Гуманистическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 16:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том в, чтобы рассмотреть гуманистическую психологию как одно из направлений в психологии.
Задачами являются:
1. Рассмотреть общая характеристика гуманистической психологии.
2. Разобрать основные теории представителей гуманистической психологии

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика гуманистической психологии………………………..4
2. Основные теории представителей гуманистической психологии………...….7
2.1 Теория личностных черт Г. Олпорта…………………………………….7
2.2 Теория Маслоу………………………………………………………...…10
2.3 Теория и понятие конгруэнтности Карла Роджерса…………………..16
Заключение………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы……………………………………….….21
Приложение………………………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

История психологии (готово).doc

— 440.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История психологии»

тема: «Гуманистическая психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Общая характеристика гуманистической психологии………………………..4
  2. Основные теории представителей гуманистической психологии………...….7
    1. Теория личностных черт Г. Олпорта…………………………………….7
    2. Теория Маслоу………………………………………………………...…10
    3. Теория и понятие конгруэнтности Карла Роджерса…………………..16

Заключение………………………………………………………………………...20

Список использованной литературы……………………………………….….21

Приложение………………………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гуманистическая психология как направление научной психологии, сформировала собственную концепцию личности и ее развития, выступив как альтернативное учениям психологическим школам середины XX века, а прежде всего бихевиоризму и психоанализу.

Сторонниками гуманистических взглядов, рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности.

Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, тем, что в последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования.

Цель работы состоит в том в, чтобы рассмотреть гуманистическую психологию как одно из направлений в психологии.

Задачами являются:

  1. Рассмотреть общая характеристика гуманистической психологии.
  2. Разобрать основные теории представителей гуманистической психологии

Объект изучения – гуманистическая психология.

Предмет изучения – общая характеристика гуманистической психологии и основные теории. 

Структура работы обусловлена поставленными задачами, отражает сущность рассматриваемой проблемы и состоит из введения, двух глав, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Общая характеристика гуманистической психологии

«Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности, обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик, как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны «образа Я» и строить взаимоотношения с окружающими. Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни»1.

Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления. Ученые, развивавшие этот подход, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, так же как и исследование тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение человека.

Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии. Это направление возникло в 60-е гг. XX в.2 Одним из его основателей является Г. Олпорт, который подчеркивал, что американская психология способствовала распространению и развитию того, что внесли в психологию Фрейд, Бине, Сеченов и другие ученые. Под гуманизмом подразумевается определенный тип мировоззрения, утверждающий самоценность человеческого бытия, стимулирующий возможности его самореализации. Основные положения гуманистической психологии: жизнь есть то, что мы делаем из нее сами, каждому из нас брошен вызов, все мы стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире, люди — мыслящие существа, решающие и свободно выбирающие свои действия.

Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Если Первая мировая война продемонстрировала бессознательную жестокость и агрессию человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая мировая война, не опровергнув наличия этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.

«Эти факты, так же как и данные, полученные психологией личности в 30-50-е годы, показали ограниченность подхода к человеку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации. Нужны были новые подходы, интерпретирующие возможности людей преодолеть давление ситуации, «встать над полем», как говорил Левин, их желание творческой реализации своих способностей»3.

Основные принципы гуманистической психологии:

  1. Подчеркивание роли сознательного опыта.
  2. Убеждение в целостном характере природы человека.
  3. Акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида.
  4. Изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. «Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей»4. (см. приложение)

Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и подвергнуть стереотипам. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, хотя и подчеркивали неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебности внешнего мира к личности, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось значение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоявших в центре исследовательских интересов психоанализа.

Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества приводили к необходимости появления нового, третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформулировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом, А. Маслоу и К. Рождерсом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные теории представителей гуманистической психологии

Теория личностных черт Г. Олпорта

«Г. Олпорт (1897-1967) является одним из основателей гуманистической психологии, рассматриваемой им как альтернатива механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному психоаналитическому подходу»5. Олпорт возражал и против переноса симптомов, наблюдаемых у больных людей, невротиков, на психику здорового человека. Олпорт также считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. «Собирание "голых фактов" делает психологию всадником без головы», - писал он, поэтому свою задачу он видел не только в разработке способов исследования личности человека, но и в создании новых объяснительных принципов, концепции личностного развития»6.

В своей концепции Г. Олпорт рассматривает человека как сложную «открытую» систему, в организации этой системы он выделяет следующие уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.

Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда его резкое неприятие положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом.

Утверждая, что «личность - это открытая система», он подчеркивал значение окружающего для ее развития, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. При этом Олпорт считал, что общение личности с обществом является не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, взаимодействием. Он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Олпорт доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.

К важнейшим заслугам Олпорта относится и то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. «Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические, а инструментальные - оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями»7. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Хотя основные черты врожденные, они могут видоизменяться, развиваться в течение жизни, в процессе общения человека с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних черт личности и тормозит развитие других. Так постепенно формируется тот уникальный набор черт, который лежит в основе «Я» человека. Важным для Олпорта является и положение об автономности черт. У ребенка еще нет этой автономности, его черты неустойчивы и не полностью сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформированности его личности, позволяет ему, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. «Так Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения – одну из важнейших для гуманистической психологии»8.

Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Он исходил из того, что определенные черты существуют в личности каждого человека, разница только в уровне их развития, степени автономности и месте в структуре. Ориентируясь на это положение, он разработал свои многофакторные опросники, при помощи которых исследуются особенности развития черт личности конкретного человека. «Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (MMPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) не только для исследования структуры личности, но и для анализа совместимости, профессиональной пригодности и т. д.»9 Сам Олпорт постоянно дорабатывал свои анкеты, создавал новые, считая, что данные анкеты должны дополняться результатами наблюдения, чаще всего совместного. Так, в его лаборатории практиковались совместные наблюдения за человеком, а затем обмен мнениями и составление карты черт наблюдаемого клиента. Он также пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, именно потому, что позволяет в ходе исследования менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. «Достаточная четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы»10.

Таким образом, Олпорт сформулировал основные положения нового направления - гуманистической школы психологии личности, которая представляет собой в настоящее время одну из наиболее значительных психологических школ.

Теория Маслоу

А. Маслоу (1908-1970) были разработаны важнейшие теоретические положения этого направления - о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.

«Маслоу окончил Висконсинский университет и получил степень доктора психологических наук в 1934 г. На его интерес к психологии и развитие его концепции оказало огромное влияние знакомство с европейскими философами, особенно с учеными, эмигрировавшими в США»11.

«Собственная теория Маслоу, которую ученый разработал к 50-м годам, изложена им в книгах «К психологии бытия» (1968), «Мотивация и личность» (1970) и др. Она появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период, так же как и сама идея Маслоу о необходимости формирования третьего пути., третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму»12.

В 1951 г. Маслоу пригласили в Бренденский университет, где он занимал пост председателя психологического отделения до 1968 г., т. е. почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был президентом Американской психологической ассоциации.

Информация о работе Гуманистическая психология