Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 17:48, курсовая работа
Цель работы: выявить гендерные особенности поведения мужчин и женщин в футбольной команде.
Объект исследования: футбол как командный вид спорта.
Предмет исследования: гендерная специфика футбольных команд.
Общая гипотеза: поведение мужчин и женщин в футбольных командах различно.
Введение ……………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Гендерные исследования в психологии …………………………………… 6
Глава 2 Гендерная специфика футбольных команд ……………………………….. 13
2.1. Специфика командных видов спорта …………………………………… 13
2.2. Психологическая характеристика футбола ……………………………... 16
2.3. Гендерная специфика командных видов спорта ……………………….. 19
Вывод ………………………………………………………………………………….. 25
Заключение ……………………………………………………………………………. 26
Список литературы …………………………………
4. Дифференцированность и структурность. Взаимодействие в процессе решения стоящих перед командой задач порождает дифференциацию между ее членами как по выполняемым функциям и обязанностям, так и по личным контактам, т. е. внутри одной команды возникают формальные (официальные) и неформальные (дружественные) группировки. Однако групповая дифференциация еще не создает структуру. Структуру создают связи и отношения между спортсменами и подгруппами спортсменов внутри команды.
Особенность командных игровых видов спорта в том, что игра проводится с участием двух групп спортсменов — команд, каждая из которых имеет соревновательную цель. Отличительная черта командных игр — возможность замены некоторых игроков. Из-за этой особенности состав спортсменов, необходимых для проведения состязания, превышает количество необходимых игроков непосредственно задействованных в игре в определенный момент времени. Также почти во всех подобных видах спорта существуют запасные игроки, которые держатся для подстраховки, т.к. если тот или иной спортсмен получает травму, или по другим причинам выбывает из игры, игра все равно должна продолжаться.
2.2. Психологическая характеристика футбола
Футбол - это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания.
Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый футболист может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива.
В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества; преодолевать усталость, боль; вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды; строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества. Занятия футболом расширяют возможности эстетического воздействия на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте, к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению.
Среди важных условий, оказывающих влияние на физическое и психологическое воспитание игрока футбольной команды в процессе спортивной тренировки и соревнований, выделяется групповая композиция (это определенная групповая структура, в которой в качестве элементов являются члены группы, а форма взаимосвязи – это сходство и различие их индивидуально-психологических свойств). Групповая композиция характеризуется как однородная, если группа состоит из сходных по индивидуально-психологическим свойствам людей, и как разнородная, если между ними обнаруживается различие. Психологическая совместимость взаимодействующих игроков в командной деятельности выступает важным фактором, обусловливающим срабатываемость спортсменов, и проявляется в быстроте овладения новыми упражнениями, стабильности их выполнения, оптимизации игрового взаимодействия, повышении результативности соревновательной деятельности команды.
Физиологические особенности деятельности футболистов.
Эффективное участие в игре зависит - в самом общем смысле - от психофизиологического статуса игрока, определяющегося его индивидуальными особенностями, а также от высокой работоспособности, которая позволяет переносить интенсивные соревновательные и тренировочные нагрузки. Специалисты физиологии, биохимии, а также спортивной медицины, анализируя такие зависимости, пришли к выводу, что к числу основных показателей, характеризующих интенсивность нагрузки в футболе, следует отнести, прежде всего, уровень расхода энергии игроком в процессе самой игры.
Психологические особенности деятельности футболистов.
В виду разнообразия и изменчивости двигательных раздражителей футбол как игра предъявляет к спортсменам особые требования. Здесь весьма необходимы высокая способность приспособления психики к самым разнообразным воздействиям, творческая реализация двигательных возможностей на основе антиципации, т.е. предвидения замыслов соперника и партнеров по команде, быстрое и точное (правильное) тактическое мышление, высокая степень коллективной интеграции и дисциплины, владение своими эмоциональными переживаниями, а также специализированное развитие тех или иных психических функций и волевых качеств футболистов.
Большая напряженность соревновательной борьбы, многообразный характер игровых действий определяют психологические особенности деятельности футболистов. При этом надо учитывать такие факторы, как:
1) высокая скорость полета мяча (30 м/с) и особенности его траектории и направления полета;
2) большое количество и разнообразие внешних сигналов и быстроту смены ситуаций;
3) необходимость выполнения ответных действий в условиях дефицита времени (футболист должен мгновенно оценить сложившуюся ситуацию, принять наиболее правильное в данный момент решение, спланировать и реализовать свои действия);
4) дискретность восприятия (выбор наиболее значимых приемов, ответных действий);
5) постоянный поиск ситуации и определение оптимального способа ее
решения;
6) результативный характер каждого приема - большую значимость каждого действия (особенно в районе штрафных площадок);
7) необходимость высокой помехоустойчивости по отношению к неожиданным раздражителям.
Таким образом, характер соревновательной деятельности футболистов, ее физиологические и психологические особенности позволяют заключить, что футбол предъявляет весьма разносторонние и высокие требования к спортсменам. Естественно, столь же разносторонними должны быть и качества футболистов [15].
Особое значение имеет создание сплоченного коллектива, умеющего преодолевать игровые и жизненные трудности. Команда - общность людей. А само понятие «общность» предполагает общие профессиональные интересы, устремления. Поэтому нужно знать психологические особенности каждого игрока. Психологический климат в команде зависит от многих внутренних и внешних факторов - объективных и субъективных. Внешние: материальная сторона, цели команды, окружающая обстановка («среда»). Внутренние: индивидуум, интеллект, личностные качества. Многое зависит и от тренера команды, который обязан создавать благоприятный микроклимат, формировать коллектив, умеющий с минимальными потерями преодолевать и взлеты, и падения. Так же в команде должен формироваться определенный психологический настрой. А для такого настроя необходим, прежде всего, правильно спланированный учебно-тренировочный процесс, исключающий однообразие, организационные сбои, наличие «любимчиков» [10].
Лидерство следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности. Лидер как субъект лидерского процесса воздействует на ведомых, ведомые же принимают или отвергают эти воздействия. Принятие лидерского влияния обнаруживается в подчинении, следовании указаниям, советам, просьбам лидера и, наоборот, отказ проявляется в неподчинении, несогласии с лидером, уклонении от исполнения его распоряжений. Влияние лидерства и лидера в команде может быть непосредственным (даже физически), внешне легко фиксируемым, но может иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через какие-либо факторы, например через этические или нравственные нормы, бытующие в данной команде.
В роли лидера в футбольной команде выступает обычно наиболее авторитетный, опытный спортсмен, т.е. «актив». Возможность участвовать в управлении командой у лидеров достаточно широка. Причем если лидер действует в соответствии с планом и задачами тренера, то достигается, как правило, максимальный положительный эффект в организации и координации совместных усилий членов команды.
В команде можно наблюдать здоровую конкуренцию. Это проявляется в том, что каждый член команды стремится стать лучше остальных и быстрее получить более высокий спортивный разряд. Игроки, которые выделяются лучшими результатами, пользуются большим авторитетом, а остальные тянутся за ними. Тренер в процессе обучения может учитывать этот фактор.
2.3. Гендерная специфика командных видов спорта
Существуют различия между мужчинами и женщинами, занимающимися спортом, с точки зрения возможностей заниматься, психо-социальных ориентаций и реакций на занятия спортом.
Джилл и Дитер [13] разработали анкету спортивной ориентации (АСО), которая позволяет оценить три различных вида мотивации в спорте высших достижений:
соревновательность — ориентация достижения на участие и стремление к достижению успеха;
ориентация на победу — стремление добиться победы и избежать поражения;
ориентация на цель — акцент на достижение личной цели.
Воспользовавшись анкетой спортивной ориентации, ученые выявили следующие различия между мужчинами и женщинами:
1) для мужчин характерны более высокие показатели соревновательности и ориентации на победу, тогда как для женщин — более высокие показатели ориентации на цель;
2) мужчины в большей степени занимаются соревновательной деятельностью;
3) женщины в равной степени с мужчинами занимаются несоревновательными видами деятельности.
На основании результатов приведенных выше исследований можно заключить, что мужчины более восприимчивы к социальному сравнению и ориентированы на победу, тогда как женщин в большей степени интересует улучшение собственных результатов. Эти различия касаются только спорта.
Для спортсменов-мужчин более характерна ориентация на достижение победы, тогда как женщины-спортсменки в большей степени стремятся к улучшению собственных результатов.
Причины, препятствующие регулярным занятиям физической культурой и спортом. Женщины чаще, чем мужчины, ссылаются на отсутствие интереса, нехватку свободного времени. Мужчины же чаще называют внешние причины: нет поблизости спортивной базы, нет секции по любимому виду спорта, не организованы занятия в группах здоровья. Меньшее участие в спортивных занятиях девочки и девушки объясняют большой занятостью, учебой, необходимостью помогать родителям по дому, состоянием здоровья, а женщины – семейными обязанностями и устаревшими традициями и обычаями.
По данным Петерсон с соавторами [4], спортсменка в команде проявляет некоторую отчужденность, сдержанность в общении, хладнокровие; уровень ее интеллекта несколько выше, чем у женщины, которые не занимаются спортом. Оказалось также, что спортсменки несколько серьезнее и менее склонны к свободному выражению своих чувств.
В исследованиях двух других американских спортивных психологов - Огилви из Калифорнии и Брента Рашэлла из Индианы не было обнаружено достоверных различий в чертах личности между спортсменками и спортсменами. Огилви отмечает [4] у спортсменок стремление к доминированию, агрессивность и относительную самостоятельность.
Можно привести исследование Эвелин Бэрд [4], которая, изучая личностные особенности 44 канадских хоккеисток, обнаружила, что они склонны экспериментировать, выходить за рамки условностей и существующих социальных норм, а в ряде случаев проявлять даже недисциплинированность. Наряду с высокой самостоятельностью спортсменки также могли правильно реагировать на обвинения и критику в свой адрес и обычно держались в тени. Кроме того, по своим личностным особенностям они в целом были достаточно управляемы и прислушивались к замечаниям и предъявляемым к ним в процессе тренировки требованиям. Интересно, что для этой группы спортсменок было нехарактерно стремление к одобрению со стороны других и они не испытывали страха или опасения получить травму.
Для женщин большое значение и интерес представляют данные, свидетельствующие о социальном признании их как спортсменок и их права заниматься избранным видом спорта. Женщины, занимающиеся спортом в этих условиях, обычно испытывают тревогу и опасения по поводу возможной неблагоприятной реакции со стороны окружающих и утраты своего социального статуса. Огилви [4] также на основании проведенных им исследований пришел к выводу о том, что занятия спортом не вызывают появления у женщин каких-либо нежелательных или отрицательных личностных черт, которые наносили бы ущерб их социальному статусу или женственности.