Время формирования и становления психологии труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:14, доклад

Краткое описание

На сегодняшний день роль человеческого фактора в системе профессиональной деятельности очень велика. Это прежде всего связано с развитием общества. На помощь человеческому труду пришли новейшие технологии и техническое развитие, но все же этого недостаточно для полной эффективности труда.

Вложенные файлы: 1 файл

формирования и становления психологии труда.docx

— 17.42 Кб (Скачать файл)

Время формирования и становления  психологии труда 

 

На сегодняшний день роль человеческого  фактора в системе профессиональной деятельности очень велика. Это прежде всего связано с развитием  общества. На помощь человеческому  труду пришли новейшие технологии и  техническое развитие, но все же этого недостаточно для полной эффективности  труда.

 

С каждым годом увеличивается нагрузка на человека при выполнении им своих  трудовых обязанностей, так как растет уровень информационных потоков, увеличивается  социальная и психологическая напряженность.

 

Все это требует подходить к  организации труда более жестко, ответственнее и ставит перед  наукой задачу исследования как психических, так и личностных качеств человека.

 

Конечно же, и раньше изучению и  исследованию в области психологии труда уделялось много времени. Из истории становления психологии труда как науки видно, что  она уходит своими корнями далеко в прошлое. Американский исследователь  Ж. Кристенсен высказал мнение, что понятие о взаимодействии человека и орудия соотносится по времени с понятием «человечество». Еще в древнейшие времена люди уже понимали, что можно значительно повысить эффективность своей деятельности, используя орудия труда.

 

Ж. Кристенсен выделил два основных этапа развития знания о человеческом факторе:

 

1) «век ручных орудий», имеется  в виду исторически длительный  период с медленным накоплением  примитивных знаний о взаимодействии  человека и простого орудия;

 

2) «век машин», подразумевается  переход к пониманию когнитивного  аспекта взаимодействия человека  и орудий труда. Этот относительно  короткий исторический период  начинается с середины ХVIII в.  и продолжается до настоящего  времени. Он включает несколько  периодов революционных преобразований  в развитии знания о человеке  в труде. Период промышленной  революции, приходящийся на 1750–1870 гг., связан с появлением первых  промышленных предприятий (мануфактур) и оформлением профессии инженера. Интерес к технике переносится  и на изучение человека как  на аналог механической системы.  В 1748 г. вышла полемическая  книга Ж. Ламетри «Человек – машина», в которой автор пытался рассмотреть человека по аналогии с устройством машины. Человек чувствовал себя элементом внешней среды, которую необходимо было улучшать для удобства работника.

 

Период энергетической революции  охватывает приблизительно 1870–1945 гг. Широкое использование силовых  двигателей перевернуло представление  людей о возможностях орудий труда. Одновременно активизировался вопрос об адаптации человека к трудовому процессу и оборудованию. Ф. Тейлор разрабатывает свою знаменитую систему оптимизации трудовых действий.

 

В этот период возникает идея о  «наилучшем пути», т. е. единственном оптимальном  способе осуществления конкретной трудовой деятельности.

 

Акцент делается на исследования в  области профессионального отбора, обучения, тренировки. Человек рассматривается  как звено системы «человек –  машина». Активно разрабатывается  идея о промышленной инженерии человеческого  фактора. Происходит научное оформление системы знаний о человеке в трудовом процессе.

 

Период «интеллектуализации» машин  начался в 1945 г., после окончания  Второй мировой войны. Из-за научных  достижений в физике, химии, математике, биологии, психологии и других науках встал вопрос о создании искусственного интеллекта, экспертных и прогнозирующих систем, компьютеров. Это способствовало выходу на принципиально новый уровень  трудовой деятельности в целом и, в частности, взаимодействия человека с орудием труда. Основной тезис  новейшего времени постулирует  творческий аспект взаимодействия человека и орудия. При этом личностные и  психологические уровни стали рассматриваться  как центральный объект внимания в трудовом процессе. Нельзя не отметить, что с переходом человеческого  труда на новый уровень остро  встал вопрос проблемы безопасности производства. Для решения возникшей  проблемы стали рассматриваться  аспекты профессиональной подготовки и управления. Эти стороны организации  труда определяют основные тенденции  развития знаний о трудовой деятельности в ХХI в. Это обусловливает необходимость  глубокого развития специальной  науки, занимающейся вопросами человеческого  фактора в труде, чем и явилась  психология труда.

 

Психология труда возникла на рубеже ХIХ—ХХ вв. как дисциплина, изучающая  организацию и управление трудовой деятельностью. Она является относительно молодой отраслью. Первая научная  система организации трудовой деятельности – тейлоризм – была предложена американским инженером, а впоследствии крупным бизнесменом Ф. Тейлором (1856–1915). По его мнению, рост производительности труда возможен лишь при стандартизации методов, приемов, орудий труда.

 

Ф. Тейлором была предложена система  рационализации и управления производством, направленная на увеличение производительности труда через оптимизацию трудовых действий и интенсификацию трудового  процесса. Стандартизация касалась прежде всего отдельных операций временного режима работы и орудий труда.

 

Важнейшим аспектом организации труда  Ф. Тейлор считал стимулирование. Базовым  принципом является принцип материальной заинтересованности. По мнению Ф. Тейлора, в производственной системе нет  места благотворительности. Необходимо было установить цену каждого вида труда, ведь только при этом можно  говорить об эффективности труда. Использование данного принципа привело к повышению индивидуальной ответственности работника за собственное благополучие и результативность своего труда. Мотивы труда являются такими же важными факторами производства, как и орудия или способы труда. Так же Тейлором был выявлен ряд социально-психологических феноменов, влияющих на трудовую деятельность, и впервые сформулированы принципы, которые стали основополагающими в теории менеджмента. Рассмотрим несколько пунктов, входящих в принципы Тейлора: цель производства заключается в постоянном увеличении комфорта и благосостояния человечества; миссия научного управления состоит в конструктивном вкладе в экономический и социальный прогресс общества; ответственность лидеров бизнеса за соблюдение интересов частного капитала будет возрастать по мере развития цивилизации и прочие.

 

Можно, не задумываясь, сказать, что  Тейлор и его последователи заложили основы современного менеджмента и  научной организации труда. Но нельзя не отметить, что одновременно с  учениями Тейлора возник ряд других научных исследований трудовой деятельности.

 

Собственно научное оформление первые исследования получили в начале ХХ в. в рамках психотехники (Г. Мюнстенберг, Г. Мид, О. Липман и др.). Термин «психотехника» был предложен в 1903 г. немецким психологом В. Штерном, который попытался свои экспериментальные психологические разработки применить в условиях реальной трудовой деятельности.

 

Например, он разрабатывал наиболее оптимальную  схему расположения букв на пишущей  машинке с учетом времени реакции  человека. Основателем психотехники является Г. Мюнстенберг (1863–1916).

 

Г. Мюнстенберг занимался самыми разными вопросами, которые впоследствии стали классикой психологии труда. Исследования в области профессионального отбора, профессиональной ориентации, профессионального обучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики и др. впервые были научно проанализированы в исследованиях именно этого ученого. Г. Мюнстенберг заложил основы психотерапии и психогигиены, изучал механизмы психологического воздействия рекламы, разрабатывал профессиональные тесты (для вагоновожатых, телефонистов, штурманов). Он впервые попытался моделировать трудовой процесс с целью его изучения. Многосторонние интересы Г. Мюнстенберга в области изучения трудовой деятельности были обобщены в первой монографии о психологии труда, называвшейся «Основы психотехники» и опубликованной в 1914 г. В ней Г. Мюнстенбергом были подробно изложены три основные проблемы, которые, по его мнению, должна решить психотехника:

 

1) профессиональный подбор;

 

2) анализ трудовой деятельности  с целью ее оптимизации;

 

3) изучение психологических качеств  личности, активизированных в труде.

 

Исследования Г. Мюнстенберга впервые продемонстрировали широчайшие возможности практического приложения научных и теоретических исследований психологии в обеспечении трудового процесса. В начале ХХ в. психотехника стала развиваться стремительными темпами. Также в разработке психотехнических проблем приняли участие такие ученые, как О. Липман, Ф. Гизе, Д. Дрейвер, Ф. Ваумгартен, Э. Штерн и др.

 

В 1950-е гг. развитие психотехнического  направления нашло свое применение не только в Германии, но и в России, и в США.

 

Довольно активно развивалась  эта область исследований в Англии. Исследование психологических факторов организации труда и практических состояний, проведенное под руководством Г. Майера (1920 г.), явилось основой  для крупных исследовательских  государственных программ.

 

Особое внимание традиционно уделялось  анализу индивидуальных различий в  целях профессионального отбора. Тестовые программы А. Вернона, опубликованные в 1947 г., являются актуальными и на сегодняшний день.

 

Также стремительное развитие исследования в области психологии труда получили в Швеции и Польше. Во время Второй мировой войны развитие психологической  науки в Европе остановилось. Это  позволило американцам сделать  значительный шаг вперед в изучении трудовой деятельности. Американская научная литература до сих пор  остается наиболее авторитетным источником по психологии труда для большинства  стран Европы.

 

Вторая половина ХХ в. характеризуется  формированием принципиально нового направления в изучении трудовой деятельности. Внимание исследователей все в большей степени сосредоточивается  в области изучения личности работника  в системе организации. Начало формироваться  новое направление, которое получило название организационная психология. В него перешли многие проблемы, исследуемые в психологии труда. Сегодня психология труда занимается частными вопросами организации  трудового процесса, а именно: исследует  особенности индивида и эргономические аспекты труда, а также модели поведения работника.


Информация о работе Время формирования и становления психологии труда