоновожатых, телефонистов, штурманов). Он впервые попытался моделировать трудовой процесс с целью его изучения. Многосторонние интересы Г. Мюнстенберга в области изучения трудовой деятельности были обобщены в первой монографии о психологии труда, называвшейся «Основы психотехники» и опубликованной в 1914 г. В ней Г. Мюнстенбергом были подробно изложены три основные проблемы, которые, по его мнению, должна решить психотехника:
1) профессиональный подбор;
2) анализ трудовой деятельности с целью ее оптимизации;
3) изучение психологических
Исследования Г. Мюнстенберга впервые продемонстрировали широчайшие возможности практического приложения научных и теоретических исследований психологии в обеспечении трудового процесса. В начале ХХ в. психотехника стала развиваться стремительными темпами. Также в разработке психотехнических проблем приняли участие такие ученые, как О. Липман, Ф. Гизе, Д. Дрейвер, Ф. Ваумгартен, Э. Штерн и др.
В 1950-е гг. развитие психотехнического направления нашло свое применение не только в Германии, но и в России, и в США.
Довольно активно развивалась
эта область исследований в Англии.
Исследование психологических факторов
организации труда и
Особое внимание традиционно уделялось
анализу индивидуальных различий в
целях профессионального
Также стремительное развитие исследования в области психологии труда получили в Швеции и Польше. Во время Второй мировой войны развитие психологической науки в Европе остановилось. Это позволило американцам сделать значительный шаг вперед в изучении трудовой деятельности. Американская научная литература до сих пор остается наиболее авторитетным источником по психологии труда для большинства стран Европы.
Вторая половина ХХ в. характеризуется
формированием принципиально
Информация о работе Время формирования и становления психологии труда