Группа и индивидуальная творческая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:28, реферат

Краткое описание

Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску[3]. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Группа…………………………………………………………………………..5
1.1 Виды групп…………………………………………………………………...7
1.2 Структура групп……………………………………………………………...8
1.3 Функции групп……………………………………………………………….10
1.4 Территориальное расположение групп.........................................................11
1.5 Группы во времени..........................................................................................12
1.6 Свободный выбор групп.................................................................................13
2 Творческая деятельность...................................................................................14
2.1 Виды и функции творчества..........................................................................15
2.2 Стадии творческого мышления.....................................................................17
2.3 Стадии изобретательского процесса............................................................18
2.4 Характер связи творчества и личности........................................................19
2.5 Психическое здоровье, свобода и творчсетво.............................................20
2.6 Механизм творчества....................................................................................21
2.7 Индивидуальный стиль творчества деятельности.....................................22
2.8 Индивидуальность и ее проявления............................................................23
Заключение...........................................................................................................24
Список использованных источников.................................................................25

Вложенные файлы: 1 файл

группа и индивидуальная творческая деятельность.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Кафедра педагогики и  психологии 

 

 

  

 

 

 

Группа и  индивидуальная творческая деятельность  

 

Реферат

 

 

 

 

Студент  
(ТО-5)            

 

 

 

 

_______  ____    

(подпись) (дата) 

 

 

 

 

Руководитель

(старший преподаватель)  

 

  

 

_______  ____

(подпись) (дата)

 
     
     
     
     

 

  

 

 

 

Екатеринбург 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1 Группа…………………………………………………………………………..5

1.1 Виды групп…………………………………………………………………...7

1.2 Структура групп……………………………………………………………...8

1.3 Функции групп……………………………………………………………….10

1.4 Территориальное расположение  групп.........................................................11

1.5 Группы во времени..........................................................................................12

1.6 Свободный выбор групп.................................................................................13

2 Творческая деятельность...................................................................................14

2.1 Виды и функции  творчества..........................................................................15

2.2 Стадии творческого  мышления.....................................................................17

2.3 Стадии изобретательского  процесса............................................................18

2.4 Характер связи творчества и личности........................................................19

2.5 Психическое здоровье, свобода и творчсетво.............................................20

2.6 Механизм творчества....................................................................................21

2.7 Индивидуальный стиль  творчества деятельности.....................................22

2.8 Индивидуальность и  ее проявления............................................................23

Заключение...........................................................................................................24

Список использованных источников.................................................................25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Определение  «группа» попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo — узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию. Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала 19 в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает»[2].

     Первое  письменное появление французского  слова groupe, от которого, позже  произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску[3]. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса».

     Под групповой  работой понимается совместная  деятельность людей в группах   по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно направляют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить результаты работы группы тем, от кого получено задание, или с кем по сценарию занятия группа вступает во взаимодействие.

Групповая работа преследует следующие цели:

1. Улучшение информированности  членов группы, при этом развиваются  горизонтальные коммуникации и  взаимопонимание. 

2. Разработку новых идей, решений, повышение активности членов группы и стимулирование их к нахождению новых вариантов.

3. Создание коллектива  единомышленников, способных к сотрудничеству  и взаимопомощи.

4. Осуществление многоаспектной  экспертизы любой идеи - путем коллективного поиска аргументации ее защиты, критическому анализу, реальному осмыслению и прогнозированию потенциальных проблем.

     Задачами  группы являются определение  специфики работы группы и  организации группового процесса. Особенно важно определение частоты и качества взаимодействия членов группы в процессе решения задачи в зависимости от ее сложности.

Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую природу  механизма творчества. Целесообразно  говорить о спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой задаче противоречий между творцом и проблемной ситуацией.

Творческие задачи можно  разделить на два класса:

ТЗ1 – задачи, которые  могут быть решены посредством планомерного использования осознаваемых способов, приемов.

ТЗ2 – решаются в результате «развязывания» противоречий неосознаваемых в начале решения. Обязательным признаком  задач ТЗ2 является наличие их компонентов  в области неосознаваемого. Совокупность всех этапов, в результате реализации которых получается творческий результат, определяется как цикл творческого процесса и может рассматриваться как технология живого творчества. Полная цикличность всех фаз творческого цикла, присуща научному творчеству, изобретательству.

 

 

    1 Группа

     Группа  — объединение людей, имеющих  общий значимый социальный признак,  основанный на их участии в  некоторой деятельности, связанной  системой отношений, которые регулируются  формальными или неформальными  социальными институтами. [1]

     Признаки  социальной группы:

  1. наличие внутренней организации;
  2. общая (групповая) цель деятельности;
  3. групповые формы социального контроля;
  4. образцы (модели) групповой деятельности;
  5. интенсивные групповые взаимодействия;
  6. чувство групповой принадлежности или членства;
  7. ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;
  8. ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

     Содержание  понятия "социальная группа" включает в себя ряд моментов, которые выступают критериями отличия социальных групп от практических, номинальных, "групп на бумаге" и групп вообще. Такими свойствами являются:

  • социальная интеракция — активное коммуникативное взаимодействие, как внутригрупповое, так и межгрупповое;
  • стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым распознается членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (узнаваемый образ в массовом сознании по характерным признакам);
  • сигнификация — коммуникация между членами группы осуществляется с помощью особых знаковых систем, «кодов» (сленг, общие названия, одежда,внешняя символика, особые ритуалы, манеры и т.д.);
  • хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе (стиль жизни данной группы, коллективные привычки, повседневные обыкновения);
  • идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального контроля (цензы, коды, символы, кодексы и т.д.);

     Знаки, по  которым определяется членство  в группе, и которые лежат в  основе идентификации, могут совпадать,  а могут и не совпадать друг  с другом. Например, члены организации  отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

  • коллективная субъектность — социальная группа выступает как коллективный субъект социального действия (социальной активности), результатом которого являются социальные изменения и построение системы многоуровневых социальных связей и отношений с другими субъектами (социальными группами, организациями, общностями, институтами).

     Коллективный  субъект, согласно концепции,  предложенной А. В. Петровским[4], сам выступает как иерархически организованная, многоуровневая система активности, или социальная позиция, состоящая из различных по степени опосредованности процессом совместной деятельности элементов (позиций). В качестве ведущего фактора становления и развития всех форм внутригрупповой активности выделяется социально значимая совместная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Виды групп

     Выделяются  большие, средние и малые группы.

     В большие  группы входят совокупности людей,  существующие в масштабе всего  общества в целом: это социальные  слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

     К средним  группам относятся производственные  объединения работников предприятий,  территориальные общности (жители  одной деревни, города, района и пр.).

     К многообразным  малым группам относятся такие  группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает  наличие межличностных отношений  и личных контактов друг с  другом.

     Одна из  самых ранних и известных классификаций  малых групп на первичные и вторичные была дана американским социологом Ч.Х. Кули, где он проводил различие между ними. "Первичная (базовая) группа" относится к тем личным отношениям, которые являются прямыми, лицом к лицу, относительно постоянными, и глубокими, такие, как отношения в семье, группе близких друзей и тому подобное. "Вторичные группы" (словосочетание, которое Кули на самом деле не использовать, но которые появились позже) относится ко всем другим лицом к лицу отношениях, но особенно к таким группам или ассоциациям, как производственным, в которой человек относится к другим через формальные, часто юридические или договорные отношения.

 

 

 

 

1.2 Структура  групп

     Структура  — это строение, устройство, организация.  Структура группы — способ  взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

     Действующая  большая группа имеет свою внутреннюю структуру: "ядро" (а в некоторых случаях — ядра) и "периферию" с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определенному критерию.

     Конкретные  индивиды могут и не обладать  всеми сущностными чертами субъектов  данной общности, они постоянно  переходят в своем статусном  комплексе (репертуаре ролей)  с одной позиции на другую. Ядро же любой группы относительно устойчиво, оно состоит из носителей этих сущностных черт — профессионалов символического представительства.

     Другими  словами, ядро группы — это  совокупность типических индивидов,  наиболее постоянно сочетающих  присущие ей характер деятельности, структуру потребностей, нормы, установки и мотивации, отождествляемые людьми с данной социальной группой. То есть занимающие позицию агенты должны сложиться в качестве социальной организации, социальной общности, или социального корпуса, обладающего идентичностью (признанными представлениями о себе) и мобилизованного вокруг общего интереса.

     Поэтому  ядро — концентрированный выразитель  всех социальных свойств группы, определяющих ее качественное  отличие от всех иных. Нет такого  ядра — нет и самой группы. В то же время состав индивидов, входящих в «хвост» группы, непрерывно меняется вследствие того, что каждый индивид занимает множество социальных позиций и может переходить с одной позиции на другую ситуативно, из-за демографического движения (возраст, смерть, болезнь и т. п.) или как результат социальной мобильности.

     Реальная  группа имеет не только свою  структуру или конструкцию, но  и свою композицию (а также  декомпозицию).

     Композиция (лат. compositio – составление) – организация социального пространства и его восприятия (социальной перцепции). Композиция группы – это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса.

Информация о работе Группа и индивидуальная творческая деятельность