Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:04, реферат
В настоящее время Г. п. п. с нарушениями адаптации, невротическими, соматоформными расстройствами и нарушениями личности распространена во многих странах мира и относится к наиболее эффективным и экономичным методам психотерапии. Препятствием в использовании метода Г. п. п. в одних случаях являются недостаточная спонтанность и гибкость психотерапевтов, их страх перед экспрессией подростков, в других случаях — отсутствие кадров детских и подростковых психотерапевтов, системы оказания им психотерапевтической помощи, как это имеет место в России (Захаров А. И., 1982; Эйдемиллер Э. Г., 1988, 1994; Sifneos P. Е., 1979).
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПОДРОСТКОВ
Групповая психотерапия подростков,
рассматривается как серия межличностных
интеракций в малой группе, нацеленных
на формирование у участников адекватной
самооценки и целостной Я-концепции, конфронтацию
с собственными неосознаваемыми проблемами,
распознавание неадекватных паттернов
эмоционально-поведенческого реагирования
и неиспользованных личностных ресурсов,
раскрытие своих переживаний и их вербализацию,
совершенствование навыков контроля за
ситуацией, научение строить отношения
с другими во взаимоудовлетворяющей манере.
(Эйдемиллер Э. Г., Кулаков С. А., 1990).
В настоящее время Г. п. п. с нарушениями
адаптации, невротическими, соматоформными
расстройствами и нарушениями личности
распространена во многих странах мира
и относится к наиболее эффективным и
экономичным методам психотерапии. Препятствием
в использовании метода Г. п. п. в одних
случаях являются недостаточная спонтанность
и гибкость психотерапевтов, их страх
перед экспрессией подростков, в других
случаях — отсутствие кадров детских
и подростковых психотерапевтов, системы
оказания им психотерапевтической помощи,
как это имеет место в России (Захаров
А. И., 1982; Эйдемиллер Э. Г., 1988, 1994; Sifneos P.
Е., 1979).
Все существующие методы Г. п. п. (а их около
100) делятся на 3 вида:
1)образовательные,
2) аналитические,
3)основанные на действии.
К последнему виду
относят аналитическую психодраму,
гештальт-терапию и др. Для подростков
наиболее адекватными являются модели
групповой психотерапии, основанные на
действии. Это связано с такими психологическими
их особенностями, как стремление к группированию,
потребность в интимности и кооперации,
тревога, вызванная открытием субъективного
мира и формированием образа «Я», тяга
к расширению диапазона ролевого поведения,
сохраняющаяся с детства конкретность
мышления и эмоциональная непосредственность.
Но именно из-за этих психологических
особенностей применение методов группового
анализа и разговорной психотерапии в
подростковой психиатрии существенно
ограничено (Tausch R., 1973).
По продолжительности работы выделяют
2 вида Г. п. п.:
1) долгосрочную (60 и более часов) ,
2) краткосрочную (от 20 до 28 часов) (Эйдемиллер Э. Г., 1994).
Показания к Г. п. п. широки. Это невротические и личностные расстройства, алкоголизм, нарко- и токсикомании, нарушения адаптации, психические заболевания, среди которых различные формы шизофрении и эпилепсии (Ериш М. И., Каубиш В. К., Эткинд А. М., 1978). Противопоказания к Г. п. п. относительны и в значительной мере обусловлены личностными и профессиональными качествами психотерапевта. Потребность подростков в краткосрочной групповой психотерапии существенно возросла за последнее десятилетие (Кулаков С. А., 1994). Обстоятельств, способствовавших этому, несколько:
1) объем долговременной памяти у детей, в том числе и подростков, существенно меньше, чем у взрослых; результаты, достигнутые группой на одном занятии, через несколько дней могут быть либо забыты, либо восприняты искаженно;
2) подростку трудно долго ожидать результата психотерапии; если после 2 сеансов групповой психотерапии у участников не появляется ощущения, что терапевтические цели достижимы, наступает разочарование и подчас появляется желание покинуть группу;
3) краткосрочная психотерапия
по сравнению с долгосрочной имеет меньше
шансов превратиться в своеобразную «экологическую
нишу» для подростков, альтернативу их
жизни в окружении сверстников со множеством
обязанностей и потребностью в рекреации.
При долгосрочной модели Г. п. п. группа
работает 3-4 раза в неделю по 1,5 часа в течение
3 месяцев, краткосрочная психотерапевтическая
группа — 4 часа ежедневно в течение 5-7
дней. Состав группы 8-12 участников обоих
полов. При подборе пациентов следует
ориентироваться скорее на психологическую
зрелость, чем на паспортный возраст. Вместе
с 16-18-летними мальчиками в группу могут
быть включены 14-16-летние девочки, опережающие
первых по темпу созревания. Разница в
возрасте между подростками одного пола
не должна превышать 1 — 2 лет. При обеих
моделях Г. п. п. групповая и личностная
динамика оказывается сходной, но интенсивность
процессов изменения более высокая в краткосрочных
группах.
В первой фазе
— фазе ориентации — происходит образование
группы как целого, пациенты принимают
правила работы, предлагаемые психотерапевтом.
Участники группы выполняют упражнения,
которые помогают им сплотиться, развивают
их коммуникативные возможности, эмпатические
навыки, тренируют способность выражать
и «читать» эмоции. Для этого используются
такие игры, как рукопожатие, передаваемое
по кругу, называние имен вместе с «переброской»
воображаемого мяча, «передачи» воображаемого
предмета, а также приемы «Броуновское
движение», «Горная тропа», «Лунные локаторы»,
«Розовый крокодил»; способствуют этому
раскрытие коммуникативного значения
вопросов, описательный язык и т. п. Выполнение
«Броуновского движения» Это упражнение
тренирует внимание, обеспечивает телесное
соприкосновение и способствует возникновению
чувства принадлежности к группе, снижает
уровень тревоги у участников. Упражнение
«Лунные локаторы» преследует те же цели,
что и «Броуновское движение», и отвечает
требованиям, предъявляемым к подбору
игр в детских и подростковых группах,
— играть без проигрыша. Игра «Розовый
крокодил». Преимущество этого упражнения
перед парными приемами проигрывания
эмоций заключается в большей безопасности.
Вторая фаза,
обычно называемая негативно-агрессивной
(Карвасарский Б. Д., Ледер С., 1990; Kratochvil
S., 1978), определена Э. Г. Эйдемиллером и
А. И. Вовком как стадия переформулирования
целей и перераспределения ответственности.
Поскольку достижения каждого участника
группы зависят от его внутренней мотивации
на осознание проблемы и ее решение, то
методом опроса психотерапевт выясняет,
какой процент ответственности каждый
подросток берет на себя, а что оставляет
группе или психотерапевту. Прояснить,
какие скрытые чувства друг к другу и к
психотерапевту есть у участников группы,
можно с помощью социографических игр
и приемов, инсценирования сказок, терапевтических
метафор. Уточняются цели, которые хочет
достигнуть каждый участник и группа в
целом.
В третьей фазе
— фазе решения индивидуальных проблем
— с помощью приемов аналитической психодрамы,
гештальт-экспериментов участники группы
имеют возможность осознать и разрешить
свои проблемы.
В краткосрочной Г. п. п. граница между
третьей и четвертой фазами весьма условна.
В четвертой фазе — фазе экзистенциального
выбора — участники, как правило, углубленно
прорабатывают проблемы полоролевой идентичности
и эффективности в семейных ролях и в роли
«какой я есть на самом деле». Стиль поведения
психотерапевта в краткосрочной Г. п. п.
директивный, в долгосрочной — меняется
от роли «активного руководителя» к роли
«посредника» и «члена группы».
При разработке и апробации модели краткосрочной
интегративной групповой психотерапии
Э. Г. Эйдемиллером (1994) сформулированы
следующие принципы:
1) принцип парности однотипных акцентуаций личности (для равномерного созревания группы, эффективного ее функционирования целесообразно подбирать в группы пары однотипных акцентуантов; это обеспечивает лучшую идентификацию личностных проблем у участников);
2) принцип клинико-психологического разнообразия участников, включаемых в психотерапевтическую группу;
3)принцип формулирования терапевтического запроса, учитывающий психологическую незрелость, когнитивные особенности и редуцированность навыков социальной кооперации (психотерапевтические метафоры, проективный рисунок, психодраматическое моделирование);
4) использование приемов «присоединения» — установление психологического контакта с участниками психотерапевтической группы (синхронизация дыхания, приемы «мимезиса», калибровка эмоциональных состояний, отслеживание глазодвигательных реакций);
5) обучение участников групповой психотерапии двухуровневой обратной связи, содержащей вербальную и невербальную информацию;
6) принцип интегративности (комплексное применение психологических механизмов групповой динамики, гештальт-экспериментов и психодрамы);
7) использование эффекта трансового изменения сознания у участников психотерапии, чему в значительной степени способствуют совпадение терапевтических целей, возрастная психологическая совместимость членов группы, эмоциональная сплоченность;
8) принцип иерархизации приемов, направленных на выявление, исследование и коррекцию агрессивности у участников группы (моторные разминки «Жмурки», «Жучок» и другие игровые приемы, а также использование метафор и психодраматических игр «Аисты и лягушки», «Собаки и кошки», «Звездные войны», «Психоскульптуры» и др.);
9) принцип «здесь и теперь» (принципиальный отказ от биографической направленности Г. п. п., что важно для детей и подростков в связи с тем, что отдаленное будущее заблокировано, прошлое редуцировано в субъективном восприятии либо переполнено негативными проекциями);
10) принцип сбалансированности в исследовании негативного и позитивного опыта участников психотерапии (во время подготовки к психотерапии и на ее сеансах участники отвечают на вопрос, какие негативные и позитивные последствия привносили в их жизнь симптомы или неразрешенные личностные проблемы. Автором была создана принципиально важная для детской и подростковой психотерапии парадигма: ничто из пережитого и переживаемого не может быть редуцировано; наоборот, пациент стимулируется к исследованию того, как он адаптируется с помощью симптома и как будет адаптироваться, трансформировав энергию симптома в другие, более зрелые, многовариантные формы поведения);
11)принцип баланса структуры и содержания, ответственности за результат психотерапевта/ группы при проведении Г. п. п. (директивность стиля психотерапевта и его ответственность за структуру занятий, сменяемая приемом «следования за спиной» участника, который, в свою очередь, отвечает за содержание сеанса и свой результат).