Высшие чувства – моральные, интеллектуальные, эстетические, практические – как результат общественного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:41, контрольная работа

Краткое описание

Цель – изучить взаимосвязь высших чувств как явление развития общества.
Для достижения цели исследования необходимо решить несколько задач:
определить понятие чувства,
проанализировать виды чувств,
понять значение высших чувств в развитии общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Понятие чувства, их виды и проявления……………………………………...4
Высшие чувства личности – моральные (нравственные), интеллектуальные (познавательные), эстетические, практические и их психологическая характеристика………………………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ_психология.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Моральными или нравственными называются чувства, которые испытывает человек при восприятии действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом. Объектом моральных чувств являются социальные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т.д. К нравственным чувствам относят любовь, чувство долга, гуманность, доброжелательность, дружбу, сочувствие и др. Среди моральных чувств иногда отдельно выделяются морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным организациям и учреждениям, коллективам, государству в целом, к родине и т.д. Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их ярко выраженный действенный характер, т.к. человек всю свою жизнь находится в активном взаимодействии с внешним миром. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и возвышенных поступков.

Переживания, возникающие  в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными или познавательными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Эти чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека  и постоянно сопровождают ее. Осуществляемая познавательная деятельность вызывает целую гамму переживаний. Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться – очень важное качество, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно – необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных.

«Познание человека –  это не мертвое, зеркально-механическое отражение действительности, а страстное  искание истины!» (Г.Х.Шингаров, учёный в сфере психологии и философии 20 века).

Также немаловажное место  в классификации чувств занимают эстетические чувства. Они тесно  связаны с моральными. Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Сколько бы раз мы ни восхищались красотами природы или шедеврами искусства, нам хочется еще и еще раз насладиться ими. Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его понимает. Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве. Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Эту способность человек приобрел в процессе общественного развития, общественной практики.

Среди особых групп высших чувств важное место занимают чувства практические, связанные с деятельностью – трудом, учением, спортом, т. е. разнообразные формы деятельности человека, делаются предметом его эмоционального отношения. Чем сложнее деятельность – тем многообразнее чувства, с нею связанные. В сфере практических чувств можно выделить творческие чувства. Когда человек осуществляет деятельность, которая предполагает сознательное внесение в неё элементов нового, приводящего к повышению ценности создаваемого продукта деятельности, то это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств. Труд - основа существования человека, и среди высших чувств важное место занимает положительное эмоциональное отношение к труду: переживание его как сложного, но необходимого дела, как источника бодрости при встрече с препятствиями, как чувства радости от успешного завершения. Эти явления относятся к практическим чувствам.

Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что данная классификация  чувств является условной и создана  для удобства изучения психических  явлений. Психика, как сложная и  целостная система, состоит из множества взаимосвязанных элементов и процессов, влияющих друг на друга.

Чувства интеллектуальные, практические, эстетические возникают в единстве с чувствами нравственными и обогащаются в связи с ними.

Превращение чувства  в побудительную силу, ведущую к действию, переход переживания в поступок приводят к тому, что чувство приобретает новое качество – оно закрепляется в поведении. Создаёт «нравственные привычки»; человек знает, какие чувства ему присущи.

Чувства играют значительную роль и в самопознании человека, поскольку оно возникает не только на основе осмысления собственных поступков и действий, но и на основе осмысления пережитых чувств. Чем значительнее эмоциональная жизнь человека – тем интенсивнее такое самопознание.

Проблема классификации чувств остается нерешенной. Во всяком случае, пока нет исчерпывающей  классификации чувств, что объясняется, во-первых, большим их разнообразием и, во-вторых, изменчивостью в зависимости от исторических условий.

В современном мире разума чувства сильно обесценены, поскольку есть такая версия, что они препятствуют ясности мысли и действия. Но это не так. Наоборот, чувства не только регулируют энергию, но также являются носителями определенного опыта и нашего знания о себе и мире.

Чувства помогают понять, что происходит с вами в соприкосновении с окружающим миром, как вы на него реагируете, что вам подходит, а что нет, в чем вы нуждаетесь и что вы на самом деле хотите делать. Например, когда вы прикасаетесь к раскаленному предмету, вы чувствуете боль. Боль сообщает вам, что этот предмет опасен для вашего здоровья и жизни. Если вы несетесь на огромной скорости в горах по дороге без ограждения, вы можете почувствовать страх – страх тоже отвечает за вашу безопасность. Если вы чувствуете обиду или злость в тот момент, когда кто-то говорит вам неприятные слова, – эти чувства сигнализируют, что ваша личная территория подвергается вторжению. Чувства – наш главный поставщик информации о том, что происходит с нами в соприкосновении с другими объектами окружающей среды, будь это предметы или другие существа.

Таким образом, можно уверенно сказать, что чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства – продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

 

 

 

Заключение

 

В заключение исследования можно сделать вывод, что для человека имеет ценность лишь пережитое в чувстве. Все чувства взаимосвязаны и проявляются в той или иной степени в зависимости от ситуаций. Они побуждают нас к действиям, оказывают влияние на принятие решений и постановку жизненных целей, определяют наше поведение, да и просто оказываются необходимыми в преодолении трудностей повседневной жизни. Благодаря чувствам мы воспринимаем окружающий мир не как постороннее явление, а принимаем в нем активное участие и испытываем определенные переживания. Одни ситуации вызывают ненависть и гнев, другие любовь и умиротворение. Некоторыми своими поступками мы можем гордиться, а некоторых напротив – стыдиться. Именно переживания делают нас людьми, а нашу жизнь яркой и осмысленной.

Возникновение чувств обусловлено  общественным бытием человека. Иначе  говоря, чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат, прежде всего, потребности, возникшие в  процессе общественного развития человека и связанные с отношениями между людьми. Без развития чувств человечество находилось бы на примитивном животном уровне.

Чувства отличаются от эмоциональных  реакций и эмоциональных состояний  прежде всего длительностью и глубиной их проявлений – они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь. Таким образом, жизнь и роль человека в обществе основана на чувствах и процесс формирования чувств является результатом общественного развития.

 

Список использованной литературы

 

  1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – 752с.
  2. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Питер, 2005. – 221с.
  3. Нуркова В.В., Березанская Н. Б. Психология: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2004. – 484с.
  4. Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Кутасова Т.В. – М.,       2004. – 222с.
  5. Шишкоедов П.Н. Общая психология. – М.: Эксмо, 2009. – 288с.

Информация о работе Высшие чувства – моральные, интеллектуальные, эстетические, практические – как результат общественного развития