Глубинная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:34, реферат

Краткое описание

Психоанализ является фундаментальным учением как в психотерапии, так и в самой психологии, т.к. здесь раскрыта вся глубина человеческой психики и сознания. С помощью психоанализа мы всё больше узнаем всю «поднаготную» личности современного человека. На основе глубинной психологии были основаны многие направления в этой малоизученной науки, такие как постфрейдизм и другие. Фред дал наиболее полную структуру личности человека, указал на все комплексы, мотивы, патологии Личности, о которых многие ученые даже и не подозревали.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты глубинной психологии
1.1 История возникновения глубинной психологии
1.2. Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма
Глава 2. Глубинная психология и психоанализ Фрейда
2.1. Психоанализ. Понятие и суть
2.2. Ключевые понятия ученых и роль сновидений
2.3. Основные приемы и методы психоаналитической терапии.
Глава 3. Гипноз
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психо вво.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

٠             Вторичная обработка – процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность, заполняются пробелы, исправляются несоответствия.           Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше “Я” совсем не так “прозаично”, как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление — вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.  Поэтому истолкование сновидений представляет собой “королевскую дорогу” психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности. Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизма является “биологический закон”: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде, неизменно повторяется на каждой семейной сцене; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую пьесу — в этом эстетическая сила античной трагедии, воспроизводящей древний миф, в этом сила истории Моисея — она воспроизводится в душе ребенка, вступающего в жизнь не только биологически, но и психически через взаимоотношения с родителями.      Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал:“Там где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.

 

 

2.3. Основные приемы и методы психоаналитической терапии.

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что  проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно  упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций".        Содержание свободных ассоциаций – прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и сны. В ходе свободных ассоциаций пациент учится воспроизводить травматический опыт. Пациент укладывается на кушетке, врач садится в изголовье, чтобы не попадать в поле зрения пациента, тем самым давая тому свободу для выражения подавленных мыслей и чувств. С самого начала аналитической работы важно чтобы клиент почувствовал атмосферу безопасности. Терапевт дает почувствовать, что хорошо понимает болезненность процедуры и высказывает уважение к усилиям пациента. Пациенту предлагается прийти в состояние спокойного самонаблюдения, не углубляясь в раздумья сообщать все, что приходит в голову, без сознательного отбора, не придерживаясь логики. Пациента предостерегают от тенденции поддаться какому-либо мотиву, желанию что-нибудь отбросить (даже если мысли кажутся тривиальными, не важными, травмирующими, нескромными, унизительными и т.п.). Психоаналитик не занимает ни одобряющей ни критикующей позиции. Во время сеанса он, как правило, молчит (даже когда пациент задает вопросы). Его задача – слушать пациента, следя за его речью, мимикой. Интерпретацию психоаналитик применяет редко, только тогда, когда пациент готов ее принять, при этом стремится привести клиента к осознанию источника его проблемы, пониманию ее сути. Свободные ассоциации имели преимущество перед гипнотической техникой. Фрейд отмечал, что главным является не воспроизведение травматических событий, а изменения в личности, которые делают возможным принятие болезненных воспоминаний.

Выделяют следующие  приемы аналитического метода:

1)     Инструкция относительно процедуры психоанализа.

2)     Вопросы для получения информации и прояснения содержания.

3)     Реконструкция – описание и выделение некоторых явлений, прояснение их деталей, комментирование материала, который клиент готов признать.

4)     Конфронтация – привлечение внимания клиента к какому-либо содержанию. Терапевт проясняет его и заставляет клиента признать что-либо, чего он раньше признать не хотел, но что следует признать. Иногда, за существенным продвижением наступает ухудшение. Так проявляется сопротивление лечению со стороны Супер-Эго. Так возникает негативная терапевтическая реакция. Она связана с отношением к родителям или другим значимым лицам в детстве. Аналитику как бы приписывается их роль (трансфер), его оценка продвижения рассматривается как санкция. Если терапевт заранее уяснит для себя характер межличностных отношений пациента на разных этапах жизненного пути, ему легче будет анализировать развивающийся трансфер.

5)     Подготовка к интерпретации (указание на жесткие структуры в поведении, стереотипы в восприятии, эмоциональном реагировании).

6)     Интерпретация – указание на источник переживания, в результате которого осознается причина переживания. Термин «интерпретация» основывается на том, что высказывание или сновидение представляет некоторое скрытое содержание, смысл и значение которого находится в глубинных пластах бессознательного. Терапевт раскрывает смысл переживания, опираясь на психоаналитическую теорию. При помощи этого приема пациент осознает историю, источник, форму, причины и значение переживания. Интерпретация – предположение психоаналитика, которое нуждается в проверке опытом переживания пациента. Содержание для интерпретации тщательно готовится, иначе оно может травмировать и создать новую систему защит. Основное условие – отсутствие оценки со стороны аналитика.. Интерпретация, вызвавшая изменения наз. мутационной. Выделяют различные виды интерпритаций по нескольким критериям. Интерпретация содержания предполагает раскрытие более глубокого значения.          Символическая интерпретация указывает на скрытый смысл образов сновидений, оговорок и другой продукции, значение которой представлено в символической форме.         Интерпретация защиты является способом анализа сопротивления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

Гипноз.

Гипнозом называется способность впадать в особое состояние, похожее на сон, при котором  пациент сохраняет способность  действовать под влиянием лица, погрузившего его в гипнотическое состояние. Характерная особенность этого состояния – необыкновенная восприимчивость ко всяким внушениям и приказаниям. Пробуждается загипнотизированный только после приказания, но ничего не помнит.      Гипноз возможен и без внушения,, например, встречающийся иногда у некоторых лиц естественный сомнамбулизм (снободрственное состояние), или лунатизм, то есть способность говорить, ходить и действовать во сне.  Гипнотизм был известен с незапамятных времен. Еще римляне пользовались этим видом воздействия на человека. Жрецы Египта и брамины Индии впервые открыли гипнотизм. Они чрезвычайно широко стали пользоваться этой силой, производили огромное впечатление на людей. Личности, часто гипнотизируемые, утрачивают способность сами гипнотизировать. Установлено, что умеющий гипнотизировать умеет с успехом действовать и на самого себя, отсюда вывод: особенным даром обладают те лица, которые умеют властвовать над собственными желаниями. У алкоголиков, курильщиков, наркоманов и вообще людей с дурными наклонностями не бывает большого запаса гипнотической силы. Способность гипнотизировать, влиять на других людей и действовать на себя присуща людям, одаренным силой воли и энергии.     Каждый может развить у себя силу воли, энергию и способность к гипнотизму, если он действительно этого желает.      По научному, гипноз – это искусственно вызываемое сноподобное состояние человека и высших животных, при котором торможением охвачена не вся кора головного мозга, а отдельные ее участки; так называемые сторожевые пункты сохраняют возбудимость, обеспечивая контакт загипнотизированного с раздражителями. С наступлением наиболее глубокой, так называемой парадоксальной фазы торможения, когда слабые раздражители (например, слово) действуют эффективнее сильных (например, боли), наблюдается высокая внушаемость, что используется в лечебных целях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической  организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ — это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.   Фрейд дал импульс многим направлениям науки, обеспечил прорыв в невиданные глубины нашей психики, помог понять многое, что считалось таинственным. И самое ценное то, что психоанализ до сих пор вызывает неутихающую полемику. Развитие, идущее через борьбу мнений, дискуссий, это и есть подлинный прогресс знания.      Заслуги Фрейда перед наукой позволяют поставить его имя в один ряд с именами Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.         Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии: Учебное пособие- К.:Ника-Центр, 2007.

2.         Фрейд З. Психоаналитические этюды. Сост. Д.И.Донского, В.Ф.Круглянского – Минск.: Поппури, 1999.

3.         Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ – Москва, 1997

4.         Фрейд З. Сочинения. – Москва 1987.

5.         Немов Р.С. Психология, книга 1. Москва 2008

6.         Издательский центр «Автор» Красная магия, Новосибирск, 2007

7.         Прохоров А.М. Советский Энциклопедический Словарь, Москва, 1989.

8.         Ворник Б.М. Сексология. Справочник. Минск 2009

9.         Маклаков А.Г. Общая психолгогия. Санкт-Петербург 2004

10.      Годфрид М. Психология и психиатрия.

 


Информация о работе Глубинная психология