Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:17, реферат
Аддикция – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определенной деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим (поведенческим) зависимостям, таким, как игромания, шопоголизм, психогенное переедание, гиперрелигиозность и т. п.
Лудомания, игромания, игровая зависимость или гэмблинг-зависимость (англ. gambling — игра на деньги) — патологическая склонность к азартным играм. Заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей: такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.
В последнее время проблема азартных игр приобрела важное значение в связи с повсеместным распространением денежных игровых автоматов, открытием множества казино. Игровые автоматы давно распространены во всём мире. Так, ещё в 1970-х годах в Англии возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счёт возрастающей популярности залов игровых автоматов. В связи с этим многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьёзной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость. Вместе с тем в литературе до сих пор не утихают споры — является ли игровая зависимость аддикцией или в большей степени одной из форм обсессивно-компульсивного расстройства.
Аддикция – ощущаемая
Обсессивно-компульсивное
Факторы, предрасполагающие к игровой зависимости.
Существуют факторы, предрасполагающие к игровой зависимости:
Американский исследователь А. Пастернак, в свою очередь, в качестве факторов риска выделяет: принадлежность к этническому меньшинству, отсутствие семейного статуса, депрессию, а также различные варианты химической аддикции.
Стадии развития игровой зависимости: Р. Кастер (Custer, 1984) выделил три стадии развития игровой зависимости:
Стадия выигрышей представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм.
Для стадии проигрышей характерны: игра в одиночестве, хвастовство выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности — раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть.
Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.1
Понятие «компьютерная зависимость»
появилось в 1990 г. Специалисты относят
подобный вид зависимости к
Психолог М. Гриффитс делит зависимых игроков на две категории. Первые любят играть в сети группами. Это так называемые ролевые игры. Главное для них – похвала группы в случае победы. В отличие от них вторые используют компьютер для бегства от чего-либо, от каких-либо проблем. Иными словами, в формировании компьютерной зависимости «участвуют» те же психологические факторы, что и в формировании зависимости к психоактивным веществам.
Признаки компьютерной зависимости
Понятно, что люди, подверженные
компьютерной зависимости,
• когда родители просят
отвлечься от игры на
• сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;
• когда ребенок начинает
играть или работать на
• происходит постоянное
общение с окружающими людьми
на различные компьютерные
• ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;
• он предвкушает и
Также со временем у
Родителям, близким стоит
насторожиться и принять
• начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;
• начал проводить ночи у компьютера;
• начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;
• как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;
• забывает поесть, почистить
зубы, причесаться, переодеться (
• находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
• угрожает, шантажирует, если
ему запрещают играть на
Формирование компьютерной зависимости
Можно выделить стадии формиро
1. Стадия легкой увлеченности.
Игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека.
2. Стадия увлеченности.
Здесь игра
принимает систематический
3. Стадия зависимости.
Здесь
уже происходят серьезные
Можно выделить две формы, в которых проявляется зависимость: социализированную и индивидуализированную.
При социализированной форме компьютерной зависимости ребенок поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. В данном случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер.
При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального. Компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию.
4. Стадия привязанности.
Это
последняя, завершающая стадия
в компьютерной зависимости.
1
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
URL:http://ru.wikipedia.org/
2
Сайт: Форум психологии. В поисках истины.URL:
http://www.rsd.in.ua/topic/