Готовность и подготовка студентов к созданию семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому цель данной работы – определить готовность людей к брачным отношениям в ранней взрослости.
Объектом работы являются студенты в возрасте 20-22 лет.
Предмет – психологическая готовность к браку.
Задачи:
изучить теоретические аспекты брачных отношений;
выявить степень подготовки молодежи к браку;
исследовать степень готовности студентов к созданию семьи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основные теоретические аспекты семейных отношений……………………...5
1.1. Понятие брака и брачных отношений…………………………………………5
1.2. Ресурсы и перспективы брачных отношений…………………………………7
2. Готовность и подготовка студентов к созданию семьи………………………..9
2.1. Подготовка к семейной жизни…………………………………………………9
2.2. Устойчивость семейных отношений…………………………………………14
2.3. Правовые нормы брачно-семейных отношений…………………………….19
3. Исследование…………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

kyrsovaya.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

        Исход конфликтной ситуации часто  зависит от того, в каком   психическом состоянии находятся  супруги, поэтому во взаимоотношениях  с близкими членами семьи мы часто бываем субъективны. Следовательно, чувство неудовлетворенности браком также субъективно и зависит от того, насколько человек удовлетворен, например, своим трудом, заработком, жильем, сферой обслуживания и т.д.

        Итак, можно сказать, что удовлетворенность или неудовлетворенность браком зависит от многих слагаемых, в которых самому человеку порою очень трудно разобраться.

 

 

    1. Правовые нормы брачно-семейных отношений

 

Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к              семейной жизни важнейшим является правильное понимание социальной               роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского               правового сознания. В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано               это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли               некоторые важные функции, игравшие существенную роль в               традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли,               типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в               прошлом. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.

С точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической  готовности индивида к вступлению в  брак является  его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения своих действий, первым делом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения. Между тем исследования показали, что только у 55% учащихся старших  классов и ПТУ сложилось положительное отношение к праву как к  личной ценности. При этом у 61% из них оно носит устойчивый и  сознательный характер, обеспечивающий регуляцию их поведения. У 39% этих учащихся положительное отношение к праву неустойчиво,  ситуативно. Регулятивная функция права опосредуется у них сугубо  эгоистической мотивацией, основанной на эмоциональном переживании               конкретной ситуации. У 45% старшеклассников и учащихся ПТУ положительное отношение к праву не сформировано. В том числе у 36% юношей и девушек  обнаружено устойчиво отрицательное отношение к праву как необходимой ценности для личности. По мере взросления представление о праве как необходимой ценности для личности не только не увеличивается, а часто уменьшается. 83% учащихся получают информацию о праве от учителей, бесед, организуемых в школе, при чтении книг, просмотре телепередач и кинофильмов. При обсуждении правовых вопросов в семьях, в беседах с близкими они получают часто негативное отношение к праву в пользу других видов социальных норм. Среди норм, противоречащих правовой регламентации, первое место занимают те, которые якобы защищают их индивидуальную неприкосновенность. На втором месте оказываются житейские нормы, неверно трактующие принципы коллективной солидарности. Третье место занимают нормы, выражающие правила ложного товарищества. При определенных условиях частные (по отношению к обществу) нормы микросоциальной среды осознаются индивидом как общепринятые нормами практической морали, подменяя нормы права и общественной  морали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование

 

Чтобы попробовать определить готовность студентов к браку, мы провели опрос на данную тему (см. приложение).

Среди 60 опрошенных,  представлены студенты социально-психологического факультета Кемеровского государственного университета (две группы).

По результату опроса  положительно относящихся к браку, в процентном соотношении,  составляет 80% от числа всех респондентов. Остальные 20% пока не задумывались об этом. Хорошим  результатом является то, что отрицательно относящихся к браку, среди опрошенных, не было по этому поводу можно сделать ряд выводов.

Среди опрощенных 96,6% считают, что самый приемлемый возраст  для вступления в брак  20-30 лет, и всего лишь незначительная часть (3,3%) считают от 30 и старше. Положительно то, что никто не ответил в возрасте от 16-20лет. Значит, большинство считает, что брак в раннем возрасте неприемлем.

На вопрос об отношении  к браку с разными национальностями мнение разделилось следующим образом: 46,6% опрошенных ответили, что это их не интересует. Но 19,9% ответили, что для них это не главное, но родители против. Остальные опрошенные (а именно 33,2%)  затруднились ответить. Причина, как я считаю, в том, что многие еще не определились и не разговаривали с родителями на эту тему.   

Очень интересный ответ  мы получили на 12 вопрос: «Когда вы встретили  свою первую любовь». 66% ответили, что  в школе, но лично нас огорчил  ответ, 23,3% опрошенных, еще не встретил. У незначительной части, первая любовь встретилась в институте, и у 13,3% в детском саду. Это говорит о том, что  время в школе прошло недаром.

На вопрос как относитесь к браку с разными национальностями (вопрос№5) 33,3% из опрошенных студентов  русской национальности ответили, что  это их не интересует; 16,6%- для меня это не имеет значения, но родители против; 16,6% затруднились ответить. Из числа опрошенных татарской национальности 13,3% ответили, что не интересует; 3,3% проблема с родителями; 16,6% затруднились ответить. Процентное соотношение опрошенных: 60% русские, 36,6% татары, 3,3% другая национальность.

Для большинства опрошенных парней социальное положение девушки  их не интересует, так ответили 33,3%, но вот девушки к этому вопросу  относятся по-другому, социальное положение  не интересует всего лишь 10% из числа опрошенных девушек. 26,6% девушек ответили, что может это и лучше, но вообще нет, а вот 13,3 % девушек ответили, что для них имеет значение социальное положение парней; в отличие от парней, из них так ответили 6,6%.

На вопрос состоите ли вы в браке, лишь семь человек ответили положительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Трудности молодой семьи - это комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и пр. - все это общая направленность современной молодежи.

Когда мы говорим о  психологической зрелости человека, то так или иначе, подразумеваем  при этом его умение и готовность преодолевать те или иные трудности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности.

Умение преодолевать жизненные трудности - важный показатель психологической и социальной зрелости человека. Возмужание как психологический  процесс- это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих взаимоотношениях.

Волевые качества, без  сомнения, являются решающими в ряде жизненных ситуациях, особенно в  семейной жизни. Молодым супругам порой  требуются большое самообладание, выдержка, терпение как по отношению  друг к другу, так и к ребенку. Известно, что материальные средства молодой семьи весьма скромны. Единственный выход из создавшегося положения - готовность и умение ограничить собственные потребности, временно отказаться от желаний, привычек, «хобби» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Александров И.Ф. Семья как  первичная ячейка и как субъект  права// Актуальные проблемы поведения.  №3, 2003.

2. Гребонников И.В., Кованько Л.В.  М., 1986, 271с.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. 160с.

4. Ковалев С.В. Психология семейных отношений, М., 1987.

5. Ковалев С.В. Психология современной  семьи, М., 1988.

6. Меньшутин В.П. Помощь молодой  семье. М., 1990.

7.  Разумихина Г.П.  Этика и психология семейной  жизни. М., 1986.

8. Сборник статей «Культура семейных отношений». М., 1985.

9. Сокольникова Э.И.  Семья как царство любви и  добра. М., 1996.

10. Сысенко В.А. Супружеские конфликты,  М., 1983.

11. Флоренская Т.А. Мир  дома твоего. Материалы к программе  "Этика и психология семейной жизни" М.,1999.

12. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.

13. Христианская семья  и брак. М., 1992.

14. Этика и психология  семейной жизни. Пособие для  учителя. М., 1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

  1. Как вы относитесь к браку?

     а) положительно    

     б) отрицательно  

     в) пока не думал об этом                                              

     г) затрудняюсь  ответить

2.  Считаете ли вы нормальным  вступать в брак во время  учебы в ВУЗе?

а) да, это нормально                                            

б) нет, брак мешает учебе

в) может быть

г) не знаю

                                

3.  В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать  в брак?

а) от 16-18 лет                                                                                                                                                                                           

б) от 18-20 лет                                                                                                                                                                                                

в) от 20-30 лет                                                                                                                        

г) от 30 и старше                                                              

 

4.  Как относитесь к браку с разными национальностями?

а) это меня не интересует                                                  

б) так нельзя                                                                        

в) для меня нет разницы, а родители против                                                                                                                

г) затрудняюсь ответить                                                     

 

5.  Для вас имеет  значение социальное положение  вашей половины?

а) да                                                                                      

б) нет                                                                                    

в) может быть, это и  лучше, но вообще, нет                                                                                                                   

г) не знаю                                                                              

 

6.  На каком социальном  уровне должен быть мужчина,  чтобы привлечь к себе внимание?

а) студент                                                                                     

б) служащий                                                                                

в) интеллигент

г) бизнесмен 

д) не имеет значение                 

                                                        

7.  Как вы относитесь  к браку в раннем возрасте (до 18лет)?

а) нормально                                                                              

б) нормально, но это не надолго

в) отрицательно                                         

г) затрудняюсь ответить

 

8.  Хотели ли вообще  вступать в брак?

а) да                                                                                              

б) да, но сначала доучусь

в) не знаю        

г) нет  

 

9.  Состоите ли вы  в браке?

а) да                                                     

б) нет

 

 О себе.

 

10. Ваш пол?

а) мужской                                                                                    

б) женский

 

11. Ваша национальность?

а) русский(ая)                                                                               

б) татарин(ка)

в) другая

 

12. Ваш возраст?

а) от 20-22 лет

б) старше 22 лет

 

13. Место вашего рождения?

а) деревня                                                                                         

б) село

в) город           

г) мегаполис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Готовность и подготовка студентов к созданию семьи