Генезис невроза — клиент-центрированная психотерапия. К. Роджерса
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 06:55, контрольная работа
Краткое описание
Роджерс Карл (1902-1987) - американский психолог и психотерапевт, один из создателей гуманистической психологии, автор трудов по общей, социальной, детской психологии, индивидуальным и групповым формам терапии, "центрированной на человеке". В глазах психологического мира Карл Роджерс ассоциируется прежде всего с созданным и развитым им методом психотерапии. Этот тип терапии обозначается как недирективная или клиент-центрированная терапия. По словам ее создателя, успешная клиент-центрированная терапия, осуществляемая в оптимальных условиях.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3 Генезис невроза……………………………………………………………….5 Основные понятия клиент-центрированного подхода……………………..5 Механизмы терапии…………………………………………………………..9 Результат терапии……………………………………………………………10 Техники………………………………………………………………………13 Заключение…………………………………………………………………..15 Список использованной литературы……………………………………….18
«Дальневосточный государственный
гуманитарный университет»
Факультет: Начального дошкольного
и дефектологического образования
Кафедра: Теории и методики
педагогического и дефектологического
образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Основы психотерапии
Тема: «Генезис невроза — клиент-центрированная
психотерапия. К. Роджерса»
Выполнил: студент 5 курса
группы СП-51(ОЗО)
Абашева Н.С.
Проверил: Калугина Н.А.,
проф. каф., д.п.н.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Генезис невроза……………………………………………………………….5
Основные понятия клиент-центрированного
подхода……………………..5
Механизмы терапии…………………………………………………………..9
Результат терапии……………………………………………………………10
Техники………………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………….18
Введение
Роджерс Карл (1902-1987) - американский
психолог и психотерапевт, один из создателей
гуманистической психологии, автор трудов
по общей, социальной, детской психологии,
индивидуальным и групповым формам терапии,
"центрированной на человеке". В глазах
психологического мира Карл Роджерс ассоциируется
прежде всего с созданным и развитым им
методом психотерапии. Этот тип терапии
обозначается как недирективная или клиент-центрированная
терапия. По словам ее создателя, успешная
клиент-центрированная терапия, осуществляемая
в оптимальных условиях. Это "...означает,
что терапевт смог войти в личные и субъективные
взаимоотношения с клиентом, относясь
к нему не как ученый к объекту изучения,
не как врач, от которого ждут диагноза
и лечения, - но как человек к человеку.
Это означает, что терапевт видит этого
клиента человеком, обладающим безусловной
самоценностью, вне зависимости от его
состояния, поведения и чувств. Это означает,
что терапевт искренен, не прячется за
защитным фасадом, но встречает клиента
теми чувствами, которые испытывает. Это
означает, что терапевт может позволить
себе искать понимания этого клиента;
что никакие внутренние барьеры не удерживают
его от того, чтобы почувствовать, что,
вероятно, чувствует клиент в каждый момент
взаимоотношений; и что он может передать
что-то из своего эмпатического понимания
клиенту. Это означает, что терапевт органично
вошел в отношения с клиентом, без рационального
знания о том, к чему это приведет, удовлетворившись
созданием климата, в котором клиент получает
максимальную свободу быть самим собой.
Для клиента оптимальная терапия означает
исследование удивительно странных, неведомых,
опасных чувств в самом себе, исследование,
возможное только благодаря тому, что
он постепенно осознает, что его принимают
безусловно. Таким образом, он узнает об
элементах своего опыта переживаний, которые
в прошлом не допускались в сознание, в
структуру Я, как несущие слишком большую
угрозу, слишком травматические. Он обнаруживает,
что переживает эти чувства полностью,
в целом, в их связи, так что в определенный
момент он и есть собственный страх, или
голод, или нежность, или сила. И, проживая
эти очень разнообразные чувства, все
степени их интенсивности, он обнаруживает,
что переживает себя, и что он и есть все
эти чувства. Он обнаруживает, что соответственно
новому переживанию Я, конструктивно меняется
его поведение. Он приближается к пониманию
того, что нет нужды бояться того, что может
содержать опыт переживаний, но может
свободно его приветствовать как часть
своего меняющегося и развивающегося
Я" (18). В своей теоретической работе
Роджерс (1959) формулирует концепции, являющиеся
ядром теории личности, терапии и межличностных
взаимоотношений. Эти первичные принципы
создают основу, на которой люди строят
и совершенствуют свое представление
о самих себе. «Слова и символы относятся
к реальному миру точно так же, как карта
к изображаемой на ней территории... Мы
живем по «карте» ощущений, которая сама
по себе реальностью не является» (6). К.
Роджерс в книге «Клиент-центрированная
терапия: современная практика, смысл
и теория» обосновал принципиально новый
недирективный подход к работе с клиентом.
Согласно взглядам К. Роджерса индивид
взаимодействует с реальностью, руководствуясь
врожденной тенденцией организма к развитию
своих возможностей, обеспечивающих его
усложнение и сохранение. Человек обладает
всей необходимой компетентностью, чтобы
решать возникающие перед ним проблемы
и направлять свое поведение должным образом.
Однако эта способность может развиться
только в контексте социальных ценностей,
в котором человек получает возможность
устанавливать положительные связи.
2. Генезис невроза
Если ребенок не живет в климате
безусловно позитивного отношения и переживает
хорошее отношение к себе лишь тогда, когда
оправдывает ожидания значимых лиц (родителей,
учителей и т. п.), то он находится в постоянном,
часто неосознаваемом опасении утраты
позитивного отношения к себе. В сознании
ребенка внутренний опыт разделяется
на «хороший» и «плохой», как соответственно
согласующийся и несогласующийся с ожиданиями
окружающих. Переживаемый ребенком страх
потери одобрения и принятия является
патогенным и блокирует тенденцию самоактуализации.
Ребенок начинает избегать или отрицать
собственный опыт самоактуализации, или,
другими словами, свой естественный организменный
опыт. Например, родители могут не принимать
агрессивное поведение ребенка, его плач,
крик, шумное поведение и т. п. Естественно
возникающий гнев ребенка блокируется.
Формируется личность с ретрофлексированным
(см. главу о гештальт–терапии) гневом
и сверхразвитым чувством вины, в Я–концепции
которой совершенно отсутствует гнев
и которая испытывает значительные трудности
при необходимости сказать другим «нет».
Помимо этого, из–за подавленного гнева
такая личность испытывает и физические
проблемы (напряженные мышцы шеи и спины).
Возможны и другие варианты инконгруэнтности
между сознанием и бессознательным, чувствами
и словами, поведением и чувствами и т. п.
Например, вербально клиент сообщает,
что был любимым ребенком в семье, но психотерапевт
улавливает у клиента чувства одиночества
и заброшенности; клиент говорит, что не
чувствует тревоги, а психотерапевт улавливает
ее очевидные признаки. Такая инконгруэнтность
охраняет Я–концепцию личности: человек
воспринимает себя таким (и ведет себя
так), каким его хотят видеть близкие. Отказ
от себя в угоду другим, инконгруэнтность
со своим естественным, организменным
опытом – патогенетический механизм развития
невроза. Инконгруэнтность поддерживают
два механизма психологической защиты:
отрицание и искажение. Первый механизм
состоит в недопущении в сознание психотравмирующего
опыта, который личность бессознательно
получает благодаря способности к субцепции
(бессознательному восприятию). Искажение
представляет собой такую интеллектуальную
переработку материала, которая делает
его безопасным для Я–концепции. Тревога
сопровождает инконгруэнтность Я–концепции
и организменного опыта. Опыт, не согласованный
с Я–концепцией, может «врываться» в сознание
человека очень неожиданно, так что защиты
не справляются. Тогда происходит «разрыхление»
Я–концепции, что очень болезненно переживается
человеком, так как он не в состоянии ассимилировать
инконгруэнтный опыт и полон внутреннего
напряжения и конфликтов.
3. Основные понятия клиент-центрированного
подхода
«Поле опыта», «самость», «Я»-реальное,
«Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».
Поле опыта – то, что потенциально
доступно сознанию, воспринимаемая часть
внутреннего мира (используемые слова,
символы, отражающие реальность). Поле
опыта – это «карта» территории, которой
является реальность. Таким образом, очень
большое значение имеет то, что осознается
поскольку человек воспринимает внешнюю
реальность через свой внутренний мир,
через свое поле опыта, которое может ограничивать
его восприятие реальности (внешнего мира).
«Самость» – центральное понятие
в концепции К. Роджерса. «Самость» – это
целостность, включающая в себя телесный
(на уровне организма) и символический,
духовный (на уровне сознания) опыт. По
Роджерсу, когда все переживания ассимилируются
по отношению к «самости» и становятся
частью ее структуры, появляется тенденция
к уменьшению того, что можно назвать самосознанием.
Поведение становится более спонтанным,
выражение отношений – менее охраняемым,
так как «самость» принимает эти отношения
и само поведение как часть себя. Таким
образом, «самость» -это система внутренних
отношений, феноменологически связанных
с внешним миром и явленных человеку в
его «Я».
«Я» - реальное – система представлений
о самом себе, которая формируется на основе
опыта общения человека с другими и их
поведения по отношению к нему и изменяется
в соответствии с возникающими перед ним
ситуациями и его собственными действиями
в них.
«Я» - идеальное – представление
о себе как об идеале, о таком, каким бы
человеку хотелось стать в результате
реализации своих возможностей.
К «Я»-идеальному стремится
приблизиться «Я»-реальное Степень различия
между «Я»-реальным и «Я»-идеальным определяет
степень дискомфорта личности и личностный
рост, если степень различия невелика,
то она выступает двигателем личностного
роста. Согласно К. Роджерсу, принятие
себя таким, каким ты являешься в действительности
- признак душевного здоровья. Высокая
степень различия, когда «Я» - идеальное
выражает обостренное самолюбие и повышенную
амбициозность, может стать причиной невротического
срыва. По мнению К. Роджерса, человек,
с одной стороны, стремится привести в
соответствие со своим реальным «Я» как
можно больше своих внешних переживаний,
а с другой – пытается сблизить представление
о самом себе с теми глубинными переживаниями,
которые составляют его идеальное «Я»
и соответствуют тому, чем он хотел бы
быть. Таким образом, реальное «Я» может
так и не достичь соответствия идеальному
«Я» либо из-за того, что под давлением
внешних обстоятельств человек вынужден
отказывать себе в определенном жизненном
опыте, либо потому, что он навязывает
себе такие чувства, ценности или установки,
которые только отдаляют его реальное
«Я» от идеального «Я». Тревога и нарушение
психологической адаптации могут быть
результатом несоответствия между реальным
«Я» и жизненным опытом, с одной стороны,
и между реальным «Я» и тем идеальным образом,
который сложился у человека о себе самом,
с другой стороны. Тенденция к самоактуализации
– один из фундаментальных аспектов человеческой
природы, понимается как движение к более
реалистичному функционированию.
Психологический рост динамичен.
Ему могут препятствовать условные ценности,
которые представляют собой отрицание,
намеренное игнорирование, избегание
некоторых аспектов «самости» ради получения
награды для себя. Условные ценности часто
формируются в детстве как результат воспитания,
когда ребенок, поддерживая себя вероятностью
материнской любви и признания, действует
против своих интересов. Таким образом,
условные ценности – это своеобразные
фильтры, порождающие неконгруэнтность,
т.е. разрыв между «самостью» и представлением
о «самости», отрицание некоторых сторон
себя. Создается замкнутый круг: каждый
опыт неконгруэнтности между «самостью»
и реальностью ведет к повышению уязвимости,
усилению внутренних защит, отрезающих
опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности.
Когда эти защиты не срабатывают, возникает
тревожность. Коррекционные воздействия
должны быть направлены на разрушение
условных ценностей, их пересмотр и отказ
от них. Психолог, по мнению К. Роджерса,
должен концентрироваться на субъективном,
или феноменологическом, опыте клиента.
К. Роджерс считал, что человек обладает
тенденцией к самоактуализации, которая
способствует здоровью и росту. Психолог
действует как помощник в устранении эмоциональных
блоков или препятствий к росту и способствует
большей зрелости клиента (с устранением
препятствий высвобождаются силы роста
и открывается путь для саморазвития и
самосовершенствования). В центр своей
деятельности К. Роджерс поставил личность
клиента как таковую, отмежевавшись от
медицинской терминологии типа «психотик»,
«невротик». Он отказался от традиционных
тогда психотехник типа «интерпретация»,
«суггестия», «научения», утверждая, что
такой подход ориентирован прежде всего
на самого психолога.
Исходя из этой позиции, можно
рассмотреть те понятия в подходе К. Роджерса,
относящиеся к самому процессу коррекционной
работы: «эмпатия», «забота», «конгруэнтность»,
«психологический климат».
Эмпатия – особое отношение
психолога к клиенту, при котором последний
воспринимается и трактуется не через
призму инструментальных концепций, а
непосредственно через позитивное личное
отношение и принятие феноменологического
мира клиента.
Забота – традиционный термин
экзистенциализма – в концепции Роджерса
имеет выраженный оттенок безусловного
принятия клиента таким, каков он есть,
причем именно сочувственного принятия
с выраженной готовностью откликнуться
на актуальное состояние клиента и с перспективой
видения личностного потенциала клиента.
Конгруэнтность отражает следующие
существенные признаки поведения психолога:
соответствие между чувствами
и содержанием высказываний;
непосредственность поведения;
неотгороженность;
инструментальность концепций;
искренность и пребывание таким,
какой психолог есть.
Психологический климат – одно
из ключевых понятий, поскольку оно концентрирует
в себе отношения, профессиональные (личностные)
умения, свойства и рассматривается как
главное условие позитивного роста (изменения)
личности в психокоррекции. Для Роджерса
психологический климат включает всю
гамму переживаний (от самых болезненных
до самых возвышенных), подлинное проявление
которых создает возможность для личностного
роста. По словам К. Роджерса, психологический
климат – не панацея и не все решает, но
он «применим ко всем». Цель коррекции
состоит в выработке у клиента большего
самоуважения и способности предпринимать
действия, необходимые для приведения
его «Я»-реального в соответствие с его
личным опытом и глубинными переживаниями.
С самого начала внимание концентрируется
не на проблемах человека, а на нем самом,
на его «Я», поэтому задача, которая ставится
и решается в рамках взаимодействия психолога
и клиента, – это помощь в личностном росте
и развитии, благодаря которому человек
сам решает свои проблемы. А второстепенная
задача – создание соответствующего психологического
климата и соответствующих отношений.
К. Роджерс выдвигал четыре
условия, необходимые для поддержания
атмосферы, способствующей такому процессу:
Прежде всего важно, чтобы психолог сохранял безусловное позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с его собственными установками. Клиент должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельного, значительного человека, который волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.
Эмпатия. Психолог старается увидеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает клиент.
Аутентичность. Психолог должен
доказать ее, отказавшись от маски профессионала
или от какого-нибудь иного камуфляжа,
который мог бы разрушить атмосферу эволюции
клиента, лежащую в основе этого метода.
И наконец, психолог должен
воздерживаться от интерпретации сообщений
клиента или от подсказки решений его
проблем. Ему нужно только выслушивать
и всего-навсего выполнять функцию зеркала,
отражающего мысли и эмоции клиента и
формулировать их по-новому. Такое отражение
и приводит клиента к изучению своих внутренних
переживаний, более реалистичному самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди. Согласно Роджерсу именно в результате развития реалистического представления о самом себе человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.