Гэмблинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:17, реферат

Краткое описание

Аддикция – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определенной деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим (поведенческим) зависимостям, таким, как игромания, шопоголизм, психогенное переедание, гиперрелигиозность и т. п.

Вложенные файлы: 1 файл

КСР 3. Гемблинг. Компьютерная зависимость.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Гэмблинг

Лудомания, игромания, игровая зависимость или гэмблинг-зависимость (англ. gambling — игра на деньги) — патологическая склонность к азартным играм. Заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей: такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.

В последнее время проблема азартных игр приобрела важное значение в  связи с повсеместным распространением денежных игровых автоматов, открытием множества казино. Игровые автоматы давно распространены во всём мире. Так, ещё в 1970-х годах в Англии возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счёт возрастающей популярности залов игровых автоматов. В связи с этим многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьёзной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость. Вместе с тем в литературе до сих пор не утихают споры — является ли игровая зависимость аддикцией или в большей степени одной из форм обсессивно-компульсивного расстройства.

Аддикция – ощущаемая человеком  навязчивая потребность в определенной деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим (поведенческим) зависимостям, таким, как игромания, шопоголизм, психогенное переедание, гиперрелигиозность и т. п.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) невроз навязчивых состояний — психическое расстройство. Может иметь хронический, прогрессирующий или эпизодический характер. При ОКР у больного невольно появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (обсессии). Он постоянно и безуспешно пытается избавиться от вызванной мыслями тревоги с помощью столь же навязчивых и утомительных действий (компульсий). Иногда отдельно выделяются обсессивное (преимущественно навязчивые мысли — F42.0) и компульсивное (преимущественно навязчивые действия — F42.1) расстройства.

 

Факторы, предрасполагающие к игровой  зависимости.

Существуют факторы, предрасполагающие  к игровой зависимости:

  • неправильное воспитание в семье
  • участие в играх родителей, знакомых
  • стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.)
  • вещизм
  • переоценка значения материальных ценностей
  • фиксированное внимание на финансовых возможностях
  • зависть к более богатым родственникам и знакомым
  • убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег

 

Американский исследователь А. Пастернак, в свою очередь, в качестве факторов риска выделяет: принадлежность к этническому меньшинству, отсутствие семейного статуса, депрессию, а также различные варианты химической аддикции.

 

Стадии развития игровой зависимости: Р. Кастер (Custer, 1984) выделил три стадии развития игровой зависимости:

  • стадию выигрышей
  • стадию проигрышей
  • стадию разочарования

 

Стадия выигрышей представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм.

Для стадии проигрышей характерны: игра в одиночестве, хвастовство выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность  остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности — раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть.

Признаками стадии разочарования  являются: потеря профессиональной и  личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.1

Компьютерная зависимость

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят  подобный вид зависимости к специфической  эмоциональной «наркомании», вызванной  техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

Психолог М. Гриффитс делит зависимых  игроков на две категории. Первые любят играть в сети группами. Это так называемые ролевые игры. Главное для них – похвала группы в случае победы. В отличие от них вторые используют компьютер для бегства от чего-либо, от каких-либо проблем. Иными словами, в формировании компьютерной зависимости «участвуют» те же психологические факторы, что и в формировании зависимости к психоактивным веществам.

 

Признаки компьютерной зависимости

 Понятно, что люди, подверженные  компьютерной зависимости, отличаются  от людей, адекватно относящихся  к компьютеру. С появлением признаков  компьютерной зависимости стали  проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить. Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг. Рассмотрим эти признаки:

 • когда родители просят  отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание  делать это; если все же ребенка  отвлекли от компьютера, то он  становится очень раздражительным;

• сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

 • когда ребенок начинает  играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

 • происходит постоянное  общение с окружающими людьми  на различные компьютерные темы;

 • ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

 • он предвкушает и продумывает  со всеми подробностями свое  последующее нахождение в мире  компьютерной фантастики, что способствует  улучшению настроения и захватывает  все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

 Также со временем у растущего  организма появляются нарушения  в функционировании системы пищеварения  и болевые ощущения в области  позвоночника, лопаток и запястий  рук, а регулярное раздражение  глазных яблок способствует  появлению головных болей и проблем со зрением.

 Родителям, близким стоит  насторожиться и принять соответственные  меры, если их ребенок:

 • начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;

 • начал проводить ночи  у компьютера;

 • начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;

 • как только заходит в  квартиру, сразу же направляется  к компьютеру;

 • забывает поесть, почистить  зубы, причесаться, переодеться (чего  раньше не замечалось);

 • находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

 • угрожает, шантажирует, если  ему запрещают играть на компьютере.

 

Формирование компьютерной зависимости

 Можно выделить стадии формирования данной зависимости.

1. Стадия легкой увлеченности.

Игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности.

Здесь игра принимает систематический характер. Если ребенок не может удовлетворить данную потребность по каким-либо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего.

3. Стадия  зависимости.

 Здесь  уже происходят серьезные изменения  в ценностно-смысловой сфере ребенка.  Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.

Можно выделить две формы, в которых проявляется  зависимость: социализированную и  индивидуализированную.

При социализированной  форме компьютерной зависимости  ребенок поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. В данном случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер.

При индивидуализированной  форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального. Компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию.

4. Стадия  привязанности.

 Это  последняя, завершающая стадия  в компьютерной зависимости. Она  характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления. Данный период протекает достаточно долго, иногда даже всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать. После того как игра постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень.2

1 Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%F3%E4%EE%EC%E0%ED%E8%FF. Лудомания

2 Сайт: Форум психологии. В поисках истины.URL: http://www.rsd.in.ua/topic/470-компьютерная-зависимость/


Информация о работе Гэмблинг