Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:05, реферат
Задумываясь об эмоциях и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: к чему нужны чувства, к чему нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей реальности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают тот самый материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти? В то же час из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и предметная дело, вообще, вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств. Недаром издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, свобода и чувство; о противоположности ума и сердца -- "ум с сердцем не в ладу" и т.д.
Введение-3
1. Понятие об эмоциях и чувствах-4
2. Физиологические механизмы эмоций и чувств-5
3. Выражение эмоций и чувств-6
4. Функции чувств и эмоций-8
5. Формы переживания эмоций и чувств-12
6. Основные классификации эмоций-15
Выводы-17
Литература-19
Содержание
Введение-3
1. Понятие об эмоциях и чувствах-4
2. Физиологические механизмы
эмоций и чувств-5
3. Выражение эмоций и чувств-6
4. Функции чувств и эмоций-8
5. Формы переживания эмоций
и чувств-12
6. Основные классификации эмоций-15
Выводы-17
Литература-19
Введение
Задумываясь об эмоциях и чувствах,
может прийти вопрос, который кажется
странным и неожиданным на первый взгляд:
к чему нужны чувства, к чему нужны эмоции?
Благодаря познавательным процессам осуществляется
отражение окружающей реальности. При
этом каждый из изученных процессов вносит
свой вклад: ощущения доставляют информацию
об отдельных свойствах и признаках предметов
и явлений, восприятия дают их целостные
образы, память хранит воспринятое, мышление
и фантазия перерабатывают тот самый материал
в мысли и новые образы. Благодаря воле
и активной деятельности, человек осуществляет
свои планы и т. д. Может, легко было бы
обойтись без радости и страдания, удовольствия
и досады, наконец, без любви и ненависти?
В то же час из собственного опыта мы знаем,
что вся наша познавательная и предметная
дело, вообще, вся наша жизнь немыслима
без эмоций, без чувств. Недаром издавна
возникло представление о трехчленной
структуре психической жизни: ум, свобода
и чувство; о противоположности ума и сердца
-- "ум с сердцем не в ладу" и т.д. При
этом, как отмечали историки психологии,
наибольшее чуткость вечно уделялось
изучению познавательных и волевых процессов,
тогда как исследование эмоциональной
жизни оставалось уделом поэзии и музыки.
Однако в наши дни проблемой эмоций и чувств
занимаются многие ученые и целые научные
коллективы. И одним из первостепенных
вопросов остается -- к чему нужны чувства?
Иными словами, каковы их функции, какую
роль играют они в психической жизни человека?
1. Понятие об эмоциях и чувствах.
Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни,-
Но от преступного бесстрастья,
Но от покоя сохрани!
И. А. Аксаков
Деятельность человека, его
поведение вечно вызывают эмоции и чувства
-- положительное или негативное отношение
к ней. Отношение к реальности отражается
в мозгу и переживается человеком в форме
удовлетворения или недовольства, радости,
горя, гнева, стыда. Такие переживания
называют эмоциями или чувствами.
Человеческие эмоции и чувства
ослепительно выражают духовные запросы
и стремления человека, его отношение
к реальности. Эмоции и чувства органически
связаны между собой, но по содержанию
и форме переживания они не тождественны.
Эмоция -- это общая активная
форма переживания организмом своей жизнедеятельности.
Различают простые и сложные эмоции. Переживания
удовольствия от пищи, бодрости, усталости,
боли -- это простые эмоции. Они свойственны
и людям, и животным Простые эмоции в человеческой
жизни превратились в сложные эмоции и
чувства. Характерным признаком сложных
эмоций является то, что они возникают
к результате осознания предмета, выпавшего
их, понимания их жизненного значения,
например переживания наслаждения при
восприятии музыки, пейзажа.
Чувства -- это специфически
человеческие, обобщенные переживания
отношения к потребностям, удовлетворение
или неудовлетворение которых вызывает
положительные или негативные эмоции
-- радость, любовь, гордыня или беда, гнев,
стыд и т.п.
Эмоции и чувства характеризуются:
качеством и полярностью, активностью
и интенсивностью.
В чувстве проявляется отношение
человека к работе, событиям другим людям,
к самому себе. По качеству переживания
отличают одни эмоции и чувства от других,
например радость от гнева, стыда, возмущения,
любви и т.п.
Эмоциям и чувствам свойственна
полярность. Она проявляется в том, что
каждая эмоция, каждое чувство при разных
обстоятельствах могут проявляться противоположно:
"радость -- горе", "любовь -- ненависть",
"симпатия -- антипатия", "удовлетворение
-- недовольство". Полярные переживания
представляют очевидно выказанный позитивный
или негативный оттенок. Условия жизни
и деятельности вызывают чувства разного
уровня активности.
Различают стенические эмоции
и чувства -- те, что усиливают активность,
понуждают к деятельности, и астенические
-- те, которые угнетают человека, ослабляют
его активность, демобилизуют.
В зависимости от индивидуальных
особенностей человека, его состояния
и отношения к ситуации, к вызывающим переживания
предметам, эмоции и чувства проявляются
более или менее интенсивно и бывают продолжительными
или кратковременными.
Характерной особенностью эмоций
и чувств является то, что они захватывают
человека целиком. Осуществляя мгновенную
интеграцию, объединяя в целое все функции
организма, эмоции сигнализируют о полезных
или вредных влияниях на организм. Благодаря
этому эмоции имеют универсальное важность
для жизни организма.
Охватывая все разновидности
переживаний человека - от сильно травмирующих
страданий к высоким формам радости и
ощущения жизни, -- эмоции могут стать положительным
фактором жизнедеятельности -- повышать
активность организма, и негативным --
угнетать все его функции.
Известным физиологом П.К. Анохиным,
установлено, в частное то, что эмоции,
а именно продолжительные негативные
эмоции (страх, переживание боли и т.п.),
играют решающую роль в развитии так называемых
нейрогенных заболеваний Максименко С.Д.
Общая психология. -- М., 2000. С. 269..
Природа эмоций и чувств органически
связана с потребностями. Потребность
как нужда в чем-то вечно сопровождается
положительными или негативными переживаниями
в разнообразных их вариациях. Характер
переживаний обусловливается отношением
человека к потребностям и обстоятельствам,
которые способствуют или не способствуют
их удовлетворению.
Потребности человека и животных
отличаются по своему содержанию, интенсивности
и способам удовлетворения. Это обусловливает
отличие эмоций у людей и животных, более
того таких, которые свойственны как людям,
так и животным -- гнев, страх, радость,
грусть и т.п. Человеческие эмоции коренным
образом изменились в процессе исторического
развития, они очеловечились, купили своеобразные
особенности.
У человека как общественного
существа возникли высшие, духовные потребности,
а с ними и высшие чувства -- моральные,
эстетические, познавательные, не свойственные
животным. Эмоции животных остались на
уровне инстинктивных форм жизнедеятельности.
Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, свойственно
только человеку.
Эмоции и чувства человека связаны
с его деятельностью: дело вызывает разнообразные
переживания отношения к ней и ее результатам,
а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют
человека к деятельности, воодушевляют
его, становятся внутренней движущей силой,
его мотивами.
Чувства обогащают жизнь человека.
Идеи без чувств -- холодны, "светят,
но не греют", лишены жизненности и энергии,
не способны перейти в дело. Убежденность
без чувств невозможна.
2. Физиологические механизмы
эмоций и чувств.
"…Проверил я алгеброй гармонию"
А.С. Пушкин
Эмоции и чувства представляют
собой сложную реакцию организма, в которой
участвуют почти все отделы нервной системы.
Природа эмоций и чувств, как и всех других
психических процессов, является рефлекторной.
Физиологическим механизмом эмоций как
таковых является дело подкорковых нервных
центров -- гипоталамуса, лимбической системы,
ретикулярной формации. Но кора больших
полушарий головного мозга играет ведущую
роль в проявлениях эмоции и чувств, осуществляя
функцию регуляции подкорковых процессов,
направляя их дело в соответствии с осознанием
человеком своих переживаний.
Между корой и подкорковыми
центрами нервной системы постоянно происходит
взаимодействие. Подкорка оказывает положительное
влияние на кору больших полушарий как
источник их силы, тонизирует кору мозга,
посылая к ней мощные потоки раздражения.
Кора регулирует возбуждения, идущие из
подкорки, и под ее действием одни из этих
возбуждений реализуются в деятельности
и поведении, а другие тормозятся в зависимости
от обстоятельств и состояний человека.
Поддержка или нарушения устойчивости
нервных связей вызывает разнообразные
эмоции и чувства.
Одним из физиологических механизмов
чувств является динамические стереотипы,
системы временных нервных связей. Здесь
возникают чувство тяжести и легкости,
бодрости и усталости, удовлетворения
и обиды, радости, торжества и отчаяния
и т.п. В возникновении и движении чувств
большую роль играет вторая сигнальная
система в ее взаимодействии с первой.
Слово изменяет наши настроения, вызывает
увлечения, глубокие переживания. Лучшим
показателем этого являются чувства, вызываемые
поэтическими произведениями. Осознавая
как ситуацию, которая вызывает определенные
чувства, так и сами чувства, мы можем уменьшить
силу переживания, воздерживаясь или регулируя
их, но внешнее выражение эмоций и внутреннее
эмоциональное и чувственное состояния
при этом сохраняются.
3. Выражение эмоций и чувств.
Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал;
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горючею рекой...
М.Ю. Лермонтов
Переживания эмоциональных
состояний -- радости, любви, дружбы, симпатии,
благосклонности или боли, горя, страха,
ненависти, презрения, отвращения и т.п.
-- вечно сопровождаются соответствующими
внешними или внутренними выражениями.
Достаточно предстать эмоциональному
возбуждению, оно немедленно охватывает
весь организм. Внешние выражения эмоций
и чувств проявляются в движениях, позах,
в двигательной и вокальной мимике, интонациях
речи, движениях око и т.п. Внутренняя или
висцеральная выраженность переживаний
ослепительно проявляется в сердцебиении,
дыхании, кровяном давлении, изменениях
в эндокринных железах, органах пищеварения
и выделения.
Эти внутренние переживания
бывают астеническими или сте-ническими,
то есть проявляются через подавление
или возбуждение.
Внешнее или экспрессивное
выражение эмоций и чувств видно более
того у младенцев. Но у них оно ещё мало
дифференцировано. С опытом, особенно
с освоением ребенком речи, экспрессивное
выражение эмоций и чувств приобретает
разнообразные оттенки. Богатство их настолько
велико, что в языке существуют приблизительно
5000--6000 слов, которыми преимущественно
передаются переживания.
С опытом и развитием речи ребенок
постепенно овладевает экспрессивными
выражениями, в какой-то степени задерживает
их, но это не значит, что этим тормозится
эмоция. Нейрофизиологи считают, что в
таких случаях угнетаются только те или
иные периферийные компоненты эмоций
-- движения, мимика, сама же эмоция, раз
она возникла, неизбежно распространяется
на другие, преимущественно висцеральные
компоненты Максименко С.Д. Общая психология.
-- М., 2000. С. 272.. Формирование выдержки у
детей положительно отражается на их жизнедеятельности
и отношениях в коллективе.
С овладением экспрессивными
способами выражения эмоций и чувств формируются
способности понимать и понимать разнообразные
формы и оттенки выражения переживаний,
умения их опознавать.
Вместе с этим развивается умение
пользоваться экспрессивными способами
выражения чувств с поставленной задачей
оказывать влияние на других. Эта способность
необходима для артиста, а особенно для
педагога, который, распознав, благодаря
наблюдательности, внутренние состояния
и переживания, может руководить ими, влиять
на других с воспитательной поставленной
задачей собственными экспрессивно выраженными
чувствами.
В зависимости от обстоятельств
и состояния человека, его подготовленности
к переживаниям, эмоции и чувства могут
быть выражены no-разному. Чувство страха,
например, может начать астеническую реакцию
-- скованность, шок, или же реакцию стеническую.
Горе может начать апатию, бездействие,
растерянность или соответствующие энергичные
действия.
Формы и интенсивность выявления
эмоций и чувств в значительной степени
зависят от воспитанности, уровня культуры
человека, традиций и обычаев. Это особенно
отражается на выражении их внешними способами
-- мимикой, движениями, жестами. Внутреннее
же их выражение (сердцебиение, дыхание,
действо эндокринной системы) происходит
относительно независимо от социальных
факторов.
4. Функции чувств и эмоций. Как
сердцу выложить себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Ф.И. Тютчев
Для того чтобы изучить какое-либо
психологическое явление, в том числе
эмоции и чувства, нужно понять, какое
функциональное важность оно имеет в поведении
индивида -- например, ответить на вопрос,
для чего в повседневной жизни служат
эмоции и чувства. Проведенный выше анализ
биологических механизмов эмоций позволяет
выделить несколько основных функций
эмоций и чувств Шадриков В.Д. Введение
в общую психологию: эмоции и чувства.
-- М., Логос, 2002. С. 24--25..
1. Подкрепляющая и закрепляющая
функции эмоций. С общебиологической точки
зрения полезность эмоций содержится
в том, что они представляют собой механизм,
"удерживающий злободневный процесс
в его оптимальных границах и предупреждающий
разрушительный характер недостатка или
избытка каких-либо факторов жизни данного
организма". Будучи тесно связанной
с удовлетворением или неудовлетворением
актуальной потребности, эмоция выступает
как подкрепляющий фактор, который толкает
организм на устранение исходной потребности
Анохин П.К. Эмоции. БМЭ. Т. 35. С.354-357.. Положительная
эмоция закрепляет приспособительный
результат. Отсюда можно заключить, что
в общебиологическом плане функция эмоций
содержится в выполнении ими роли фактора,
подкрепляющего и закрепляющего полезное
действо. Отсюда вытекает и важность эмоций
в научении и обучении. В научении эмоция
выступает как закрепляющий фактор, а
в обучении положительные эмоции стимулируют
учебную дело ученика. Без положительных
эмоций не может быть эффективного обучения.
2. Активационно-
3. Гиперкомпенсаторная
функция. Она проявляется в том, что эмоции
приводят к избыточной мобилизации энергетических
ресурсов организма. Эволюция многократно
подтвердила преимущества энергетической
расточительности по сравнению с угрозой
недостатка метаболического обеспечения
предстоящей деятельности, когда отсутствуют
точные сведения о ее действительном объеме
Симонов П.В. Высшая нервная дело человека.
Мотивационно-эмоциональные аспекты.
-- М., Наука, 1975. С. 95.. Механизмом, запускающим
в этом случае эмоции, является отсутствие
полных сведений для построения адаптивного
поведения.
4. Информационная функция
эмоций. Анализируя ситуацию информационного
обеспечения деятельности и поведения,
Симонов сформулировал информационную
теорию эмоций. Суть ее содержится в утверждении,
что "...эмоции высших животных и человека
представляют собой специальный мозговой
аппарат, отражающий величину потребности
и вероятность ее удовлетворения в в данный
момент. При этом степень эмоционального
напряжения количественно зависит от
силы потребности, а также от разницы между
информацией, прогностически необходимой
для удовлетворения потребности, и информацией,
имеющейся у субъекта или полученной им"
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. -- М., 1981.
С. 88-89..
Эмоции реализуют познавательную
и оценочную функции. В этом случае за
счет снижения точности реагирования
достигается общий адаптационный результат.
5. Интегральная функция
эмоций. Характерная особенность эмоций
состоит в том, что своим действием они
охватывают весь организм, "производя
почти моментальную интеграцию (объединение
в единое целое) всех функций организма".
Эмоции сами по себе могут быть в первую
очередь абсолютным сигналом полезною
или вредного воздействия на организм
Анохин П.К. Эмоции. БМЭ. Т. 35. С.339-341.. Переживание
явились универсальным механизмом, обеспечивающим
выживание организма (животного и человека).
6. Функция формирования
сознания. Сознание, как понятно, вторичная,
субъективная форма существования психического.
Это отражение психического в себе, отражение
своих ощущений, восприятий, представлений,
мыслей, переживаний. Процесс осознания
явлений психики связан с осознанием их
предметности. Возможность же осознания
предмета восприятия содержится в механизме
самого психического процесса восприятия.
В отличие от восприятия внешних объектов,
в случае эмоций человек воспринимает
свои переживания. В этих переживаниях
субъект раскрывает сам себя. В переживаниях
он сам выступает для себя объектом познания.
И если процесс осознания явлений психики
связан с осознанием их предметности,
то в переживаниях субъект осознает себя.
Таким образом, можно предположить, что
сознание начинает формироваться с осознанием
самого себя, а это осознание базируется
на переживаниях субъекта. Другими словами,
сознание начинается с переживания.
В определенной мере высказанную
гипотезу подтверждает факт природной
эгоцентричности ребенка. Окружающая
среда, в том числе социальная, имеет для
него важность только в той мере, в какой
она связана с удовлетворением его естественных
потребностей. А удовлетворение потребностей
сопряжено с переживаниями. Переживания
же ведут к осознанию себя, к тому, что
в центре мира оказывается осознающий
себя через свои переживания ребенок.
7. Функция формирования
внутренней реальной человеческой жизни.
Понимание эмоций как переживаний позволяет
определить их место в структуре психических
явлений. Человек проживает жизнь, переживая
ее. Каждое событие жизни сопровождается
эмоциями (переживаниями).
В сознании индивида любое переживание
связано с мотивами и целями его жизни
и деятельности. Оно является обычно переживанием
чего-то, казалось бы, самого незначительного
события, которое, однако, как определяющий
момент вошло в жизнь человека. Особо важные
переживания, связанные с занимаемой ролью
того или иного события в жизни человека,
становятся событием его личной жизни.
"Понятие переживания выражает
особый специфический аспект сознания;
он может быть в нем более или менее выражен,
но он вечно наличен в каждом реальном,
конкретном психическом явлении; он вечно
дан во взаимопроникновении и единстве
с другим моментом -- знания, особенно существенного
для сознания" Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. -- М., 1946. С. 7.. Переоценить
эту представленность переживания в каждом
конкретном психическом явлении невозможно,
потому как переживание превращает сознание
в живое явление. Сознание -- это не осознанное
знание о предметном мире, а живое знание
-- знание, проникнутое переживанием. Понимая
огромную важность этого факта, Рубинштейн
поставил принцип единства переживания
и знания на первое место среди других
принципов познания природы психического.
Как отмечалось выше, с общебиологической
точки зрения полезность эмоций содержится
в их подкрепляющей и закрепляющей функции.
С общепсихологической точки зрения роль
эмоций содержится в формировании всей
внутренней психической жизни субъекта.
Переживания интимно входят
в любой психический процесс. Ощущения,
восприятия, представления, мысли субъекта
вечно несут в себе и компонент переживаний.
Именно поэтому переживания могут стать
основой для объединения всех психических
процессов, всей внутренней психической
жизни. Переживания выступают системным
фактором внутренней психической жизни,
основой для ее проявления в личностном
"я". По всей вероятности, именно поэтому
патологические нарушения прежде всего
обнаруживаются в нарушениях эмоционально-чувственной
сферы личности.
5. Формы переживания эмоций
и чувств.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Б. Пастернак
Эмоциональные состояния и
формы их выявления детерминируются преимущественно
социальными факторами, но нельзя игнорировать
в выяснении их природы и некоторых врожденных
особенностей человека. Богатство эмоциональных
состояний проявляется в форме настроений,
аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.
Настроение -- это общее эмоциональное
состояние, которое своеобразно окрашивает
на определенное час дело человека, характеризует
его злободневный тонус.
Различают положительные настроения,
которые проявляются в бодром состоянии
и при высоком тонусе, и негативные, которые
угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.
Настроение -- это такое общее
эмоциональное состояние, которое не направлено
на что-то конкретное. Причины настроений
-- самые разные: неподготовленность к
деятельности, страх перед ожидаемой неудачей,
болезненные состояния, приятные сообщения
и т.п.
Мера податливости настроениям
имеет индивидуальный характер. Лица,
которым свойственно самообладание, устойчивы
к изменениям настроения, не падают духом
более того в тех случаях, когда для этого
есть основания, а, наоборот, борются с
трудностями. Малодушные люди быстро поддаются
изменениям настроения. Они нуждаются
в поддержке коллектива.
Аффекты -- это сильное, кратковременное
возбуждение, которое возникает неожиданно,
настолько овладевает человеком, что он
теряет способность контролировать свои
действия и поступки. Примером аффекта
может быть неожиданное переживание --
большой радости, взрыв гнева, страх.
В состоянии аффекта происходит
саморегуляция действий человека, осуществляемая
эндокринной системой. В этом состоянии
ослабляются тормозные процессы коры
больших полушарий головного мозга.
Особенно резко проявляется
аффективное состояние при опьянении,
так как тормозные процессы в этом случае
немаловажно ослабляются. Аффекты вызываются
неожиданными острыми жизненными ситуациями.
Аффект, как и настроение, зависит в какой-то
степени от индивидуальных особенностей
человека -- его темперамента, характера,
воспитания.
Аффекты вызывают глубокие
изменения в психике, истощают ее. Человек,
воспитавший в себе способность контролировать
себя, обладать эмоциями, может контролировать
свои аффективные реакции.
Стресс напоминает аффект. Он,
как и аффект, возникает в напряженных
условиях жизни и деятельности, в опасных
ситуациях, которые возникают неожиданно
и нуждаются в немедленных мероприятиях
для их преодоления.
В стрессовом состоянии поведение
человека дезорганизуется, наблюдаются
беспорядочные движения, нарушается речь,
ошибки в переключении внимания, в восприятии,
памяти и мышлении, проявляются эмоции,
не адекватные ситуации. Практика показывает,
что дисциплинированность, организованность
и самообладание предотвращают дезорганизацию
поведения при стрессовых условиях.
Фрустрация представляет собой
эмоциональное состояние, характерным
признаком которого является дезорганизация
сознания и деятельности, а человек оказывается
в состоянии безнадежности, утраты перспективы.
Н.Д. Левитов называет разновидности фрустрации:
агрессивность, дело по инерции, депрессивные
состояния, для которых характерны переживания
горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.
Фрустрация возникает в результате
конфликтов человека с другими людьми,
особенно в коллективе, в котором он не
получает поддержки, сочувственного отношения.
Негативная социальная оценка личности,
которая затрагивает значимость человека,
его отношения, угрожает престижу, человеческому
достоинству, приводит в состояние фрустрации.
Она возникает у людей с повышенной возбудимостью,
с недостаточно развитыми тормозными
процессами, у невоспитанных, распущенных
детей.
Страсти -- сильные, стойкие,
продолжительные чувства, которые захватывают
человека, владеют им и проявляются в соединении
всех устремлений человека в одном направлении,
в сосредоточении его на одной цели.
Страсть -- существенная сила
человека, который энергично стремится
к своей цели. Она порождает неослабевающую
энергию в стремлении к цели. Страсть проявляется
в самых различных сферах человеческой
жизни и деятельности -- в работе, обучении,
науке, спорте, искусстве.
Страсть имеет избирательный
характер и проявляется не только в эмоциональной,
но и в познавательной, волевой сферах,
в форме настойчивости. Страсти бывают
положительные и негативные. Положительные
страсти -- увлечение работой, обучением
-- являются силой человека, которая порождает
большую энергию в деятельности, способствует
продуктивности работы.
6. Основные классификации
эмоций.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радостью, но
она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н.Заболоцкий
Среди вопросов об эмоциях,
которые легче задать, чем ответить на
них, есть, казалось бы, самый натуральный
и как будто простой: какие бывают эмоции,
какие бывают чувства? Трудности тут возникают,
прежде всего, из-за огромного многообразия
эмоциональных явлений. Ведь их можно
классифицировать по-разному: по "знаку"
(плюс -- минус) переживания -- приятные
-- неприятные; по характеру потребности,
которая лежит в основе переживания, --
биологическая или духовная; по предмету,
по явлению окружающего мира, вызвавшему
эмоцию или чувство; по их влиянию на дело
человека -- активизируют или тормозят;
по степени выраженности -- от легкого
"нравится" до страстной любви и т.
д. Но есть и ещё одна трудность, связанная
с необходимостью определить то или иное
эмоциональное переживание словесно.
Основоположник научной психологии Вильгельм
Вундт предложил характеризовать эмоции
по трем направлениям: 1) удовольствие
-- неудовольствие, 2) напряжение -- разряжение,
3) возбуждение -- торможение. Современный
американский исследователь эмоций К.
Изард считает ряд эмоций фундаментальными,
а все остальные -- производными. К фундаментальным
относятся: 1) интерес -- волнение; 2) радость;
3) удивление; 4) беда -- страдание; 5) гнев;
6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд;
10) вина. Из соединения фундаментальных
эмоций возникают, например, такие комплексные
эмоциональные состояния, как тревожность,
которая может сочетать в себе и страх,
и гнев, и вину, и интерес -- возбуждение.
К комплексным (сложным) эмоциональным
переживаниям относят также любовь и враждебность.
Какой бы список эмоций мы ни рассматривали,
вечно обнаруживается одна интересная
особенность: к любой положительной эмоции
-- эмоции, которая переживается нами как
приятная, можно подобрать соответствующую
или, может быть, лучше высказать противоположную
эмоцию, что и составляет так называемую
полярность чувств и эмоций. Важно отметить,
что люди могут весьма существенно отличаться
товарищ от друга не только по характеру
переживаемых эмоций, по их силе, но и по
способности сочувствовать, сопереживать.
Эта способность получила название эмпатии.
По словам американского психолога Карла
Роджерса, "быть в состоянии эмпатии
означает понимать внутренний мир другого
точно, с сохранением эмоциональных и
смысловых оттенков. Как будто становишься
этим другим, но без ущерб ощущения "как
будто". Так, ощущаешь радость или боль
другого, как он их ощущает, и воспринимаешь
их причины, как он их воспринимает... Быть
эмпатичным трудно. Это означает быть
ответственным, активным, сильным и в то
же час -- тонким и чутким". В эмоциональной
сфере человека особое место занимают
высшие чувства.
Они представляют собой отражение
отношения к явлениям социальной реальности
и их переживания. По содержанию высшие
чувства подразделяют на моральные, эстетические,
интеллектуальные и практические.
Уровень духовного развития
человека зависит от степени развития
этих чувств. В высших чувствах ослепительно
проявляются их интеллектуальные, эмоциональные
и волевые компоненты.
Высшие чувства являются не
только личными переживаниями, но и средством
воспитательного влияния на других.
Моральные чувства -- это чувства,
в которых проявляется стойкое отношение
человека к событиям, к другим людям, к
самому себе. Их источник -- совместная
жизнь людей, их отношения, борьба за достижение
значимых целей.
Моральные чувства человека
образовались в результате общественно-исторической
жизни людей, в процессе их общения, и стали
важным способом оценки поступков и поведения,
регуляции отношений человека.
Эстетические чувства -- это
чувства красоты явлений природы, гармонии
красок, звуков, движений и форм. Гармоническое
согласование в предметах целого и частей,
ритмов, консонанс, симметрия вызывают
чувство приятного, наслаждение, которое
сильно переживается и облагораживает
душу. Эти чувства вызывают произведения
искусства. Не только в мышлении, а и чувствами
человек утверждает себя в предметном
мире.
Выводы.
Итак, мы выяснили, что ответить
на вопрос "Зачем нужны эмоции и чувства?"
односложно нельзя. Дело в том, что эмоции
и чувства имеют не одну определенную
функцию, а несколько. Прежде всего, эмоции
и чувства, как и все остальные психические
процессы, представляют собой отражение
реальной реальности, но только в форме
переживания. При этом понятия "эмоции"
и "чувства", которые "в быту"
часто используются как равноценные, на
самом деле обозначают различные психические
явления, которые, конечно, самым тесным
образом связаны между собой. И в эмоциях
и в чувствах отражаются потребности человека,
вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.
В эмоциональных переживаниях отражается
жизненная значимость действующих на
человека явлений и ситуаций. Иначе говоря,
эмоции -- это отражение в форме пристрастного
переживания жизненного смысла явлений
и ситуаций. В общем, можно высказать, что
все способствующее или облегчающее удовлетворение
потребностей вызывает положительные
эмоциональные переживания, и, наоборот,
все, что этому препятствует, -- отрицательные.
Важное отличие чувств от эмоций содержится
в том, что чувства обладают относительной
устойчивостью и постоянством, а эмоции
возникают в ответ на конкретную ситуацию.
Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется,
прежде всего, в том, что чувство переживается
и обнаруживается именно в конкретных
эмоциях. Так, чувство любви к близкому
человеку может переживаться в зависимости
от ситуации как эмоция радости за него,
удовольствия от общения, тревоги в случае,
если ему что-либо угрожает, досады, если
он не оправдал наших надежд, гордости
за его успехи, стыда в случае, если он
совершил что-либо недостойное, и т. д.
В структуру чувства входит не только
эмоция, непосредственное переживание,
но и более обобщенное отношение, связанное
со знанием, пониманием, понятием. Одна
из первостепенных функций эмоций состоит
в том, что они помогают ориентироваться
в окружающей реальности, оценить предметы
и явления с точки зрения их желательности
или нежелательности, полезности или вредности.
По мнению советского психофизиолога
П.В. Симонова, эмоция возникает тогда,
когда появляется рассогласование между
тем, что нужно ведать и для того, чтобы
удовлетворить потребность (необходимая
информация), и тем, что на самом деле понятно.
Тем не менее, многие явления эмоциональной
жизни никак в психологические формулу
не укладываются. И это не удивительно:
жизнь вечно богаче формул. Тем более,
эмоциональная!
Литература.
1. Анохин П.К. Эмоции.
БМЭ. Т. 35.
2. Изарт К.Е. Эмоции человека.
-- М., 1980.
3. Коломинский Я.Л. Человек:
психология: Книга для учащихся старших
классов. -- М., Просвещение, 1986.
4. Максименко С.Д. Общая
психология. -- М., 2000.
5. Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. -- М., 1946.
6. Симонов П.В. Высшая
нервная дело человека. Мотивационно-эмоциональные
аспекты. -- М., Наука, 1975.
7. Шадриков В.Д. Введение
в общую психологию: эмоции и чувства.
-- М., Логос, 2002.