Гуманистическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 14:45, реферат

Краткое описание

Гуманистически-экзистенциональная психология возникла во времена, когда общий облик психологии определялся всевластием трех направлений – бихевиоризма, гештальтпсихологии и глубинной психологии куда входили, в частности, классический психоанализ Фрейда, аналитическая психология Юнга, индивидуальная психология Адлера, неофрейдизм Олпорта, Э.Эриксона, Хорни и гуманистический психоанализ Фромма. В своей работе я опишу основные концепции гуманистической психологии, а также обозначу основные положения гуманистической психологии.

Содержание

Введение.
1. Зарождение гуманистичекой психологии.
2. Концепции Гордона Олпорта и Р. Мея.
3. Концепции Абрахама Маслоу.
4. Концепции Роджерса и Франкла.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Гуманистическая психология.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

В центре концепции  Франкла находится учение о ценностях, т. е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно формируемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Смысл жизни  можно найти в любой из этих ценностей и любом поступке, порождаемом  ими. Из этого следует, что нет  таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена лого-терапия, которая помогает человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как его реализация связана с реализацией человеком самого себя.

В этой реализации смысла деятельность человека должна быть абсолютно свободной. Не соглашаясь с идеей о всеобщем детерминизме, Франкл, как и другие психологи и философы, разделяющие его позицию, стремится вывести человека из-под действия биологических законов, которые этот детерминизм постулируют. В таких попытках ученые обращались к разуму человека, его нравственности, творчеству и т.д. Франкл же вводит понятие о поэтическом уровне существования человека.

Признавая, что  наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и ноэтического, или духовного. Именно в духовном существовании и заключены те смыслы и ценности, которые играют определяющую по отношению к нижележащим уровням роль. Таким образом, Франкл формулирует идею о возможности самодетерминации, которая связана с существованием человека в духовном мире. В этом плане понятие ноэтического уровня Франкла можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.

Разрабатывая  методы психотерапии и коррекции  отклонений в развитии личности, все  представители гуманистической  психологии утверждают, что каждый индивид сосредоточивается на своем «Я» и поэтому каждое наступление против своего «Я» рассматривает как наступление на свое существование. Р. Мэй подчеркивал, что это свойство является общим для человека и для других живых существ, а потому он считал необходимым при воспитании избавить ребенка от всех возможных угроз против своего «Я», так как в противном случае угрозы приведут к стрессовому состоянию человека и развитию агрессии.

С точки зрения большинства ученых этого направления, развитие агрессивности тесно связано с уровнем адекватности самооценки ребенка, так как у несамоактуализировавшихся, потерявших смысл жизни людей самооценка неадекватная, негибкая, уязвимая. Наоборот, самоактуализированные люди всегда адекватны и уверены в себе. В то же время мнения ученых разделяются при исследовании содержания самооценки у агрессивных и тревожных людей. Нет также единого мнения о том, какой должна быть самооценка человека, чтобы полностью исключить возможность возникновения у него немотивированной агрессии.

Европейские психологи, например А.Хелер, считают, что агрессивность возникает в результате заниженной самооценки, неуверенности человека в себе и, следовательно, часто переживаемой им тревоги. С помощью агрессивности человек старается вернуть потерянную самооценку, снижаемую атаками окружающих. Хелер приходит к выводу о том, что нужно стремиться к созданию «такого человеческого общества, где каждый индивид будет иметь достаточно высокую самооценку, чтобы избежать ее приобретения путем агрессивности».

Однако возможно, что в таком гипотетическом обществе людям будет гораздо труднее  договориться и понять друг друга, чем  сегодня. Об этом писали и американские представители гуманистической психологии. «Не думаю, что мы должны всерьез воспринимать европейских экзистенциалистов, которые предлагают как единственное лекарство, как мне кажется, высокомерное отношение», - писал Маслоу, напоминая своим европейским единомышленникам, что потеря иллюзий и открытие самого себя хотя могут быть первоначально болезненными, но в конце концов оказываются облегчающими и стимулирующими.

Исследуя возможности  коррекции поведения, представители  гуманистической психологии ориентируются на способы развития у людей осознания своей ответственности за свое поведение, которое базируется на осознании себя и своего места в мире. Поэтому их коррекционные технологии существенно отличаются от тех, которые предлагают психоаналитики и бихевиористы. Так, Роджерс считает, что «нужно помочь людям справиться с каждодневными требованиями, помочь им понять, что они не беспомощные жертвы, они имеют выбор и должны быть ответственны и внимательны даже тогда, когда не способны изменить ситуацию».

Попытка внедрить на практике такую модель для детей  делается в так называемых «недирективных школах», где не выделяется роль учителя при распределении обязанностей в группе детей. Кроме того, многие гуманистические психологи приветствовали и модель «антиавторитарного воспитания». Эти системы образования основаны на постулате гуманистической концепции о том, что познавательные и другие потребности личности могут саморазвиваться, если не помешает внешняя среда, которая должна лишь стимулировать извне такое развитие. И хотя эти попытки принесли определенную пользу в реформировании системы образования многих стран, некоторые прогрессивные педагоги отмечают ограниченный и элитарный характер подобных учебных заведений, а также резкое снижение уровня знаний у детей, воспитывающихся при таких системах образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В своей работе я рассмотрела основные концепции  гуманистической психологии Г. Олпорта, Р. Мея, А. Маслоу, К. Роджерса и В. Франкла.

Гуманистическая психология предложила новый подход к изучению человеческой природы. В  ее рамках личность рассматривается как уникальная и целостная, открытая и динамичная система, находящаяся или способная находиться в процессе постоянного становления. Человек ответственен за реализацию возможностей, предоставляемых ему жизнью. Психология гуманности уделяет особое внимание вопросу о естественных основах человека. Биологические и социальные факторы служат истокам, фоном и средой для развития человека и не ограничивают его свободный ценностный выбор и направление развития.

Основные принципы гуманистической психологии можно  свести к следующим положениям:

  • Каждый человек реально живет только в настоящий момент, и именно этот момент, включающий в себя прошлое в настоящем и будущее в настоящем существенно важен для него.
  • Человек свободен по-своему чувствовать, переживать, воспринимать жизнь, и потому он ответственен за свои поступки.
  • Природа человека не может быть определена исчерпывающим образом, поскольку ее сущностной чертой является не только то, что делает человек, но и то как он это делает. Человек – это не только то, что он есть, но и то, кем он может быть, то есть он не просто субстанция, но и проект, становление, обещание, надежда, мечта и идеал.
  • Любой опыт в жизни человека, даже оцениваемый личностью как негативный – это полезный, значимый и уже неотъемлемый от внутренней жизни индивидуальный опыт человека, достойный уважения и признания.
  • Человек должен признавать за другими право самостоятельно и свободно творить свою жизнь, ценить внутренний мир другого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

Марцинковская Т.Д. История психологии М.,Академия, 2001

Фадеев В. В. Лекции по истории психологии Екатеринбург, Изд-во ГУ, 2002

Грининг Т. История  и задачи гуманистической психологии//Вопросы  психологии.1988.№4.

 

 




Информация о работе Гуманистическая психология