Выражение эмоций и чувств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:05, реферат

Краткое описание

Задумываясь об эмоциях и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: к чему нужны чувства, к чему нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей реальности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают тот самый материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти? В то же час из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и предметная дело, вообще, вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств. Недаром издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, свобода и чувство; о противоположности ума и сердца -- "ум с сердцем не в ладу" и т.д.

Содержание

Введение-3

1. Понятие об эмоциях и чувствах-4

2. Физиологические механизмы эмоций и чувств-5

3. Выражение эмоций и чувств-6

4. Функции чувств и эмоций-8

5. Формы переживания эмоций и чувств-12

6. Основные классификации эмоций-15

Выводы-17

Литература-19

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение-3

 
1. Понятие об эмоциях и чувствах-4

 
2. Физиологические механизмы эмоций и чувств-5

 
3. Выражение эмоций и чувств-6

 
4. Функции чувств и эмоций-8

 
5. Формы переживания эмоций и чувств-12

 
6. Основные классификации эмоций-15

 
Выводы-17

 
Литература-19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Задумываясь об эмоциях и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: к чему нужны чувства, к чему нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей реальности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают тот самый материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти? В то же час из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и предметная дело, вообще, вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств. Недаром издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, свобода и чувство; о противоположности ума и сердца -- "ум с сердцем не в ладу" и т.д. При этом, как отмечали историки психологии, наибольшее чуткость вечно уделялось изучению познавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Однако в наши дни проблемой эмоций и чувств занимаются многие ученые и целые научные коллективы. И одним из первостепенных вопросов остается -- к чему нужны чувства? Иными словами, каковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека?  
1. Понятие об эмоциях и чувствах. 
 
Пошли мне бури и ненастья,  
 
Даруй мучительные дни,- 
 
Но от преступного бесстрастья,  
 
Но от покоя сохрани! 
 
И. А. Аксаков 
 
 
 
Деятельность человека, его поведение вечно вызывают эмоции и чувства -- положительное или негативное отношение к ней. Отношение к реальности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями или чувствами. 
 
Человеческие эмоции и чувства ослепительно выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к реальности. Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по содержанию и форме переживания они не тождественны. 
 
Эмоция -- это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности. Различают простые и сложные эмоции. Переживания удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли -- это простые эмоции. Они свойственны и людям, и животным Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают к результате осознания предмета, выпавшего их, понимания их жизненного значения, например переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа. 
 
Чувства -- это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции -- радость, любовь, гордыня или беда, гнев, стыд и т.п. 
 
Эмоции и чувства характеризуются: качеством и полярностью, активностью и интенсивностью. 
 
В чувстве проявляется отношение человека к работе, событиям другим людям, к самому себе. По качеству переживания отличают одни эмоции и чувства от других, например радость от гнева, стыда, возмущения, любви и т.п. 
 
Эмоциям и чувствам свойственна полярность. Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут проявляться противоположно: "радость -- горе", "любовь -- ненависть", "симпатия -- антипатия", "удовлетворение -- недовольство". Полярные переживания представляют очевидно выказанный позитивный или негативный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности. 
 
Различают стенические эмоции и чувства -- те, что усиливают активность, понуждают к деятельности, и астенические -- те, которые угнетают человека, ослабляют его активность, демобилизуют. 
 
В зависимости от индивидуальных особенностей человека, его состояния и отношения к ситуации, к вызывающим переживания предметам, эмоции и чувства проявляются более или менее интенсивно и бывают продолжительными или кратковременными. 
 
Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что они захватывают человека целиком. Осуществляя мгновенную интеграцию, объединяя в целое все функции организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных влияниях на организм. Благодаря этому эмоции имеют универсальное важность для жизни организма. 
 
Охватывая все разновидности переживаний человека - от сильно травмирующих страданий к высоким формам радости и ощущения жизни, -- эмоции могут стать положительным фактором жизнедеятельности -- повышать активность организма, и негативным -- угнетать все его функции. 
 
Известным физиологом П.К. Анохиным, установлено, в частное то, что эмоции, а именно продолжительные негативные эмоции (страх, переживание боли и т.п.), играют решающую роль в развитии так называемых нейрогенных заболеваний Максименко С.Д. Общая психология. -- М., 2000. С. 269.. 
 
Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как нужда в чем-то вечно сопровождается положительными или негативными переживаниями в разнообразных их вариациях. Характер переживаний обусловливается отношением человека к потребностям и обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовлетворению. 
 
Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивности и способам удовлетворения. Это обусловливает отличие эмоций у людей и животных, более того таких, которые свойственны как людям, так и животным -- гнев, страх, радость, грусть и т.п. Человеческие эмоции коренным образом изменились в процессе исторического развития, они очеловечились, купили своеобразные особенности. 
 
У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства -- моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Эмоции животных остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, свойственно только человеку. 
 
Эмоции и чувства человека связаны с его деятельностью: дело вызывает разнообразные переживания отношения к ней и ее результатам, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют его, становятся внутренней движущей силой, его мотивами. 
 
Чувства обогащают жизнь человека. Идеи без чувств -- холодны, "светят, но не греют", лишены жизненности и энергии, не способны перейти в дело. Убежденность без чувств невозможна. 
 
2. Физиологические механизмы эмоций и чувств. 
 
"…Проверил я алгеброй гармонию" 
 
А.С. Пушкин 
 
 
 
Эмоции и чувства представляют собой сложную реакцию организма, в которой участвуют почти все отделы нервной системы. Природа эмоций и чувств, как и всех других психических процессов, является рефлекторной. Физиологическим механизмом эмоций как таковых является дело подкорковых нервных центров -- гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации. Но кора больших полушарий головного мозга играет ведущую роль в проявлениях эмоции и чувств, осуществляя функцию регуляции подкорковых процессов, направляя их дело в соответствии с осознанием человеком своих переживаний. 
 
Между корой и подкорковыми центрами нервной системы постоянно происходит взаимодействие. Подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий как источник их силы, тонизирует кору мозга, посылая к ней мощные потоки раздражения. Кора регулирует возбуждения, идущие из подкорки, и под ее действием одни из этих возбуждений реализуются в деятельности и поведении, а другие тормозятся в зависимости от обстоятельств и состояний человека. Поддержка или нарушения устойчивости нервных связей вызывает разнообразные эмоции и чувства. 
 
Одним из физиологических механизмов чувств является динамические стереотипы, системы временных нервных связей. Здесь возникают чувство тяжести и легкости, бодрости и усталости, удовлетворения и обиды, радости, торжества и отчаяния и т.п. В возникновении и движении чувств большую роль играет вторая сигнальная система в ее взаимодействии с первой. Слово изменяет наши настроения, вызывает увлечения, глубокие переживания. Лучшим показателем этого являются чувства, вызываемые поэтическими произведениями. Осознавая как ситуацию, которая вызывает определенные чувства, так и сами чувства, мы можем уменьшить силу переживания, воздерживаясь или регулируя их, но внешнее выражение эмоций и внутреннее эмоциональное и чувственное состояния при этом сохраняются. 
 
3. Выражение эмоций и чувств. 
 
Тогда на землю я упал;  
 
И в исступлении рыдал;  
 
И грыз сырую грудь земли,  
 
И слезы, слезы потекли 
 
В нее горючею рекой... 
 
М.Ю. Лермонтов 
 
 
 
Переживания эмоциональных состояний -- радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха, ненависти, презрения, отвращения и т.п. -- вечно сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями. 
 
Достаточно предстать эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм. Внешние выражения эмоций и чувств проявляются в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, интонациях речи, движениях око и т.п. Внутренняя или висцеральная выраженность переживаний ослепительно проявляется в сердцебиении, дыхании, кровяном давлении, изменениях в эндокринных железах, органах пищеварения и выделения. 
 
Эти внутренние переживания бывают астеническими или сте-ническими, то есть проявляются через подавление или возбуждение. 
 
Внешнее или экспрессивное выражение эмоций и чувств видно более того у младенцев. Но у них оно ещё мало дифференцировано. С опытом, особенно с освоением ребенком речи, экспрессивное выражение эмоций и чувств приобретает разнообразные оттенки. Богатство их настолько велико, что в языке существуют приблизительно 5000--6000 слов, которыми преимущественно передаются переживания. 
 
С опытом и развитием речи ребенок постепенно овладевает экспрессивными выражениями, в какой-то степени задерживает их, но это не значит, что этим тормозится эмоция. Нейрофизиологи считают, что в таких случаях угнетаются только те или иные периферийные компоненты эмоций -- движения, мимика, сама же эмоция, раз она возникла, неизбежно распространяется на другие, преимущественно висцеральные компоненты Максименко С.Д. Общая психология. -- М., 2000. С. 272.. Формирование выдержки у детей положительно отражается на их жизнедеятельности и отношениях в коллективе. 
 
С овладением экспрессивными способами выражения эмоций и чувств формируются способности понимать и понимать разнообразные формы и оттенки выражения переживаний, умения их опознавать. 
 
Вместе с этим развивается умение пользоваться экспрессивными способами выражения чувств с поставленной задачей оказывать влияние на других. Эта способность необходима для артиста, а особенно для педагога, который, распознав, благодаря наблюдательности, внутренние состояния и переживания, может руководить ими, влиять на других с воспитательной поставленной задачей собственными экспрессивно выраженными чувствами. 
 
В зависимости от обстоятельств и состояния человека, его подготовленности к переживаниям, эмоции и чувства могут быть выражены no-разному. Чувство страха, например, может начать астеническую реакцию -- скованность, шок, или же реакцию стеническую. Горе может начать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия. 
 
Формы и интенсивность выявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры человека, традиций и обычаев. Это особенно отражается на выражении их внешними способами -- мимикой, движениями, жестами. Внутреннее же их выражение (сердцебиение, дыхание, действо эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов. 
 
4. Функции чувств и эмоций. Как сердцу выложить себя? 
 
Другому как понять тебя? 
 
Поймет ли он, чем ты живешь? 
 
Мысль изреченная есть ложь. 
 
Ф.И. Тютчев 
 
 
 
Для того чтобы изучить какое-либо психологическое явление, в том числе эмоции и чувства, нужно понять, какое функциональное важность оно имеет в поведении индивида -- например, ответить на вопрос, для чего в повседневной жизни служат эмоции и чувства. Проведенный выше анализ биологических механизмов эмоций позволяет выделить несколько основных функций эмоций и чувств Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. -- М., Логос, 2002. С. 24--25.. 
 
 
1. Подкрепляющая и закрепляющая функции эмоций. С общебиологической точки зрения полезность эмоций содержится в том, что они представляют собой механизм, "удерживающий злободневный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма". Будучи тесно связанной с удовлетворением или неудовлетворением актуальной потребности, эмоция выступает как подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности Анохин П.К. Эмоции. БМЭ. Т. 35. С.354-357.. Положительная эмоция закрепляет приспособительный результат. Отсюда можно заключить, что в общебиологическом плане функция эмоций содержится в выполнении ими роли фактора, подкрепляющего и закрепляющего полезное действо. Отсюда вытекает и важность эмоций в научении и обучении. В научении эмоция выступает как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют учебную дело ученика. Без положительных эмоций не может быть эффективного обучения. 
 
 
2. Активационно-мобилизационная функция эмоций. Данная функция проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на прочий уровень функционирования, активизируют все психические процессы, мобилизуют прошлый опыт. 
 
 
3. Гиперкомпенсаторная функция. Она проявляется в том, что эмоции приводят к избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма. Эволюция многократно подтвердила преимущества энергетической расточительности по сравнению с угрозой недостатка метаболического обеспечения предстоящей деятельности, когда отсутствуют точные сведения о ее действительном объеме Симонов П.В. Высшая нервная дело человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. -- М., Наука, 1975. С. 95.. Механизмом, запускающим в этом случае эмоции, является отсутствие полных сведений для построения адаптивного поведения. 
 
 
4. Информационная функция эмоций. Анализируя ситуацию информационного обеспечения деятельности и поведения, Симонов сформулировал информационную теорию эмоций. Суть ее содержится в утверждении, что "...эмоции высших животных и человека представляют собой специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность ее удовлетворения в в данный момент. При этом степень эмоционального напряжения количественно зависит от силы потребности, а также от разницы между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности, и информацией, имеющейся у субъекта или полученной им" Симонов П.В. Эмоциональный мозг. -- М., 1981. С. 88-89.. 
 
Эмоции реализуют познавательную и оценочную функции. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается общий адаптационный результат.  
5. Интегральная функция эмоций. Характерная особенность эмоций состоит в том, что своим действием они охватывают весь организм, "производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма". Эмоции сами по себе могут быть в первую очередь абсолютным сигналом полезною или вредного воздействия на организм Анохин П.К. Эмоции. БМЭ. Т. 35. С.339-341.. Переживание явились универсальным механизмом, обеспечивающим выживание организма (животного и человека). 
 
 
6. Функция формирования сознания. Сознание, как понятно, вторичная, субъективная форма существования психического. Это отражение психического в себе, отражение своих ощущений, восприятий, представлений, мыслей, переживаний. Процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности. Возможность же осознания предмета восприятия содержится в механизме самого психического процесса восприятия. В отличие от восприятия внешних объектов, в случае эмоций человек воспринимает свои переживания. В этих переживаниях субъект раскрывает сам себя. В переживаниях он сам выступает для себя объектом познания. И если процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности, то в переживаниях субъект осознает себя. Таким образом, можно предположить, что сознание начинает формироваться с осознанием самого себя, а это осознание базируется на переживаниях субъекта. Другими словами, сознание начинается с переживания. 
 
В определенной мере высказанную гипотезу подтверждает факт природной эгоцентричности ребенка. Окружающая среда, в том числе социальная, имеет для него важность только в той мере, в какой она связана с удовлетворением его естественных потребностей. А удовлетворение потребностей сопряжено с переживаниями. Переживания же ведут к осознанию себя, к тому, что в центре мира оказывается осознающий себя через свои переживания ребенок. 
 
 
7. Функция формирования внутренней реальной человеческой жизни. Понимание эмоций как переживаний позволяет определить их место в структуре психических явлений. Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями). 
 
В сознании индивида любое переживание связано с мотивами и целями его жизни и деятельности. Оно является обычно переживанием чего-то, казалось бы, самого незначительного события, которое, однако, как определяющий момент вошло в жизнь человека. Особо важные переживания, связанные с занимаемой ролью того или иного события в жизни человека, становятся событием его личной жизни. 
 
"Понятие переживания выражает особый специфический аспект сознания; он может быть в нем более или менее выражен, но он вечно наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он вечно дан во взаимопроникновении и единстве с другим моментом -- знания, особенно существенного для сознания" Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -- М., 1946. С. 7.. Переоценить эту представленность переживания в каждом конкретном психическом явлении невозможно, потому как переживание превращает сознание в живое явление. Сознание -- это не осознанное знание о предметном мире, а живое знание -- знание, проникнутое переживанием. Понимая огромную важность этого факта, Рубинштейн поставил принцип единства переживания и знания на первое место среди других принципов познания природы психического. Как отмечалось выше, с общебиологической точки зрения полезность эмоций содержится в их подкрепляющей и закрепляющей функции. С общепсихологической точки зрения роль эмоций содержится в формировании всей внутренней психической жизни субъекта. 
 
Переживания интимно входят в любой психический процесс. Ощущения, восприятия, представления, мысли субъекта вечно несут в себе и компонент переживаний. Именно поэтому переживания могут стать основой для объединения всех психических процессов, всей внутренней психической жизни. Переживания выступают системным фактором внутренней психической жизни, основой для ее проявления в личностном "я". По всей вероятности, именно поэтому патологические нарушения прежде всего обнаруживаются в нарушениях эмоционально-чувственной сферы личности. 
 
5. Формы переживания эмоций и чувств. 
 
О, если бы я только мог 
 
Хотя отчасти,  
 
Я написал бы восемь строк 
 
О свойствах страсти. 
 
Я вывел бы ее закон,  
 
Ее начало,  
 
И повторял ее имен 
 
Инициалы. 
 
Б. Пастернак 
 
 
 
Эмоциональные состояния и формы их выявления детерминируются преимущественно социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых врожденных особенностей человека. Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей. 
 
Настроение -- это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное час дело человека, характеризует его злободневный тонус. 
 
Различают положительные настроения, которые проявляются в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность. 
 
Настроение -- это такое общее эмоциональное состояние, которое не направлено на что-то конкретное. Причины настроений -- самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные сообщения и т.п. 
 
Мера податливости настроениям имеет индивидуальный характер. Лица, которым свойственно самообладание, устойчивы к изменениям настроения, не падают духом более того в тех случаях, когда для этого есть основания, а, наоборот, борются с трудностями. Малодушные люди быстро поддаются изменениям настроения. Они нуждаются в поддержке коллектива. 
 
Аффекты -- это сильное, кратковременное возбуждение, которое возникает неожиданно, настолько овладевает человеком, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Примером аффекта может быть неожиданное переживание -- большой радости, взрыв гнева, страх. 
 
В состоянии аффекта происходит саморегуляция действий человека, осуществляемая эндокринной системой. В этом состоянии ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга. 
 
Особенно резко проявляется аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в этом случае немаловажно ослабляются. Аффекты вызываются неожиданными острыми жизненными ситуациями. Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека -- его темперамента, характера, воспитания. 
 
Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Человек, воспитавший в себе способность контролировать себя, обладать эмоциями, может контролировать свои аффективные реакции. 
 
Стресс напоминает аффект. Он, как и аффект, возникает в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно и нуждаются в немедленных мероприятиях для их преодоления. 
 
В стрессовом состоянии поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. Практика показывает, что дисциплинированность, организованность и самообладание предотвращают дезорганизацию поведения при стрессовых условиях. 
 
Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Н.Д. Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, дело по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния. 
 
Фрустрация возникает в результате конфликтов человека с другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая затрагивает значимость человека, его отношения, угрожает престижу, человеческому достоинству, приводит в состояние фрустрации. Она возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распущенных детей. 
 
Страсти -- сильные, стойкие, продолжительные чувства, которые захватывают человека, владеют им и проявляются в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточении его на одной цели. 
 
Страсть -- существенная сила человека, который энергично стремится к своей цели. Она порождает неослабевающую энергию в стремлении к цели. Страсть проявляется в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности -- в работе, обучении, науке, спорте, искусстве. 
 
Страсть имеет избирательный характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости. Страсти бывают положительные и негативные. Положительные страсти -- увлечение работой, обучением -- являются силой человека, которая порождает большую энергию в деятельности, способствует продуктивности работы.

6. Основные классификации эмоций. 
 
В очарованье русского пейзажа 
 
Есть подлинная радостью, но она 
 
Открыта не для каждого и даже 
 
Не каждому художнику видна. 
 
Н.Заболоцкий 
 
 
 
Среди вопросов об эмоциях, которые легче задать, чем ответить на них, есть, казалось бы, самый натуральный и как будто простой: какие бывают эмоции, какие бывают чувства? Трудности тут возникают, прежде всего, из-за огромного многообразия эмоциональных явлений. Ведь их можно классифицировать по-разному: по "знаку" (плюс -- минус) переживания -- приятные -- неприятные; по характеру потребности, которая лежит в основе переживания, -- биологическая или духовная; по предмету, по явлению окружающего мира, вызвавшему эмоцию или чувство; по их влиянию на дело человека -- активизируют или тормозят; по степени выраженности -- от легкого "нравится" до страстной любви и т. д. Но есть и ещё одна трудность, связанная с необходимостью определить то или иное эмоциональное переживание словесно. Основоположник научной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям: 1) удовольствие -- неудовольствие, 2) напряжение -- разряжение, 3) возбуждение -- торможение. Современный американский исследователь эмоций К. Изард считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные -- производными. К фундаментальным относятся: 1) интерес -- волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) беда -- страдание; 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд; 10) вина. Из соединения фундаментальных эмоций возникают, например, такие комплексные эмоциональные состояния, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес -- возбуждение. К комплексным (сложным) эмоциональным переживаниям относят также любовь и враждебность. Какой бы список эмоций мы ни рассматривали, вечно обнаруживается одна интересная особенность: к любой положительной эмоции -- эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующую или, может быть, лучше высказать противоположную эмоцию, что и составляет так называемую полярность чувств и эмоций. Важно отметить, что люди могут весьма существенно отличаться товарищ от друга не только по характеру переживаемых эмоций, по их силе, но и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название эмпатии. По словам американского психолога Карла Роджерса, "быть в состоянии эмпатии означает понимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без ущерб ощущения "как будто". Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает... Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же час -- тонким и чутким". В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства. 
 
Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной реальности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и практические. 
 
Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ослепительно проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты. 
 
Высшие чувства являются не только личными переживаниями, но и средством воспитательного влияния на других. 
 
Моральные чувства -- это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник -- совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей. 
 
Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека. 
 
Эстетические чувства -- это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое сильно переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек утверждает себя в предметном мире. 
 
Выводы. 
 
Итак, мы выяснили, что ответить на вопрос "Зачем нужны эмоции и чувства?" односложно нельзя. Дело в том, что эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной реальности, но только в форме переживания. При этом понятия "эмоции" и "чувства", которые "в быту" часто используются как равноценные, на самом деле обозначают различные психические явления, которые, конечно, самым тесным образом связаны между собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются. В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции -- это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно высказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, -- отрицательные. Важное отличие чувств от эмоций содержится в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция радости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угрожает, досады, если он не оправдал наших надежд, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т. д. В структуру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием, понятием. Одна из первостепенных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей реальности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности. По мнению советского психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что нужно ведать и для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информация), и тем, что на самом деле понятно. Тем не менее, многие явления эмоциональной жизни никак в психологические формулу не укладываются. И это не удивительно: жизнь вечно богаче формул. Тем более, эмоциональная!  
Литература. 
 
 
1. Анохин П.К. Эмоции. БМЭ. Т. 35.  
2. Изарт К.Е. Эмоции человека. -- М., 1980.  
3. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов. -- М., Просвещение, 1986. 
 
 
4. Максименко С.Д. Общая психология. -- М., 2000. 
 
 
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -- М., 1946.  
6. Симонов П.В. Высшая нервная дело человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. -- М., Наука, 1975.  
7. Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. -- М., Логос, 2002.

 

 


Информация о работе Выражение эмоций и чувств