Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:41, контрольная работа
Различные подходы к определению школьной готовности.
1 вопрос Перечислить и охарактеризовать основные теории готовности к школе
1. Слабое речевое развитие детей. Здесь выделяются два аспекта: а) различия в уровне речевого развития разных детей; б) формальное, не осознанное владение детьми смыслом различных слов, понятий. Ребенок пользуется ими, но на прямой вопрос, что означает данное слово, часто дает неправильный или приблизительный ответ. Особенно часто такое использование лексики наблюдается при заучивании стихотворений, пересказе текстов. Это связано с излишним упором на ускоренное вербальное (речевое) развитие ребенка, выступающее для взрослых показателем его интеллектуального развития.
2. Неразвитость тонкой моторики. В определенной мере неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания и пр.
3. Неправильное формирование способов учебной работы. Многие дети испытывают трудности, связанные с усвоением правил. Умея применять правило при выполнении задания, дети с трудом запоминают его формулировку. Более того, многие ребята сначала делают упражнение, а потом учат правило, на выполнение которого и было направлено данное упражнение. Психологический анализ показывает, что причина этого кроется не столько в неудовлетворительной формулировке правил, сколько в несформированности у детей необходимых навыков работы с правилами.
4. Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками. Дети, хорошо умеющие считать к моменту поступления в школу, испытывают затруднения при решении задач, когда необходимо показать ход решения в развернутом виде, по действиям: условия решения и способ решения начинают путаться, ребенок с трудом находит ошибку в решении.
Этим же обусловлена и проблема понимания, принятия и удержания учебной задачи в течение всего периода ее выполнения, особенно если оно требует ряда последовательных действий. Часто, особенно в первом классе, дети понимают поставленную перед ними задачу, принимают ее, но выполняют все равно не так, как объяснил взрослый. При пошаговом контроле со стороны взрослого дети вполне успешно справляются с заданием.
5. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят, особенно при чтении или пересказе цепочкой, друг за другом.
6. Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит сравнить выполнение с поставленной задачей, найти собственные ошибки. При этом в чужой работе дети достаточно легко находят ошибки, т.е. умения, необходимые для действия проверки, сформированы, но применить эти навыки к контролю за собственной работой ребенок еще не может.
Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста являются следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства. Выявить такие особенности детей не просто.
Практический психолог детского сада может использовать программу диагностики психологической зрелости детей старшего дошкольного возраста, составленную с учетом выделенных выше показателей. Весь комплекс методик направлен на качественную диагностику развития тех психических функций, которые занимают центральное место в общей картине психологической зрелости ребенка и его готовности к систематическому обучению. Выполнение каждого задания демонстрирует сформированность у ребенка не только того психического познавательного процесса, на диагностику которого оно направлено в первую очередь, но и ряда других, сопряженных с ним функций, уровень развития которых в значительной мере определяет качество решения экспериментальной задачи. Таким образом, все показанные ребенком результаты взаимно дополняют друг друга, что позволяет получить более полное представление о степени психологической зрелости ребенка старшего дошкольного возраста и на этом основании вести с ним коррекционную и развивающую работу.
2.сопоставить теорию школьной зрелости.
. Тесты школьной
зрелости
Тест первичной успеваемости для определения
готовности ребенка к школе (A. Kern)
Ориентировочный тест школьной зрелости
Керна-Йирасека
Тест школьной зрелости (П. Я. Кеэс)
2. Тесты достижений и тесты способностей
Американский национальный тест готовности
к школе(Metropolitan Readiness Test)
Шкалы детских способностей Маккарти(McCarthy
Scales of Children's Abilities)
Диагностико-коррекционная программа
(G. Witztack)
Диагностико-коррекциопная программа(H.
Breuer, M. Weuffen)
3. Диагностика сформированности психологических
предпосылок овладения учебной деятельностью
Методика «Узор» (Л. И. Цеханская)
Методика «Графический диктант» (Д. Б.
Эльконин)
Методика «Рисование по точкам», или «Образец
и правило» (А. Л. Венгер)
Методика «Почтальон» (А. 3. Зак)
Методика определения готовности к школьному
обучению (М. Н. Костикова)
4. Диагностика учебной мотивации как критерия
психологической готовности к школе
Тест мотивации достижений «Различение
животных» (D. С. Adkins, В. L. Ballif)
Методика по определению мотивов учения
(М. Р. Гинзбург)
Методика «Мотивациопные предпочтения»
(Д. В. Солдатов)
Методики по определению отношения детей
к ситуации «ребенок-взрослый-задача»
Диагностическая программа по определению
психологической готовности детей 6-7 лет
к школьному обучению (Н. И. Гуткина)
3.Что определяют тесты школьной зрелости? Они определяют готовность ребенка к школе
4.Что определяют тесты и вводные навыки?
Среди диагностических методов, определяющих готовность к школьному обучению, наиболее многочисленную группу составляют тесты готовности к школе, объединившие в себе: тесты достижений; тесты способностей, или прогностические тесты, для оценки готовности ребенка к обучению в первом классе школы.
Указанные тесты выявляют вводные навыки, без которых ребенок не справится с обучением в первом классе. Вводные навыки - это умения, знания, способности, то есть все то, что необходимо для хорошего освоения школьной программы. А. Анастази [2] отмечает, что тесты готовности к школе весьма похожи на тесты интеллекта для начальных классов, но в них больше внимания уделено способностям, играющим важную роль при обучении.
5.Определение «психологической готовности к школе» по Гуткиной
Психологическая готовность
к школе – это необходимый
и достаточный уровень
Иными словами, чтобы быть готовым к школе, ребенок должен: иметь определенный уровень развития интеллектуальных, эмоциональных, волевых качеств; иметь некоторые начальные умения и навыки; быть готовым общаться и взаимодействовать со сверстниками, а главное, хотеть учиться в школе.
Произвольность как компонент готовности к школе
Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности — основная причина неуспеваемости в первом классе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе — вопрос, весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.
Д.Б. Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, поскольку коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. "Функция контроля еще очень слаба, — пишет Д.Б. Эльконин, - и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения" (1978, с. 287). Из этой идеи о генезисе произвольности не ясно, какого уровня развития должна достичь последняя к переходному периоду от дошкольного к младшему школьному возрасту, то есть к моменту поступления ребенка в школу. А ведь несомненно, что процесс школьного обучения с самых первых шагов опирается на некий уровень развития произвольного поведения.
7- Указать как диагносцируются основные компоненты психологической готовности к школе в диагностической программе Гуткиной
Школьная дезадаптация наступает либо в случае психического недоразвития ребенка, либо при наличии таких индивидуальных особенностей (психологических и физических), которые мешают маленькому ученику нормально общаться и развиваться в школе. Отсюда понятно, что диагностика развития ребенка, необходимая для осуществления профилактики школьной дезадаптации, фактически должна охватывать весь период дошкольного детства, поскольку нежелательные особенности психического развития могут проявляться уже очень рано, и чем раньше будут приняты необходимые меры, тем эффективнее они окажутся.
8-Дать определение понятия «Внутренняя позиция школьника» по Божовичу
Понятие «внутренняя позиция школьника» впервые было использовано в исследовании Божович Л.И., Морозовой Н.Г. и Славиной Л.С. [3]. Вся жизнь ребенка на пороге школы, все его стремления и переживания переносятся в сферу школьной жизни и связаны с осознанием себя школьником, поэтому зарождающаяся в кризисе семи лет внутренняя позиция наполняется специфическими школьными интересами, побуждениями, стремлениями и становится собственно позицией школьника.
ВПШ является необходимым условием для принятия ребенком и выполнения учебных задач, построения качественно новых учебных отношений с взрослым (учителем) и сверстниками (одноклассниками), формирования нового отношения к себе, как активного и ответственного члена общества [8, 2, 5, 6].
Генетический подход позволяет понять генезис психологической готовности к школе, вырастающей из разнообразных дошкольных видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, игр с правилами, дидактических игр, конструирования, рисования, раскрашивания, лепки, изготовления детских поделок, выкладывания узоров из мозаики, складывания кубиков по картинкам-образцам, игры на игрушечных музыкальных инструментах и т. д. Кроме того, каждый день ребенку необходимо читать хорошие детские книги. Для формирования психологической готовности к школе также очень важно полноценное общение ребенка с взрослыми и сверстниками.
ичностная готовность
включает формирование у ребенка готовности
к принятию новой социальной позиции -
положение школьника, имеющего круг прав
и обязанностей. Эта личностная готовность
выражается в отношении ребенка к школе,
к учебной деятельности, учителям, самому
себе. В личностную готовность входит
и определенный уровень развития мотивационной
сферы. Готовым к школьному обучению является
ребенок, которого школа привлекает не
внешней стороной (атрибуты школьной жизни
- портфель, учебники, тетради), а возможность
получать новые знания, что предполагает
развитие познавательных интересов. Будущему
школьнику необходимо произвольно управлять
своим поведением, познавательной деятельностью,
что становится возможным при сформированной
иерархической системе мотивов. Таким
образом, ребенок должен обладать развитой
учебной мотивацией.
Личностная готовность также предполагает
определенный уровень развития эмоциональной
сферы ребенка. К началу школьного обучения
у ребенка должна быть достигнута сравнительно
хорошая эмоциональная устойчивость,
на фоне которой и возможно развитие и
протекание учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность к школьному
обучению связана с развитием мыслительных
процессов - способностью обобщать, сравнивать
объекты, классифицировать их, выделять
существенные признаки, делать выводы.
У ребенка должна быть определенная широта
представлений, в том числе образных и
пространственных, соответствующее речевое
развитие, познавательная активность.
Данный компонент готовности предполагает
наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных
знаний. Ребенок должен владеть планомерным
и расчлененным восприятием, элементами
теоретического отношения к изучаемому
материалу, обобщенными формами мышления
и основными логическими операциями, смысловым
запоминанием. Однако, в основном, мышление
ребенка остается образным, опирающимся
на реальные действия с предметами, их
заместителями. Интеллектуальная готовность
также предполагает формирование у ребенка
начальных умений в области учебной деятельности,
в частности, умение выделить учебную
задачу и превратить ее в самостоятельную
цель деятельности.
Педагогическая готовность – это запас
знаний, умений и навыков, имеющийся у
ребенка к моменту поступления в школу.
Под этим, как правило, подразумевается
умение читать, считать, пересказывать.
Информация такого рода важна для учителей
начальных классов, через руки которых
проходит огромный поток 6-7леток при записи
в школу. Она может быть полезна учителю
при планировании уроков. Но эта информация
не дает прогноза обучения.