Группы давления и интересов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «группа интересов» (или заинтересованная группа) ввел в научный оборот американский ученый Артур Бентли в работе «Процесс управления» (1908). Под данным термином он понимал разнообразные организованные группы людей, имеющих определенные цели и выдвигающих конкретные требования перед политической властью.

Вложенные файлы: 1 файл

Политолигия.docx

— 44.90 Кб (Скачать файл)

Неформальные и непостоянные группировки осуществляют давление, используя личные связи (семейные, общественные, местные). Наконец, ассоциативные и институциональные группы предпочитают использовать представительские процедуры (например, добиваться избрания их представителей в парламент).

Деление групп давления по средствам воздействия в значительной мере условно, поскольку конкретные организации не замыкаются на каком-то одном, а пытаются использовать весь набор формальных и организационных  средств давления (средства массовой информации, партии, законодателей, администрацию  и т. д.). Обозначенные каналы коммуникации с политической элитой позволяют  группам давления вступать с ней  в контакт и влиять на характер и содержание принимаемых ею политических решений.Возможности групп давления различны. Одни из них пользуются авторитетом в обществе, к ним прислушиваются, а потому они могут непосредственно обращаться к тем, кто принимает решения. Другие же группы давления, которые не имеют каналов прямого доступа к элите, вынуждены влиять опосредованно. Первоначально они оказывают влияние на общественное мнение, чтобы затем уже оно воздействовало на тех, кто принимает политические решения.В зависимости от характера влияния различают три типа воздействия: воздействие на тех, кто принимает политическое решение (т. е. на власть); воздействие на партии, удерживающие или контролирующие власть; воздействие на общественное мнение, которое влияет на власть.Эффективность давления зависит и от точки его приложения. Дело в том, что в политических системах различных стран значение тех или иных элементов, участвующих в принятии конкретных решений, неодинаково. В одних странах центр принятия решений находится в сфере законодательной власти, в других он располагается в структурах исполнительной власти, в третьих, немалую роль в этом процессе играют местные органы, обладающие, ввиду их известной автономии, значительными полномочиями и ресурсами.Знание того, с кем и как необходимо вступать в контакт, чтобы было принято решение, учитывающее интересы группы давления, привело к образованию органов, специализирующихся на способах воздействия. Например, в США людей, входящих в такие органы, называют лоббистами, хотя в Европе предпочитают использовать термин «группы интересов».

В функции группы давления входят артикуляция (выражение) интереса, формулирование требований, предъявляемых  политикам; передача информации о настроениях  и требованиях масс властям; влияние  на законодательные процессы; способствование  в ходе контактов с властями выработке  эффективных законов. Следующей  функцией групп интересов является агрегация интересов, т. е. согласование посредством дискуссий множества  частных требований и установление между ними определенной иерархии. Данную функцию группы интересов  выполняют наряду с политическими  партиями.

Для групп интересов это  означает необходимость выбирать лишь те функции, которые имеют особое значение для достижения поставленных группой коллективных целей и  обладают наилучшими шансами для  выполнения. 
   Для групп давления значима и такая функция, как интеграция, заключающаяся в приближении интересов, которые различные группировки представляют вовне, к мнениям их рядовых членов. Руководство группы объясняет смысл предпринимаемых действий рядовым участникам и призывает их действовать в соответствии с достигнутыми соглашениями. Тем самым укрепляется консенсус в обществе. 
  

Группы давления могут  также служить функциональной заменой  партий, если последние оказываются  неспособными осуществлять агрегирующую функцию в обществе. Влияя на власть, эти группы своей деятельностью  воздействуют и на партии, поддерживающие или контролирующие ее. В качестве издержек воздействия групп интересов  исследователи называют общественный протекционизм как результат  требований групп сохранить достигнутые  позиции и права; управленческий застой как следствие блокирования организованными группами инициатив  правительства; отрицание коллективной дисциплины; нарушение равновесия между  различными интересами. Различаются  открытая и скрытая деятельность групп давления. Если речь идет о  давлении, оказываемом на власть, то открытая деятельность выражается в  информировании, консультировании или  носит характер угроз, скрытая (латентная) — в шантаже, использовании финансовыми  группами кредитов и денег для  подкупа, коррупции. Опасность закрытого  влияния групп интересов состоит  в том, что они могут выйти  за рамки присущих им функций, связанных  с передачей требований и воздействием на власть, и начать осуществлять собственно властные полномочия под прикрытием официальных государственных институтов. 
   Воздействуя на общественное мнение, группы давления используют метрды как принуждения (забастовки, создание помех для общественного порядка), так и убеждения (пропаганда и информирование). Решение этой проблемы — реализация принципа открытости, гласности в деятельности государственных органов. Этот принцип включает в себя право граждан на получение информации и право средств массовой информации на свободу слова. Открытость деятельности государственных органов становится условием эффективности и качества их работы. Эффективность деятельности групп интересов зависит от ресурсов, которыми они обладают. Наиболее важные ресурсы — количественный состав и организация. Хотя масштаб организации и имеет значение, но он может быть компенсирован другими факторами или ресурсами, например организованной сплоченностью. Неассоциированные группы, в которых отсутствует элемент формальной организации и сплоченности, обычно слабы, их численность неадекватна производимому ими эффекту. 
   Другой важный ресурс, особенно характерный для влиятельных экономических групп в промышленно развитых странах, — это владение собственностью или экономическая власть. Группы интересов, представляющие бизнес, например, оказывают влияние благодаря возможности создавать или сокращать рабочие места, ведущие профсоюзы влияют посредством организации забастовок. 
   Важная роль принадлежит и таким ресурсам как информация, квалификация, опыт. Группы интересов, имея соответствующие знания и подготовленных экспертов, особенно влиятельны в тех случаях, когда политический вопрос предполагает решение сложных технических проблем.

 

 

3.Группы интересов и группы давления: соотношение понятий

Государственная политика, любая  программа и процесс управления, направленные на демократическое развитие общества теряют ключевой смысл правового  прогресса вне ориентации на защиту частных и групповых интересов  граждан. Основным способом продвижения  группами своих интересов (социальных, политических, экономических, этнических) традиционно был лоббизм. Иными  словами, главным источником лоббирования являются интересы групп. Для обозначения сил, стоящих за лоббистскими организациями, традиционно использовались понятия „заинтересованная группа”, „группа интересов”, „группа давления”, которые, несмотря на попытки различных исследователей их идентифицировать имеют различный функциональный смысл. Для нас термины „группа интересов”, „группа давления” представляют непосредственый рабочий интерес: без них, как без определенного рода обобщающих понятий, нет серьезного разговора о лоббизме. Поэтому возникает необходимость определить значение этих терминов в данной работе. Термины „заинтересованная группа”, „группа интересов”, „группа давления” американские авторы употребляют как синонимы, взаимозаменяемо. В теории такое употребление не вызывает особых возражений, хотя и здесь оно не всегда безобидно, ибо если заинтересованной группой может стать каждая группа, то не каждая способна стать эффективной группой давления. Что касается практики, то отличительный оттенок в содержании терминов имеет определенное значение для понимания механизма лоббизма. Следовательно, нобходимо определить не только общее, но и особенное в каждом термине и соотношение между ними.

Термины „заинтересованная  группа”, „группа интересов” в  действительности не имеет смысловой  разницы. По мнению Автономова А.С. в  отечественной литературе путаница в употреблении данных терминов возникает  вследствие неадекватного перевода с английского языка термина  interest group. Это термин можно было бы перевести как „группы – носители интересов”, или „группы, имеющие интересы”, или „заинтересованные группы”.Последний перевод, по его мнению, наиболее удачный, поскольку он сохраняет двузначность термина и в то же время передает основной смысл.

Родоначальник теории заинтересованных групп – Дж. Берри определяет их следующим образом: „Заинтересованная группа – это организованное объединение индивидуумов, которые разделяют некоторые цели и которые стараются повлиять на государственную политику”. По иному определению: „Заинтересованная группа – это группировка (или их совокупность), преследующая интересы в той или иной деятельности правительства и готовая оказать давление на него в случае необходимости”. Теоретически такая группа готова оказать давление на правительство. Группа давления в данном случае – фактически та же заинтересованная группа, но уже приступившая к активным политическим действиям. В этом контексте имеет смысл предположить, что в аспекте функционального действия заинтересованная группа не является группой давления, но потенциально имеет возможность стать таковой в случае необходимости предпринять какие-либо активные действия по отстаиванию своих интересов. Следовательно, группа давления – это организация, созданная для защиты интересов и оказания давления на власть с целью добиться от неё принятия таких решений, которые соответствуют ее интересам. Социальная база таких групп характеризуется достаточно широким спектром различных слоев населения: ассоциации фермеров, предпринимателей, этнические, религиозные и другие общественные организации.

 

Ряд исследователей подходят к определению понятия „групп давления” через сравнение с политическими партиями, выделяя функциональный аспект. Так, если целесообразность существования партий характеризуется политической деятельностью в узком смысле слова, то группы давления имеют неполитические цели, т.е. не стремятся стать у власти, хотя для их достижения они занимаются политикой. Для партий политика является целью, а для групп давления – средством. Ту или иную группу можно включить в категорию групп давления, если она обладает следующими характерными чертами: во-первых, оформленностью организационной структуры (организации); во-вторых, наличие собственной цели, идентичной личностным целям представителей группы; в-третьих, существованием ее как автономного центра принятия решений, а не как инструмента в руках другой организации; в-четвертых, оказанием группой эффективного давления.Однако, по мнению А.В.Шапошникова, подобные концепции функционального развития „заинтересованной группы” и „группы давления” не отражают механизма формирования лоббизма как политико-правового явления, поскольку не раскрывают внутренние условия и структурирования самой группы интересов, а затем ее трансформации в „группу давления” .

Таким образом, согласно предложенной концепции  можно  проследить преобразование „заинтересованной группы” в „группу давления”. Итак, исходным пунктом образования группы интересов служит появление частного интереса как следствия противоречия, возникшего в результате желания и невозможности его осуществления. Затем разрозненные частные интересы проходят этап обоснования и структурирования по общему основанию, и лишь после осознания групповой общности своих интересов можно говорить о становлении некоего сообщества индивидов, которое можно условно назвать „неорганизованной группой” интересов. Последующие стадии, которые проходит такая группа, можно обозначить как процесс внешней самоорганизации. Выделение инициативной подгруппы в данной структуре приводит к необходимости выработки стратегии и тактики политического действия, анализу собственных ресурсов и выбору возможного объекта лоббирования. Наличие этих условий характеризует „организованную группу”, которая приступив к активным действиям по отстаиванию своих интересов, может считаться „групой давления” и собственно субъектом лоббистской деятельности. Давление этих групп реализуется посредством найма или простого подключения платного агентства или организации. Итак,  выстраивается цепочка: заинтересованная группа – группа давления – лоббистская организация. Однако следует учесть, что группа давления может быть одновременно лоббистом, когда сама осуществляет давление, но может и не быть им, если функция реализации давления передана другим специальным группам.

Таким образом, группы интересов – это, совокупность объединенных едиными (общими) интересами людей и структур, а группа давления – это группа в деятельности, которой преобладает лоббизм.

 

4.Группы интересов (давления) и лобби 

Группа интересов для  достижения конкретных результатов  для своих членов, формально не становясь группой давления, и  тем самым, не проводя самостоятельно активных действий, может обратится к профессиональным посредникам, которые, обладая определенными навыками, обеспечат принятия необходимых законодательных и административных решений.

В таком случае профессиональные посредники становятся эффективным  инструментом групп интересов в  достижении своих целей в политическом процессе. Стоит отметить, что в  странах с развитой системой представительства  интересов, под термином профессиональный посредник чаще всего понимается профессиональная лоббистская фирма - коммерческая организация, осуществляющая на платной основе услуги по представлению интересов заказчика в органах государственной власти. В США, Канаде, Австралии, Польше, Европейском Союзе и ряде других стран деятельность лоббистских фирм законодательно регулируется: существует жесткая отчетность о клиентах и контрагентах фирмы, суммах, потраченных на политическое влияние и пр.  
Дж. Макконелл, давая характеристику группам давления в США, напрямую связывает их активную роль и эффективность с профессиональными лоббистами: группа давления – пишет он - защищая определенные материальные, социальные, духовные и другие интересы, использует помощь платных агентов, нанятых для воздействия на законодательных и должностных лиц.  
Н.Г Зяблюк, исследую активность заинтересованных групп в США, четко определяет, что «заинтересованная группа, став группой давления, может одновременно быть собственно лоббистом, если осуществляет давления сама, но может и не быть им, если функции осуществления переданы другим группам. Таким образом, выстраивается следующая цепочка: заинтересованная группа – группа давления – лоббистская организация».   
Развивая тезис Зяблюка, необходимо ответить на вопрос: каково соотношение терминов группа давления и лобби, лоббист? Как было обозначено выше, субъектами групп давления является любая организационная группа, оказывающая  в интересах своих членов воздействие на органы государственной власти. Лобби же следует понимать как многообразие сформировавшихся негосударственных акторов (лоббистов) целенаправленно оказывающих давление на орган государственной власти с целью добиться принятия выгодного для себя политического решения. Расширение состава участников лоббистской деятельности до субъектов групп давления лишает слово присущей ему специфики, делая возможным его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной власти.

Информация о работе Группы давления и интересов