Гештальт-подход в организации групповой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 17:59, контрольная работа

Краткое описание

Гештальт-терапия - это метод психотерапии, который способствует расширению опознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.
В переводе с немецкого языка гештальт означает образ, фигуру, форму. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определенное целое.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Сущностные характеристики гештальт подхода……………….5
Гештальт подход в организации групповой работы…………...6
Заключение……………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

гештальт-подход в организации групповой работы.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 Вскоре группа начинает  осознавать и то, что бумажки  выполняют лишь формальную роль  «знаков ценности» и что никто не запрещает любому из участников объявлять публично о своей ценности, напоминать группе о своих «заслугах» или совершать ценные действия «в здесь и теперь» ситуации. Или благодарить кого-то за помощь, поддержку, вспоминать о его или ее ценности, а также делиться «символами ценности» - разрывать свои полученные листочки на более мелкие части.  
    В результате этой спонтанной групповой активности, поддерживаемой ведущим, самоценность и признание группой ценности каждого из ее участников резко возрастает, а общая активность и содержательные вклады участников и группы в целом увеличиваются на несколько порядков.   

 Второе  направление работы (синтез групповой потребности) также может быть проиллюстрировано на примере работы группы.

Вот пример описания сеанса гештальттерапии специалистом данного  направления: 
    « После перерыва напоминаю, что до конца работы группы остается час с небольшим и предлагаю наиболее эффективно использовать наше рабочее время. Для этого необходимо за оставшееся время не столько удовлетворять единичные потребности отдельных участников группы, но попробовать совместно сконструировать такую общегрупповую  деятельность, которая бы позволила бы удовлетворить все (или,  по крайней мере, максимальную часть)  потребности отдельных участников группы (разумеется, речь идет о потребностях, адекватных общегрупповому контексту жизни, и которые могут быть реально удовлетворены в данный момент времени в группе).  
 Сразу необходимо отметить, что без восстановления жизненности поля данная задача невыполнима, поскольку если часть жизненного поля «социального организма» блокирована, то соответственно невозможно сфокусировать потребности полностью или частично «выключенных» из жизненного поля группы участников, а также невозможно включить эти индивидуальные потребности в процесс синтеза групповой потребности». 2 
    В данном примере на предыдущем этапе была проделана успешная работа по «включению» всех участников в активный групповой процесс и в связи с этим после моего предложения начинается буквально шквал индивидуальных предложений участников: «хочу повзаимодействовать с группой», «хочу получить обратные связи…», «хочу побыть консультантом...», «хочу поработать в микрогруппах...», «хочу апробировать идеи в реальном упражнении...», «хочу разобраться в оптимальном уровне жизненности».  
       На этом процесс синтеза групповой потребности можно считать законченным.          

Третье направление работы поддержка реализации групповой потребности. Поддержка реализации групповой потребности проявлялась в предоставлении ведущим четкой структуры реализации потребности - что особенно важно в ограниченных временных рамках. Гештальт-оргконсультант как специалист по процессу развития жизненности организации должен владеть знанием о различных, эффективных формах реализации той или иной групповой потребности и иметь хороший навык реализации той или иной групповой потребности с использованием той или иной формы (например, формы «мозгового штурма» при потребности организации в генерировании идей, или формы «открытого пространства» при потребности организации в увеличении сопричастности каждого сотрудника к системе управления организацией).  
    Следующая проблема, стоящая перед ведущим - баланс собственного управления работой шести микрогрупп и предоставления им самостоятельности (автономного управления) - то есть делегирование ответственности за управление работой самим коллективам микрогрупп во главе с их лидерами-«консультантами по жизненному полю группы».  
   Количество одновременно работающих микрогрупп, особенно в условиях «блиц-консультирования»- 30 минут - не позволяет ведущему параллельно или последовательно сколько-либо осмысленно участвовать в целостных этапах работы всех подгрупп. Кроме того, это принципиально противоречит концепции жизненного поля группы - в соответствии с ней, необходимо, наоборот, максимально активизировать жизненные ресурсы основных элементов системы и нижних уровней управления - а средние и, тем более, верхние уровни управления привлекать только в ситуации более высоких категорий сложности.  
    С другой стороны, полный отход ведущего от работы микрогрупп может привести к неконтролируемому провалу задания в одной или нескольких микрогруппах и соответственно к уменьшению вклада этих микрогрупп в работу «общего пленума», снижению ценности некоторых участников "и отдельных микрогрупп, а также увеличивает вероятность неадекватной дискредитации концепции в связи с «неуспехом» определенной микрогруппы.    

 С точки зрения  частичного управления ведущим  возможны следующие варианты. Возможно выделение какой-либо одной микрогруппы как модельной   (для уменьшения тревоги ведущего о том, что он не понимает и не контролирует вообще происходящие процессы), возможно консультирование какой-либо из подгрупп (при условии, что она сама попросит поддержки при затруднении, либо ведущий сам заметит по невербальным или другим признакам тупиковую ситуацию в подгруппе), возможен... "блиц-мониторинг жизненно-важных процессов, происходящих в группе". 3      

 С точки зрения  целевой организации деятельности микрогрупп следует выделить два жизненно-важных процесса: фокусировку запроса Заказчика и формулировку результатов работы со стороны Заказчика и подгруппы в целом - собственно говоря, эффективное начало и эффективный конец работы микрогруппы.

     Обеспечение финальной стадии реализации групповой потребности чрезвычайно важно. Для этого необходимо, чтобы все участники большой группы сфокусировали свое внимание на «общем пленуме», на котором презентируются результаты и производится обобщение общегруппового опыта. Ведущий контролирует, чтобы все выступления были краткими, понятными и конкретными - для облегчения ассимиляции опыта другими участниками группы. В случае необходимости ведущий помогает формулировать результаты.  
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом, гештальт-терапия подчеркивает необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходимую для терапевтического изменения, получают из непосредственного поведения клиента.

Гештальт  - это пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем ее. Но если состав ее элементов изменится, например, изменится тональность, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Перлс перенес закономерности образования фигуры, установленные  гештальт-психологией в сфере  восприятия, в область мотивации  человеческого поведения. Возникновение  и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма.

Человек находится в  равновесии с самим собой и  окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости  тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности - это путь гармоничной, здоровой личности.

В процессе гештальт-терапии  на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Перлс называет уровнями невроза.

Первый уровень - уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я». Перлсу принадлежит следующий афоризм: «Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн", а больной неврозом: "Я хочу быть Авраамом Линкольном", здоровый человек говорит: "Я - это я, а ты - это ты"». Отказываясь от самого себя, больной неврозом стремится быть кем-то другим.

Второй уровень - фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда человек представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество подвергнет его остракизму.

Третий уровень - тупик. Характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статус-кво, боясь пройти через тупик.

Четвертый уровень - имплозия. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне индивид может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии в столкновение противоборствующих сил внутри человека; возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить.

Пятый уровень - эксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия - это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Перлс описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм - результат работы с лицами, сексуально заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности.

Основным теоретическим  принципом гештальт-терапии является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может  быть адекватно заменена. Поэтому  особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор.

Поскольку саморегуляция  осуществляется в настоящем, гештальт возникает в «данный момент», то психотерапевтическая работа проводится сугубо в ситуации «сейчас». Технические  процедуры в групповой гештальттерапии называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами.

Перлс сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая психотерапия проводится как центрированная на пациенте, группа же при этом используется лишь инструментально по типу хора, который, подобно греческому, на заднем плане провозглашает свое мнение по поводу действия протагониста. Во время работы одного из участников группы, который занимает «горячий стул» рядом со стулом психотерапевта, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего «Я» и завершая незаконченные ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Долгополов Н.Б. Интегративная игротехника. В сб.: Университетское образование в третьем тысячелетии. – М., 1992. 

2. Интегративная игротехника. – М.,УВК,1992.

3. Левин К. Разрешение социальных конфликтов.– Спб.,2000

4. Невис Э. Гештальт-терапия и организационное консультирование. Сб.: Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века. – Ростов-на-Дону, 2001.

5. Робин Ж.М. Гештальт-терапия. – М.,1996.

6. Сильнова О. Управление изменениями в организациях. В сб. Гештальт-терапия и Консультирование. Вып.1.– М.,2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Долгополов Н.Б. Интегративная игротехника. В сб.: Университетское образование в третьем тысячелетии. – М., 1992. 

2 Невис Э. Гештальт-терапия и организационное консультирование. Сб.: Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века. – Ростов-на-Дону, 2001.

3 Робин Ж.М. Гештальт-терапия. – М.,1996.




Информация о работе Гештальт-подход в организации групповой работы