Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 12:26, контрольная работа
Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих. Поэтому наиболее популярным является определение социальной психологии как науки, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других. Реакция человека на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.
Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния.
Введение 3
Эффект «синергии» 6
Деиндивидуализация 7
Заключение. 12
Работа с терминами 15
Список литературы 17
По предмету: Психология групп.
Тема: Групповые эффекты: деиндивидуализация, эффект «синергии.
Содержание.
Введение 3
Эффект «синергии» 6
Деиндивидуализация
Заключение. 12
Работа с терминами
Список литературы 17
Введение
Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих. Поэтому наиболее популярным является определение социальной психологии как науки, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других. Реакция человека на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.
Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении.
Проблема групп, в которые объединяются
люди в процессе своей жизнедеятельности,
– важнейший вопрос не только социальной
психологии, но и социологии. Реальность
общественных отношений всегда дана как
реальность отношений между социальными
группами, поэтому для социологического
анализа крайне важным и принципиальным
вопросом является вопрос о том, по какому
критерию следует вычленять группы из
того многообразия различного рода объединений,
которые возникают в человеческом обществе.
В цикле общественных наук под группой
понимается реально существующее образование,
в котором люди собраны вместе, объединены
каким-то общим признаком, разновидностью
совместной деятельности или помещены
в какие-то идентичные условия, обстоятельства
(также в реальном процессе их жизнедеятельности),
определенным образом осознают свою принадлежность
к этому образованию (хотя мера и степень
осознания могут быть весьма различными).
Именно в рамках этого второго толкования
имеет по преимуществу дело с группами
социальная психология.
Выполняя различные социальные функции,
человек является членом многочисленных
социальных групп, он формируется как
бы в пересечении этих групп, является
точкой, в которой скрещиваются различные
групповые влияния. Это имеет для личности
два важных следствия: с одной стороны,
определяет объективное место личности
в системе социальной деятельности, с
другой – сказывается на формировании
сознания личности. Личность оказывается
включенной в систему взглядов, представлений,
норм, ценностей многочисленных групп.
Поэтому крайне значимо определить, какова
будет та "равнодействующая" этих
групповых влиянии, которая и определит
содержание сознания личности.
Для индивида, входящего в группу, осознание
принадлежности к ней осуществляется,
прежде всего через принятие этих характеристик,
т.е. через осознание факта некоторой психической
общности с другими членами данной социальной
группы, что и позволяет ему идентифицироваться
с группой. Можно сказать, что "граница"
группы воспринимается как граница этой
психической общности. При анализе развития
групп и их роли в истории человеческого
общества, было установлено, что главной,
чисто психологической характеристикой
группы является наличие так называемого
"мы-чувства". Это означает, что универсальным
принципом психического оформления общности
является различение для индивидов, входящих
в группу, некоторого образования "мы"
в отличие от другого образования – "они".
"Мы-чувство" выражает потребность
отдифференцировать одну общность от
другой и является своеобразным индикатором
осознания принадлежности личности к
некоторой группе, т.е. социальной идентичности.
Констатация принадлежности личности
к группе представляет для социальной
психологии значительный интерес, позволяя
рассмотреть психологическую общность
как своеобразный психологический "срез"
реальной социальной группы. Специфика
социально-психологического анализа группы
именно здесь и проявляется: рассматриваются
выделенные средствами социологии реальные
социальные группы, но в них, далее, определяются
те их черты, которые в совокупности делают
группу психологической общностью, т.е.
позволяют каждому ее члену идентифицировать
себя с группой. При такой трактовке фиксируются
психологические характеристики группы,
а сама группа может быть определена как
"общность взаимодействующих людей
во имя сознаваемой цели, общность, которая
объективно выступает как субъект действия"
Степень подробности, с которой в дальнейшем
анализе можно раскрыть характеристики
такой общности, зависит от конкретного
уровня разработки проблемы.
Эффект «синергии».
Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1+1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе действительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.
Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга»— «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без ихкритического анализа и логического осмысления.
Деиндивидуализация.
Деиндивидуализация – утрата самосознания
и боязни оценки; возникает в групповых
ситуациях, которые обеспечивают анонимность
и не концентрируют внимание на отдельном
индивиде.
Группа не только способна возбуждать
своих членов, она обеспечивает им анонимность.
Кричащая толпа скрывает кричащего баскетбольного
фаната. Члены бесчинствующей своры линчевателей
верят, что им удастся избежать наказания;
они воспринимают свои действия как групповые.
Участники уличных беспорядков, ставшие
обезличенной толпой, не стесняются грабить.
Проведя анализ 21 случая, когда потенциальный
самоубийца в присутствии толпы угрожал
спрыгнуть с небоскреба или с моста, Леон
Манн (Leon Mann, 1981) обнаружил: если толпа была
сравнительно небольшой и освещалась
дневным светом, то попыток спровоцировать
самоубийство, как правило, не делалось.
Но когда размер толпы и ночной мрак обеспечивали
анонимность, люди обычно подначивали
самоубийцу, всячески издеваясь над ним.
Брайен Маллен (Brian Mullen, 1986) сообщает о подобных
эффектах на сборищах линчевателей: чем
многочисленнее сборище, тем в большей
мере его члены утрачивают чувство личной
ответственности и тем с большей готовностью
идут на беспредельные зверства - сожжение,
растерзание или расчленение жертвы. Для
каждого из приведенных примеров, от толпы
болельщиков до своры линчевателей, характерно
то, что у людей в таких случаях резко падает
боязнь оценки. Поскольку «так делали
все», то и свое поведение они объясняют
сложившейся ситуацией, а не собственным
свободным выбором.
Филип Зимбардо (Philip Zimbardo, 1970) предположил,
что обезличенность в больших городах
уже сама по себе гарантирует анонимность
и предусматривает нормы поведения, разрешающие
вандализм. Он приобрел два подержанных
автомобиля десятилетней давности и оставил
их с поднятыми капотами и снятыми номерными
знаками на улице: один - в старом кампусе
Нью-Йоркского университета в Бронксе,
а другой - вблизи кампуса Стэнфордского
университета в небольшом городке Пало-Альто.
В Нью-Йорке первые «раздевальщики» появились
уже через десять минут, они сняли аккумулятор
и радиатор. Через трое суток, после 23 эпизодов
краж и вандализма (со стороны людей, по
всем приметам, отнюдь не бедных), машина
превратилась в груду металлолома. По
контрасту с этим, единственным человеком,
дотронувшимся в течение недели до автомобиля
в Пало-Альто, был прохожий, закрывший
капот машины, поскольку начинался дождь.
Можно ли быть уверенным, что разительный
контраст между Бронксом и Пало-Альто
объясняется большей анонимностью в Бронксе?
Абсолютной уверенности в этом нет. Но
зато можно поставить соответствующие
эксперименты, чтобы убедиться, действительно
ли анонимность снимает запреты с поведения
людей. В одном из экспериментов Зимбардо
(Zimbardo, 1970) попросил женщин из Нью-Йоркского
университета надеть одинаковые белые
халаты и колпаки, похожие на одеяние ку-клукс-клана.
Получив указание нанести жертве удар
током, эти испытуемые держали палец на
кнопке в два раза дольше, чем те, у кого
можно было разглядеть лицо и большую
бирку с именем.
Группа исследователей под руководством
Эда Динера (Ed Diener, 1976) изобретательно продемонстрировала,
что происходит, когда участникам группы
гарантируется полная анонимность. В канун
Хэллоуина было установлено наблюдение
за 1352 детьми из Сиэтла, ходившими по домам
с традиционным «trick or treat». [Угощайте, а
не то подшутим над вами. Род колядования.
(Прим. переводчика)]
В 27 домах различных районов города детей,
приходящих поодиночке или в группе, поджидали
экспериментаторы. Хозяин приветливо
приглашал гостей в дом и предлагал взять
«каждому по одной шоколадке», после чего
выходил из комнаты. Скрытые наблюдатели
установили, что дети в группе брали лишнюю
шоколадку в два с лишним раза чаще, чем
те, кто заходил поодиночке. Точно так
же дети, остававшиеся анонимами, в два
с лишним раза были более склонны к обману
по сравнению с детьми, у которых выясняли
их имя и адрес. Эти примеры демонстрируют,
что степень честности во многом зависит
от ситуации. В том случае, когда растворенность
в группе сочеталась с гарантией анонимности,
дети брали лишнюю шоколадку чаще всего.
Всегда ли гарантированная анонимность
высвобождает наши худшие инстинкты? К
счастью, нет. Прежде всего следует отметить,
что ситуации, в которые были поставлены
испытуемые во время большей части описанных
выше экспериментов, имели явно выраженные
антисоциальные черты. Роберт Джонсон
и Лесли Даунинг (Robert Johnson & Leslie Downing, 1979)
указывали на то, что в эксперименте Зимбардо
жестокость могла быть спровоцирована
костюмами ку-клукс-клана. В одном из поставленных
экспериментов в университете Джорджии
испытуемые женщины, перед тем как наносить
удары током, надевали халаты медсестер.
Когда женщины в таких халатах выступали
как анонимы, они проявляли меньше агрессивности
по отношению к жертве, чем когда подчеркивались
их имена и индентификационные данные.
Очевидно, в ситуации анонимности человек
в меньшей степени отдает себе отчет в
своих действиях и становится более восприимчивым
по отношению к ситуационным намекам -
как негативным (костюм ку-клукс-клановца),
так и позитивным (халат медсестры). Чувствуя
альтруистские намеки, деиндивидуализированные
люди жертвуют даже больше денег, чем тогда,
когда их имена оглашаются (Spivey & Prentice-Dunn,
1990).
Это помогает объяснить, почему ношение
униформы черного цвета - которая традиционно
ассоциируется со злом и смертью и которую
носили средневековые палачи, Дарт Вейдер
и воины ниндзя - дает эффект, противоположный
эффекту от ношения одежды медсестры.
Марк Франк и Томас Джилович (Mark Frank &
Thomas Gilovich, 1988) сообщают, что с 1970 по 1986 год
спортивные команды с черной формой (в
первую очередь Los Angeles Raiders и Philadelphia Flyers)
постоянно находились на первых местах
в Национальной футбольной и хоккейной
лиге по числу полученных взысканий. Последующие
лабораторные эксперименты установили,
что ношение простого черного свитера
уже может спровоцировать человека на
более агрессивные действия.
Взрывам агрессии в больших группах зачастую
предшествуют малозначительные акции,
которые возбуждают и сбивают с толку.
Группы кричат, скандируют, хлопают, танцуют,
и это нужно для того, чтобы одновременно
вызвать у людей возбуждение и снизить
их самосознание. Очевидец из секты Муна
вспоминает, как скандирование «чу-чу-чу»
помогало деиндивидуализации:
«Все братья и сестры взялись
за руки и начали кричать с нарастающей
силой: чу-чу-чу, Чу-Чу-Чу, ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЯА! ЯА!
ПАУ! Это действо объединило нас в группу,
как если бы мы загадочным образом совместно
пережили нечто важное. Власть «чу-чу-чу»
испугала меня; но она же дала мне ощущение
комфорта. После освобождения от накопленной
энергии мы чувствовали себя совершенно
расслабленными» (Zimbardo & others, 1977).
Эксперименты Эда Динера (Ed Diener, 1976, 1979)
показали, что такие акции, как кидание
камней и хоровое пение, могут подготавливать
почву для более необузданного поведения.
Есть самоподкрепляющееся удовольствие
в том, чтобы совершать импульсивные действия
и при этом наблюдать, как окружающие делают
то же самое. Видя, что другие делают то
же самое, мы полагаем, что они чувствуют
то же самое, и, таким образом, укрепляемся
в своих чувствах (Orive, 1984). Импульсивные
групповые акты захватывают наше внимание.
Когда мы возмущаемся действиями арбитра,
мы не думаем о наших ценностях, мы реагируем
на непосредственную ситуацию. Позднее,
когда мы задумываемся о том, что сделали
или сказали, нам иногда бывает стыдно.
Иногда. Но порой мы сами ищем возможности
деиндивидуализироваться в группе: на
дискотеке, на войне, в уличных беспорядках
- везде, где можно предаться сильным позитивным
эмоциям и ощутить единение с окружающими.
Групповые переживания, ослабляющие самосознание,
имеют тенденцию рассогласовывать поведение
и установки. Эксперименты Эда Динера
(Ed Diener, 1980), а также Стивена Прентис-Данна
и Рональда Роджерса (Steven Prentice-Dunn & Ronald
Rogers, 1980, 1989) выявили, что деиндивидуализированные,
утратившие самосознание люди меньше
себя сдерживают и контролируют; они склонны
действовать, реагируя непосредственно
на ситуацию, даже и не вспоминая о своих
ценностях. Все это подтверждается в экспериментах
по самосознанию. Самосознание и деиндивидуализация
- как две стороны одной медали. Те, у кого
повысили самосознание, скажем, поместив
их перед зеркалом или телекамерой, демонстрируют
повышенный самоконтроль, их действия
в большей мере отражают их установки.
Находясь перед зеркалом, люди, боящиеся
прибавить в весе, съедят меньше мучного
и сладкого (Sentyrz & Bushman, 1997). Кроме того,
люди, не утратившие самосознание, менее
склонны к уловкам и обману (Beaman & others,
1979; Diener & Wallbom, 1976). To же самое верно и
для тех, кто остро чувствует свою индивидуальность
и независимость (Nadler & others, 1982). Люди,
которым свойственно повышенное самосознание
или у которых его вызвали, демонстрируют
большее соответствие между тем, что они
говорят, и тем, что они делают.
Заключение.
«В определенных групповых
ситуациях люди склонны к тому, чтобы отбросить нормативное
ограничение, утратить чувство индивидуальной
ответственности, ощутить то, что психолог Леон
Фестингер с коллегами назвали «деиндивидуализацией».
Таким образом, под феноменом деиндивидуализации
понимается утрата самосознания и боязни
оценки, когда нормативное сдерживание
значительно ослабевает.
В каких условиях проявляется этот феномен?
Что влияет на его проявление? К условиям,
определяющим вероятность и интенсивность
проявления деиндивидуализации, относят
следующие.
Во-первых, размер группы. Чем больше группа,
тем больше ее члены утрачивают чувство
самоосознания и тем с большей готовностью
соглашаются пойти на нарушение нормативного
поведения.
Во-вторых, физическая анонимность и обезличенность.
Психолог Ф. Зимбардо предположил, что обезличенность
в больших городах сама по себе означает
анонимность и предусматривает нормы
поведения, разрешающие вандализм. Для
эксперимента он приобрел две подержанные
машины выпуска десятилетней давности
и оставил их с поднятыми капотами и снятыми
номерными знаками на улицах: одну — в
старом студенческом городке Нью-Йоркского
университета в Бронксе, а другую — вблизи
студенческого городка Станфордского
университета в небольшом городке Пало-Альто.
В Нью-Йорке первые «автораздевальщики»
появились уже через десять минут, сняв
аккумулятор и радиатор. Через трое суток,
после 23 эпизодов краж и вандализма (со
стороны хорошо одетых белых граждан),
машина превратилась в бесполезную груду
металлолома. По контрасту с этим, единственный
человек, который в течение недели дотронулся
до автомобиля в Пало-Альто, был прохожий,
закрывший капот машины, поскольку начинался
дождь.
В-третьих, возбуждающие и отвлекающие
действия группы, подготавливающие почву
для деиндивидуализации (аплодисменты
и хлопки, пение хором, различные ритуальные
мероприятия и церемонии и др.). «Есть усиливающее
само себя удовольствие в том, — пишет Д.
Майерс, — чтобы совершать импульсивный
акт, наблюдая, как окружающие заняты тем
же самым. Когда мы видим, что другие делают
то же, что и мы, то полагаем, что они и чувствуют
то же самое, и, таким образом, укрепляемся
в своих чувствах». Иной раз мы сами ищем
возможности деиндивидуализироваться
в группе, потому что можем предаться сильным
позитивным эмоциям и ощутить нашу общность
с окружающими.
В-четвертых, ослабленное самоосознание.
Групповое бытие, ослабляющее самоосознание,
имеет тенденцию рассогласовывать поведение
и установки личности. Не осознающие себя
менее заторможены, меньше себя контролируют,
более склонны действовать, не задумываясь
о своих ценностях, более восприимчивы
к ситуации. Фактором, повышающим деиндивидуализацию,
является алкогольное опьянение. Напротив,
деиндивидуализация снижается в обстоятельствах,
повышающих самоосознание: перед зеркалами,
фотоаппаратами, кино- и видеокамерами,
в маленьких поселках, на ярком свете,
при ношении именных табличек или нестандартной
одежды, в необычной обстановке».
Закон синергии гласит, что
«целое больше суммы отдельно взятых частей»,
другими словами, знания и усилия двух
человек, которые прикладываются для решения
задачи, не просто удваиваются, но взаимно
усиливают друг друга многократно, расширяя
поле возможностей этого целого. Несколько
таких элементов-людей образуют систему,
в которой, согласно теории синергии, и
происходит усиление элементов за счет
друг друга.
Изменить мир к лучшему в одиночку во стократ
сложнее, нежели сделать это совместными
усилиями. Когда великие идеи подхватываются
сначала десятками, затем сотнями и тысячами
людей – они способны изменить мир, потому
что их движет не суммарная энергия отдельно
взятых людей, но огромная сила, преумноженная
эффектом синергии.
Работа с терминами.
Список литературы
1. Кафидов В.В., Скипетрова Т.В. Теория организации: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. – 144 Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А., "Психология словарь справочник" изд. Хэлтон, 1998, Минкс, 399 с.
Информация о работе Групповые эффекты: деиндивидуализация, эффект "синергии"