Гуманистическая психология и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 12:06, контрольная работа

Краткое описание

Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами – К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт. Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Вине, Фрейдом, Горшахом и другими. Теперь, писал Олпорт, мы можем сослужить аналогичную службу в отношении Хайдегира, Ясперса и Бинсвангера.

Содержание

Введение 3
1.История и задачи гуманистической психологии 5
2.Особенности гуманистической психологии 12
Заключение 17
Библиографический список 18

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.77 Кб (Скачать файл)

     Однако анализ конкретных исторических фактов показывает, что гуманистическую психологию всегда волновало положение человека в общества, улучшение условий труда и жизни людей в обществе.

     В 1985 году ассоциация гуманистической психологии отмечала четверть века гуманистической психологии. На конференции, состоявшейся в связи с этим юбилеем, собрались представители различных, в том числе и конфликтующих, ориентаций. Конференция показала, что гуманистическая психология преодолевает научный сепаратизм, узость взглядов в борьбе за принадлежность к той или иной школе в психологии и способна к конструктивному синтезу всего лучшего, что накапливается при многообразии форм развития.

   Гуманистическая психология релевантна такому обучению, которое исходит из идеи самоактуализации, использует творческие формы групповой динамики, апеллирует к духовным ценностям, поиску смысла бытия и раскрытию творческих возможностей каждого человека.

    Традиционное образование с его переполненными учебными классами, формализмом и обезличенностью учебного процесса ориентировано исключительно на подготовку производителей материальных ценностей и формирует людей, которые должны заполнить заранее предназначенные для них «ячейки» в обществе. Такое образование уже давно стало тормозом, мешающим эффективно развиваться новому типу обучения и, следовательно, воспитывать человека во всей полноте его уникальности и своеобразия, его возможностей активно и творчески учиться на всех возрастных этапах.

 

 

 

2. Особенности  гуманистической психологии

Гуманистическая психология основывается на философии европейского экзистенциализма и феноменологическом подходе. Экзистенциализм привнес  в гуманистическую психологию интерес  к проявлениям человеческого  бытия и становлению человека, феноменология – описательный подход к человеку, без предварительных  теоретических построений, интерес  к субъективной реальности, к субъективному  опыту, опыту непосредственного  переживания как основному феномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и  некоторое влияние восточной  философии, которая стремится к  соединению душ и тела в единое человеческое начало.

Гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму.

Гуманистическая психология не разделяет психоаналитических взглядов на тревогу как негативный фактор, на устранение которого направлено человеческое поведение. Тревога может существовать и как конструктивная форма, способствующая личностному изменению и развитию. Для здоровой личности движущей силой поведения и его целью является самоактуализация, считающаяся «гуманоидной потребностью», биологически присущей человеку как виду. Основные принципы гуманистической психологии формулируются следующим образом: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту.

Ключевыми понятиями в  гуманистической психологии являются: самоактуализация, опыт, организм и  конгруэнтность. Рассмотрим поподробнее  каждый из них в отдельности.

Самоактуализация – процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенциала. Самоактуализация помогает человеку стать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно, полно и совершенно. Потребность в самоактуализации выступает высшей человеческой потребностью, главным мотивационным фактором. Однако эта потребность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие, потребности.

Один из основателей гуманистической  психологии А. Маслоу разработал иерархическую  модель потребностей:

1–й уровень – физиологические потребности (потребности в пище, сне, сексе и др.);

2-й уровень – потребность  в безопасности (потребности в  обеспеченности, стабильности, порядке,  защищенности, отсутствии страха  и тревоги);

3-й уровень – потребность  в любви и принадлежности (потребность  в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности, семья, дружба);

4-й уровень – потребность  в самоуважении (потребность в  самоуважении и признании другими  людьми);

5-й уровень – потребность  в самоактуализации ( потребность  в развитии и реализации собственных  способностей, возможностей и личностного потенциала, личностного совершенствования).

Согласно этой концепции, продвижение к высшей цели – самоактуализации, психологическому росту – неосуществимо, пока индивид не удовлетворит нижележащие потребности, не избавится от их доминирования, которое может быть обусловлено ранней фрустрацией той или иной потребности и фиксацией человека на определенном, соответствующем этой неудовлетворенной потребности уровне функционирования. Маслоу также подчеркивал, что потребность в безопасности способна оказывать достаточно существенное негативное влияние на самоактуализацию. Самоактуализация, психологический рост связаны с освоением нового, с расширением сфер функционирования человека, с риском, возможностью ошибок и негативными их последствиями. Все это может увеличить тревогу и страх, что ведет к усилению потребности в безопасности и возврату к старым, безопасным стереотипам.

К. Роджерс также рассматривал в качестве главного мотивационного фактора стремление к самоактуализации, которую он понимал как процесс  реализации человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей  личностью. Полное раскрытие личности, «полное функционирование» (и психическое здоровье), с точки зрения Роджерса, характеризуется следующим: открытостью по отношению к опыту, стремлением в любой отдельный момент жить полной жизнью, способностью прислушиваться в большей степени к собственным интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих, чувством свободы, высоким уровнем творчества. Жизненный опыт человека рассматривается им с точки зрения того, в какой мере он способствует самоактуализации. Если этот опыт помогает актуализации, человек оценивает его как положительный, если нет – то как негативный, которого следует избегать. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта и полагал, что другого человека можно понять, только непосредственно обращаясь и к его субъективному опыту.

Опыт понимается как мир  личных переживаний человека, как  совокупность внутреннего и внешнего опыта, как то, что человек переживает и проживает. Опыт – это совокупность переживаний (феноменальное поле), он включает все, что потенциально доступно сознанию и происходит в организме  и с организмом в любой данный момент. Сознание рассматривается как символизация некоторого опыта переживаний. Феноменальное поле содержит и сознательные (символизированные) переживания, и Бессознательные (несимволизированные). Опыт прошлого также имеет значение, однако актуальное ведение обусловлено именно актуальным восприятием, интерпретацией событий (актуальным опытом).

Организм – сосредоточение всего опыта переживаний. Это  понятие включает весь социальный опыт человека. В организме находит  выражение целостность человека. Я-концепция – более или менее  осознанная устойчивая система представлений  индивида о самом себе, включающая физические, эмоциональные, когнитивные, социальные и поведенческие характеристики, являющаяся дифференцированной частью феноменального поля, Я-концепция –  это самовосприятие, концепция человека о том, что он собой представляет, она включает те характеристики, которые человек воспринимает как действительную часть самого себя. Наряду с Я-реальным, Я-концепция содержит также и Я-идеальное (представления о том, каким человек хотел бы стать). Необходимое условие для самоактуализации – наличие адекватной Я-концепции, полного и целостного представления человека о самом себе, включающей самые разнообразные собственные проявления, качества и стремления. Только такое полное знание о самом себе может стать основой для процесса самоактуализации.

Термин конгруэнтность также  определяет возможности самореализации. Во – первых, это соответствие между  воспринимаемым Я и актуальным опытом переживаний. Если в Я-концепции  представлены переживания, достаточно точно отражающие «переживания организма» (организм в данном случае понимается как сосредоточение всего опыта переживаний), если человек допускает в сознание различные своего опыта, если осознает себя тем, кто он есть в опыте, если он открыт опыту, то его образ Я будет адекватным и целостным, поведение – конструктивным, а сам человек является зрелым, адаптированным и способным к «полному функционированию». Неконгруэнтность между Я-концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в свою очередь, приводит к ограничению возможностей человека. В этом смысле понятие «открытость опыту» противоположно понятию «защита». Во – вторых, термин «конгруэнтность» относится к соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. И наконец, в-третьих, конгруэнтность или неконгруэнтность – это степень соответствия между Я-реальным и Я-идеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальным образами Я играет позитивную роль, так как создает перспективу развития человеческой личности и самосовершенствования. Однако чрезмерное увеличение дистанции представляет для Я угрозу, приводит к выраженному чувству неудовлетворенности и неуверенности, к обострению защитных реакций и плохой адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, гуманистическое  направление рассматривает личность человека как уникальную целостную  систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту. Гуманистический подход основывается на признании человеческого в  каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Основная цель психотерапии в контексте  гуманистического направления –  личностная интеграция и восстановление целостности человеческой личности, которая может быть достигнута за счет переживания осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного  в ходе психотерапевтического процесса.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориетированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Андреева Г.М. социальная психология. – М. :Аспект –пресс,2004.
  2. Настольная книга практического психолога/ сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева – Спб. : Сова,2008 .
  3. Козубовский В.М. Общая психология : методология, сознание, деятельность,Мн.,2008.
  4. Шеховцова Л.Ф. Мировоззренческие основания гуманистической трансперсональной психологий. – Спб.: Общество православных психологов Санкт-Петербурга,2009.

 

 

 


Информация о работе Гуманистическая психология и ее особенности