Гуманистические теории личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Содержание

Вступление …………………………………………………………..3
I. Гуманистическая теория личности А.Маслоу…………........4
1. Физиологические потребности…………………………...7
2. Потребности безопасности и защиты…………………….7
3. Потребности принадлежности и любви………………….7
4. Потребности самоуважения………………………………8
5. Потребности самоактуализации………………………….8
II. Оценка самоактуализации по А.Маслоу………………………..10
III. Характеристики самоактуализирующих людей……………….12
IV. Гуманистическая теория К.Роджерса………………………….13
1.Поле опыта……………………………………………………..14
2. Самость. Идеальная самость………………………………….14
3. Конгруэнтность и неконгруэнтность…………………………16
4. Тенденция к самоактуализации……………………………….18
5. Социальные отношения……………………………………….19
Заключение……………………………………………………………21
Литература…………………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

г.т.1.docx

— 38.28 Кб (Скачать файл)

Роджерс полагает, что взаимодействие с другим дает индивидууму возможность непосредственно обнаружить, открыть, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность становится видимой для нас посредством отношений с другими. В терапии, в ситуации энкаунтер-групп, посредством обратной связи с другими человек получает возможность обрести опыт себя.

"Я полагаю, ...что основной  барьер, мешающий общению между  людьми, это наша естественная  тенденция судить, оценивать, одобрять  или не одобрять утверждения  другого человека или другой  группы". К.Роджерс.

Если мы попробуем представить  себе людей, находящихся вне отношений  с другими, мы видим два контрастирующих  стереотипа. Первый -- отшельник поневоле, не умеющий обращаться с другими. Второй -- созерцатель, отошедший от мира ради следования другим целям.

Ни один из этих типов не удовлетворяет  Роджерса. Он полагает, что отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы "полно функционировать", чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой. В отношениях могут быть удовлетворены фундаментальные организмические потребности индивидуума. Надежда на такое удовлетворение заставляет людей вкладывать невероятное количество энергии в отношения, даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими.

"Все наши беспокойства, говорит  некто мудрый, проистекают от  того, что мы не можем быть  одни. И это очень хорошо. Мы  должны уметь быть в одиночестве,  иначе мы превращаемся в жертвы. Но когда мы становимся способными  на одиночество, мы понимаем, что  единственное, что следует делать, это положить начало отношениям  с другим -- или даже тем же человеком, что всех людей следует держать отдельно, как полюсы телеграфного устройства -- это нонсенс". К.Роджерс.

Заключение

С точки зрения гуманистической  психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это  не означает, что, если людям дана свобода  выбора, они непременно будут действовать  в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого  направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор  среди предоставляемых возможностей.

Гуманистическая психология рассматривает  личность как психически здоровую, гармоническую, которая пытается достичь  вершины личностного развития, самоактуализации. Для такого человека характерны высшие метапотребности: истина, добро, красота, мудрость, справедливость, любовь и т.д.

Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической  системой - лучше рассматривать ее как движение. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления.

Литература

1.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.. «Дайджест». 1994г. - 425с.

2.Роджерс К. Эмпатия / Психология эмоций. Тексты. Изд-во МГУ. М. 1984г.- 321с.

3.Роджерс К. К науке о личности / В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М. 1986г.- 254с.

4.Л.Хьелл, Д. Зиглер “Теории личности”. М.; Инфра, 1998г.- 246с.

5.Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей “Теории личности”; «Феникс» 1999г.- 356с.

6.В.С.Лозница «Основы психологии  и педагогики». Учебное пособие.  Киев; КНЭУ. 2001г.- 288с.


Информация о работе Гуманистические теории личности