Групповая психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 23:28, контрольная работа

Краткое описание

Одна из задач психотерапии - обучение людей способам поведения, которые помогут им успешнее решать и по возможности не создавать личные и межличностные проблемы.
Групповая психотерапия – это метод, который применяется как в лечебных целях, так и для оказания психологической помощи. Ведущим механизмом развития группового процесса в коллективной психотерапии являлось объединение членов группы в коллектив с общими целями и задачами, направленными на взаимное влияние, поддержку, обмен информацией для улучшения процессов осознания механизмов развития болезни и изменения стереотипов восприятия мира и поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.Понятие групповой психотерапии…………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………….11
Литература………………………………………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

Групповая психотерапия.docx

— 29.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 Введение…………………………………………………………………………2

1.Понятие  групповой  психотерапии…………………………………………4

Заключение……………………………………………………………………….11

Литература………………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Знание основ психотерапии необходимо каждому культурному человеку. А представителям профессий, главная задача которых - работа с людьми, - педагогам, социальным работникам, юристам эти знания профессионально необходимы. Они помогают лучше понимать и оценивать свои и чужие поступки и психические состояния, причины которых не всегда лежат на поверхности и не всегда на самом деле таковы, какими нам представляются.

Важно не просто понимать, но и правильно действовать, корректировать в случае необходимости свое и чужое поведение. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Иначе мы давно бы расстались с мешающими нам и другим привычками.

Одна из задач психотерапии - обучение людей способам поведения, которые помогут им успешнее решать и по возможности не создавать личные и межличностные проблемы.

Опытный психотерапевт часто сразу видит ошибочные действия, порождающие и усугубляющие проблемы, которые его клиентам кажутся возникающими сами по себе или по вине других людей и обстоятельств.

Иногда человек на уровне сознания вполне понимает, что нужно делать в угнетающей его ситуации, но не может найти в себе сил и решительности для этих действий, предпочитая смириться с ситуацией как непреодолимой.

Психотерапевт, практический психолог должны уметь отличить ситуацию, объективно неразрешимую (по крайней мере, собственными усилиями), от ситуации, которую данный человек принимает за неразрешимую, снимая с себя ответственность за принятие решений и действия по ее преодолению. Одновременно психотерапевт должен уметь четко отличать случаи, входящие в его компетенцию, от случаев, с которыми данный индивид должен быть направлен к психиатру с подозрением на психическое заболевание.

 

1.Понятие  групповой  психотерапии.

В современной  науке под «групповой психотерапией» понимается:

  • Использование группового метода в лечебных целях при психических расстройствах ( клиническая групповая психотерапия)
  • Психотерапевтический метод, использующий факторы групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности.

«Психотерапевтическая группа» - это группа, в которой психотерапевтические методы могут применяться не только для лечения психических нарушений, но и для реализации более широких целей (улучшения самопонимания  и самопознания, уточнение своих жизненных целей и способов их достижения).

К психотерапевтическим группам можно отнести   группы самопомощи, совершенствование личности, развития самопознания, решения проблем, модификация поведения, а также разного рода учебные и профессиональные группы

В психотерапевтической  группе для воздействия на личность и поведение участника используются не только навыки терапевта, но и психотерапевтический потенциал отдельных участников и группы в целом – это называется групповой динамикой. В групповой динамике выделяют три уровня:

  • Отдельная личность и ее внутрипсихическая динамика;
  • Межличностное взаимодействие участников группы ;
  • Ситуация и динамика группы как одного целого.

Эти три уровня присутствуют в любой психотерапевтической группе;

Их динамическое взаимодействие и правильное использование помогают терапевту реализовать психотерапевтический потенциал группы

Изначально психотерапия рассматривалась только в индивидуальной форме, что предусматривало диалог двух людей – пациента и психотерапевта, работавших в плотном сотрудничестве. Основное преимущество индивидуальной психотерапии состоит в том, что пациент получает от психотерапевта 100% его внимания, рассматривается непосредственная проблема клиента. Тем не менее, сеансы индивидуальной психотерапии не всегда были эффективны вследствие высокой степени закрытости многих пациентов. Во время сеансов психотерапии данные клиенты либо имели свойство настолько настойчиво скрывать свои истинные проблемы “за семью печатями”, что даже опытнейшие психотерапевты не могли выявить истинные причины внутренних конфликтов своих пациентов, либо рассказывали психотерапевту не свои, надуманные проблемы, которых у них нет и никогда не было. Естественно, эффективность лечения таких пациентов при помощи индивидуальной психотерапии приравнивалась к нулю. Именно поэтому возник метод групповой психотерапии.

Основателем групповой психотерапии считается американский психиатр, доктор наук Джозеф Пратт. В 1905 году Пратт объединил пациентов, больных туберкулезом, в группы с целью проведения еженедельных дискуссий. В результате данных групповых дискуссий эффективность лечения больных значительно возросла. Это произошло за счет взаимной поддержки пациентов, они понимали, что не одиноки в своей проблеме, и всегда найдется человек, способный понять и прийти на помощь. Как итог еженедельных встреч пациентов, у последних значительно снизились факты депрессивных состояний, улучшилось настроение, которое через силу мысли помогало пациентам победить страшный недуг.

Основное развитие групповая психотерапия получила во время Второй мировой войны, когда большинство оставшихся в живых солдат возвращались домой с различными психическими расстройствами. Солдат было настолько много, что применение метода индивидуальной психотерапии для лечения психических расстройств не представлялось возможным – в странах просто не было так много психотерапевтов. Тогда правительства многих стран приняли решение про внедрение метода групповой психотерапии как основного метода лечения психических заболеваний в послевоенный период в виду его рациональности и экономической целесообразности.

 В групповой  психотерапии  выделяют три основных направления:

 

1.Ориентация на  отдельную личность: обсуждаются проблемы отдельных участников, психотерапевт  концентрирует собственные усилия и подключает группу для работы с отдельным участником

( психоаналитические, классические  гештальт-группы, классические психодрамматические и поведенческие группы)

2.Ориентация на межличностное взаимодействие участников:

Внимание акцентируется на отношениях между участниками, а также на отношениях между участниками группы и терапевтом. Объектом обсуждения служат межличностные взаимодействия, возникающие «здесь и теперь», т.е. межличностный  опыт (межличностная групповая психотерапия Ялома, трансактный анализ Берна, группы  недирективной терапии Роджерса, а также « группы встреч» и Т-группы).

3.Ориентация на  группу как совокупность означает, что центром усилий терапевта является не отдельный участник или взаимодействие между участниками, а группа как целое. Здесь внимание акцентируется на групповых действиях, коллективных инициативах ( групповой анализ и группы, ориентированные на конфликт)

 

И.Ялом выделяет   десять главных психотерапевтических факторов, которые присущи большинству групп:

1. Предоставление информации. Психотерапевт оказывает воздействие на пациента при помощи советов и инструкций.

2.  Универсализация. Многие люди, при вхождении в группу, полагают что их проблемы уникальны и неповторимы, однако вскоре убеждаются в том, что и у других людей имеются проблемы и страхи.  
3. Сплоченность. 

4. Альтруизм. Главная ценность группы в том, что каждый ее участник готов прийти на помощь другим членам группы, каждый человек ощущает себя нужным группе.

5. Развитие навыков общения. В процессе психотерапии в группе каждый ее участник приобретает опыт межличностного общения, который так пригодится ему в жизни. Основными способами развития навыков общения являются обратная связь и ролевые игры.

6. Межличностное обучение. В процессе общения человек не только оттачивает навыки ведения разговора, но и исследует положительные и отрицательные реакции других людей, примеряет на себя различные модели поведения.

7. Внушение надежды. Человек, придя в группу на психотерапевтический сеанс, хранит в сердце надежду на выздоровление, наблюдает за тем, как избавляются от своих проблем другие пациенты, что усиливает терапевтическое действие сеанса.

8. Множественный перенос. Группа в процессе лечения уподобляется семье, привязанность пациента к группе и членам этой группы может подвергаться проверке.

9. Подражательное поведение. В процессе наблюдения за поведением других людей человеком приобретается умение вести себя, умение общаться с другими людьми, пациент копирует поведение другого члена группы. Человек берет от других людей лучшее. Очень часто примером для подражания выступает руководитель группы.

10. Катарсис. Очень часто многие, сдерживаемые человеком на протяжении длительного времени эмоции находят свой выход в группе, даря своему владельцу чувство облегчения и свободы. Также это приводит к увеличению сплоченности группы.

Общие цели психотерапевтической группы.

Как правило, групповой психотерапевт прямо не информирует участников группы о групповых целях. Формирование и принятие их членами группы создает основу для терапевтической активности.

Определенная направленность действий  позволяет участникам группы понять смысл и осознать значение групповых действий, происходящих в группе событий, удовлетворяет индивидуальные потребности участников, особенно при совпадении индивидуальных и групповых целей.

Кратохвил следующим образом формулирует цели психотерапевтической группы:

1.Выяснение проблем каждого  участника группы и помощь  в понимании и изменении своего  состояния.

2.Постепенное увеличение  уровня адекватной социальной  адаптации. Предоставление информации  о закономерностях межличностных и групповых процессов как основа эффективного и гармоничного общения с другими людьми.

3.Поддержка процесса роста  личностного и духовного потенциала  клиента.

4.Принятие  индивидуальной  ответственности за свой жизненный  выбор и риск.

5.Принятие на сея ответственности  за других (группа);по окончании терапии она преобразуется  в социальную и культурную ответственность.

Некоторые формы групповой психотерапии.

Гештальт – группы.

Гештальт-терапия была разработана Фридериком Перлзом на основе опыта в психоанализе и изучения экзистенциальной философии, гештальт-психологии и теории Вильгельма Райха о физиологических корнях сопротивления психологическому изменению.

Основные понятия этого подхода:  отношение фигуры и фона, сознавание и сосредоточенность на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость.

Фигура -важные, значимые события, которые занимают центральное место в сознании человека.

Фон - менее важная на данный момент информация, сопрвождающая фигуру и отступающая на задний план.

Руководитель группы обычно работает с одним членом группы, остальные участники оказывают ему поддержку, отождествляются с ним.

Используются следующие техники: « Горячий стул», « Большой и малый пес», « Челнок».

Горячий стул: все члены группы садятся на стулья, расположенные по кругу. В кругу находится так называемый «горячий стул», на который садится один из членов, причем по собственному желанию. Человек, сидящие в кругу, начинает говорить обо всех проблемах, которые его волнуют. Все остальные участники могут задавать ему вопросы, на которые он обязан откровенно отвечать. Очень важно, чтобы этот человек почувствовал теплую атмосферу, которая придаст ему уверенности в себе. 
 
Здесь и теперь: во время беседы обсуждаются только те проблемы, которые волнуют людей на данный момент. Никаких разговоров о прошлом. Если кто-то и окунается в прошлые события, все остальные члены группы сразу же переключают его к реальности. Все происходит незаметно для участников. Во время беседы все действия выполняются тактично.

Психодрамма.

Психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми.

Группы телесной терапии.

Группы телесной терапии - группы, в которых в процессе психотерапевтической работы большое значение придается прямым телесным контактам людей как средству избавления от психологических проблем.

К телесной терапии относятся биоэнергетика А.Лоуэна, метод Фельденкрайса, метод Александера, структурная интеграция, первичная терапия и другие групповые подходы, подчеркивающие значение физических характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Групповая психотерапия – это метод, который применяется как в лечебных целях, так и для оказания психологической помощи. Ведущим механизмом развития группового процесса в коллективной психотерапии являлось объединение членов группы в коллектив с общими целями и задачами, направленными на взаимное влияние, поддержку, обмен информацией для улучшения процессов осознания механизмов развития болезни и изменения стереотипов восприятия мира и поведения.

Информация о работе Групповая психотерапия