Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:52, доклад
Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
• близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
• схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
• целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
• замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
Целостность восприятия
и его упорядоченность
Большое влияние
на развитие гештальт-психологии оказал
немецкий психолог Курт Левин, создав
свою теорию личности и дав ей название
"теория психологического
поля". Он исходил из того, что личность
живет и развивается в психологическом
поле окружающих ее предметов, каждый
из которых имеет определенный заряд (валентность).
Эксперименты Левина доказывали, что для
каждого человека эта валентность имеет
свой знак, хотя в то же время существуют
такие предметы, которые для всех имеют
одинаково притягательную или отталкивающую
силу. Воздействуя на человека, предметы
вызывают в нем потребности, которые Левин
рассматривал как своего рода энергетические
заряды, вызывающие напряжение человека.
В
одном из исследований Левина детей
просили выполнить определенное
задание, например, помочь взрослому помыть
посуду. В качестве награды ребенок получал
какой-то приз, значимый для него. В контрольном
эксперименте взрослый приглашал ребенка
помочь ему, но в тот момент, когда ребенок
приходил, оказывалось, что кто-то уже
помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались,
особенно в том случае, если им говорили,
что их опередил кто-то из сверстников.
Частыми были и агрессивные проявления.
В этот момент экспериментатор предлагал
выполнить другое задание, подразумевая,
что оно тоже значимо. Большинство детей
мгновенно переключалось. Происходила
разрядка обиды и агрессии в другом виде
деятельности. Но некоторые дети не могли
быстро сформировать новую потребность
и приспособиться к новой ситуации, а потому
их тревожность и агрессивность росли.
Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность.
Наличие
таких идеальных мотивов