Гуманистическая теория личности Эрих Фромм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 00:36, контрольная работа

Краткое описание

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте в ортодоксальной еврейской семье. Отец его торговал виноградным вином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — по происхождению была из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Деструктивность – второй способ преодоления одиночества. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других.

Третий способ – абсолютное подчинение социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято.

Позитивная свобода - вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Любовь и труд — это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности.

Экзистенциальные потребности человека - не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей.

Дихотомия свобода—безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.

1.                      Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность.

2.                      Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании.

3.                      Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью (Fromm, 1973). Потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью.

4.                      Потребность в идентичности. Внутренняя потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле.

5.                      Потребность в системе взглядов и преданности. Людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Социальные типы характера – это формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди.

1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни — скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. У них есть и некоторые положительные особенности — предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам.

5. Продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Это идеальное состояние человека. Совершенное общество в котором находят удовлетворение базисные потребности человека - это общество гуманистическим общинным социализмом.

Структура личности (из каких составляющих состоит личность и как они взаимосвязаны?).

Фромм подчеркивал роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений. Возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые представляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл «основными ориентациями характера».

Под личностью, как пишет сам Фромм, он понимает совокупность как унаследованных, так и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для отдельно взятого индивида и которые делают этого отдельно взятого индивида неповторимым, уникальным.

Унаследованным, т.е. врожденным качеством личности является темперамент (холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический), он связан с соматическими процессами. К наиболее значимым современным концепциям темпераментов, по мнению Фромма, относятся концепции Юнга, Кречмера и Шелдона.

Приобретенным является характер, основа характера в специфических типах отношения человека к миру. В процессе жизнедеятельности человек оказывается связанным с миром двояким образом: 1) приобретая и потребляя вещи – ассимиляция; 2) устанавливая отношения с другими людьми и с самим собой – процесс социализации.  Характер основа приспособления человека к обществу.

Темперамент  относится   к   способу  реакции,  он  конституционален  и неизменяем;  характер  же, по  существу,  формируется личными переживаниями, особенно переживаниями раннего периода жизни, и изменяем, в  известной мере, посредством  новых  видов  переживаний.  Если  человек,  например,  обладает холерическим темпераментом, его  способ реакции – "быстрый и сильный". Но в чем он быстр  и силен,  это зависит от  вида  его  отношений с миром, от его характера.  Если  человек плодотворная, справедливая, любящая  личность,  он будет   реагировать   быстро   и  сильно,  когда   любит,  когда   разгневан несправедливостью и когда увлечен  новой идеей.  Если это  деструктивный или садистский  характер, он будет быстр  и силен  в своей деструктивности или в своей жестокости.

     Смешение темперамента и характера  чревато серьезными последствиями для этической теории. Предпочтения того или иного темперамента – это всего лишь дело  вкуса. Но различия в области характера, как пишет Э.Фромм – это с этической точки зрения вопрос  огромной  важности. Он приводит пример  чтобы прояснить эту ситуацию. Геринг  и  Гиммлер  были  людьми  различного  темперамента – первый   был циклотимиком,   второй – шизотимиком.  Таким  образом,  с   точки  зрения субъективного  предпочтения,  индивиду,  которого  привлекает  циклотимичный темперамент, Геринг "понравился" бы больше, чем Гиммлер, и  наоборот. Однако с точки зрения  характера, оба  этих человека имеют одно общее свойство: они честолюбивые  садисты.  И  поэтому с этической  точки зрения оба равно  злы.

Среди  плодотворных характеров можно  субъективно предпочитать  холерический темперамент сангвиническому;  но  такая  оценка  не заключает в себе  оценки соответственной       ценности       двух       людей.

На формирование характера человека влияет главным образом культура, существующая в данный конкретный момент истории, в которой растет и живет человек, врожденные потребности и давление социальных норм и предписаний.

 

Решение фундаментальных проблем психологии:

Проблема биологического и социального.

Человек всецело социальное существо, у него слабо развитые инстинкты, а посему он беззащитен перед природой, т.к. не может приспосабливаться как другие животные. Это заставляет его развивать специфически человеческие качества. А развиваются и видоизменяются они под воздействием культуры, существующей в данный конкретный момент времени, и социума, в котором живет человек. Личность является продуктом динамического взаимодействия между  врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний.

Проблема детерминизма и свободы воли.

В теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем. А она формируется под влиянием возможностей удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество. Человек обладает определенной степенью своды от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

Проблема факторов и механизмов развития (что играет ключевую роль в изменение личности со временем?)

Факторы, влияющие на развитие человека:

      время, эпоха;

      уровень культурного и научного прогресса;

      политическая и экономическая система общества;

      социальное окружение, его нормы и предписания, социальные институты (семья, школа и т.д.).

Механизмы развития:

      удовлетворение экзистенциальных потребностей;

      приобщение к творческому труду;

      поиск самоидентичности;

      преодоление чувства одиночества через продуктивную любовь и творчество.

Ключевую роль в изменение личности со временем играет то как человек усваивает социальные нормы, удовлетворяет свои экзистенциальные потребности. Успешно или нет человек преодолевает чувство одиночества, и какой он избирает для этого способ. Существенно и то способен ли человек на продуктивную, социально-полезную деятельность – творческий труд. Способен ли он любить. И в зависимости от этого человек становится либо продуктивной, либо не продуктивной личностью.

Проблема заключается в том, что современное рыночное общество из экономики перешло в межличностные отношения, и не позволяет развить все те качества, которые помогли бы человеку реализоваться как продуктивная личность. Т.е. факторы, влияющие на развитие, тормозят его механизмы.

Проблема причин поведенческих отклонений.

Биофилии, любви и абсолютной свободе, с точки зрения Фромма, противостоят три формы психических расстройств: некрофилия, злокачественный нарциссизм, инцестуальный симбиоз.

Некрофилия

В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» Фромм писал: «Некрофилию в характерологическом смысле можно определить как страстное влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному, разлагающемуся; одновременно это страстное желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения; а также исключительный интерес ко всему чисто механическому (небиологическому). Плюс к тому, это страсть к насильственному разрыву естественных биологических связей». Фромм расширительно толкует термин «некрофилия», первично означающий сексуальное влечение к мертвым. В понимании Фромма это — негативная альтернатива биофилии, то есть любви к жизни во всех ее проявлениях. Некрофилия означает чувство дискомфорта в обществе, ориентированном на созидательные ценности, дискомфорта, переходящего в ненависть. Типичными свойствами некрофильской личности являются расизм, культ войны и разрушения, террора и геноцида. Некрофил стоит на страже жесткого надличностного закона и тоталитарного порядка, его воодушевляет идея надзора и наказания, непременно изощренно жестокого. В отличие от здоровой личности, становящейся агрессивной в экстремальной ситуации, некрофил считает агрессию нормой жизни. Фромм писал по этому поводу: «Некрофильский характер может проявляться в убежденности, что единственный путь разрешения проблем и конфликтов — это насилие».

«Некрофилию можно определить как злокачественную форму проявления анального характера» (Фромм, 1973).

Злокачественный нарциссизм

В своей мягкой форме нарциссизм выражается в повышенном внимании к собственной персоне, собственному телу, забота о котором пересиливает остальные жизненные потребности. Как и некрофильские тенденции, нарциссизм может в той или иной степени проявляться в поведении любого индивида. Однако в злокачественном проявлении нарциссизм приводит к тому, что индивид игнорирует все, не имеющее к нему прямого отношения. Внимание нарцисса сосредоточено исключительно на самом себе, причем его чувствительность в отношении собственного тела ведет к ипохондрии, гипертрофированному беспокойству за свое физическое и моральное здоровье. «Мера нарциссизма определяет у человека двойной масштаб восприятия. Лишь то имеет значимость, что касается его самого, а остальной мир в эмоциональном отношении не имеет ни запаха, ни цвета; и потому человек-нарцисс обнаруживает слабую способность к объективности и серьезные просчеты в оценках» (Фромм, 1973). Нарцисс охвачен глубоким чувством вины за свои прошлые прегрешения. Происходит это вот почему. Поскольку он воспринимает себя как идеальную личность, любая критика в его адрес встречает гневное сопротивление. Если нарцисс сознает неопровержимость критики, он направляет свой гнев в глубь себя и в результате погружается в депрессию, его охватывает чувство собственной бесполезности, которое есть не что иное, как бессознательное проявление нарциссизма.

Информация о работе Гуманистическая теория личности Эрих Фромм