Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:39, реферат
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манера поведения. Так поступали правители древней Спарты в 5 веке до н. э. и советские партийные органы в 20 веке. В 60 – 70-е годы в школе учителя боролись с «длинноволосыми», усматривая в их облике подражание «битлам», насаждали школьную униформу на манер военной, «пропесочивали» на родительских собраниях тех, кто «неправильно» себя вел.
Введение_________________________________________________________1
1. Социальная сущность ДП_____________________________________2
2. Виды ДП________________________________________________________3
3. Природа ДП и опыт его изучения в социологии______________5
4. Основные группы ДП__________________________________________9
5. Алкоголизм и алкоголики____________________________________10
6. Наркомания и наркоманы____________________________________14
7. Преступность и преступники_________________________________16
8. Иные формы ДП. Психически больные________________________18
9. Самоубийство_________________________________________________19
10. Микросреда и ее влияние на ДП______________________________20
Заключение______________________________________________________26
Факторами недостаточного усвоения детьми
общественных норм и отклоняющегося
поведения являются низкий общеобразовательный
и культурный уровень родителей
или просто неумение правильно и
своевременно воздействовать на своих
детей. Как показали проведенные
В.П. Емельяновым (1980 г.) исследования психически
неполноценных
Определенные противоречия существуют и в трудовых коллективах. Принимая подчас форму конфликтов, они отрицательно влияют на поведение работников. В основе конфликта в коллективах обычно лежат следующие противоречия: 1) противоречия поиска, когда сталкиваются новаторство и консерватизм, творчество и догматизм, знание и невежество; 2) противоречия групповых интересов, связанные с отстаиванием людьми интересов только своей группы и игнорирование общих интересов; 3) противоречия, связанные с личными эгоистическими побуждениями, когда у отдельных людей на первый план выдвигаются корысть, нежелание считаться с интересами других, соображения карьеризма и т. д.; 4) противоречия несостоявшихся ожиданий, оказывающие широкое воздействие на настроение, мышление и поведение людей; 5) противоречия политического, антисоциального порядка. Не каждая производственная организация представляет собой идеально сплоченное в моральном и духовном плане единство, обеспечивающее все необходимые условия для развития как индивидуальности, так и подлинной коллективности.
Жизнь показывает, что позитивные сдвиги достигаются там, где обеспечивается последовательность в применении наказаний к нарушителям общественных норм. Это предопределено тем, что воспитательная, предупредительная роль наказания обусловливается не жестокостью, а неотвратимостью: важно не то, чтобы наказание было тяжелым, а то, чтобы ни один проступок не остался незамеченным.
В микросреде выделяются малые группы,
которые являются мощным катализатором
индивидуального поведения
Процесс заражения и подражания
наиболее интенсивно идет в так называемых
стихийных группах, возникающих
самопроизвольно, спонтанно и большей
частью через эмоциональное
Стихийные группы особенно распространены среди подростков и юношества. По данным С.И. Плаксия, 82% опрошенных школьников 8 – 10-х классов и учащихся ПТУ считали себя членами компаний, в основе которых лежат совместное проведение свободного времени, общение. Среди работающей молодежи в возрасте до 20 лет к таким группам относили себя 76% (1986).
Эти стихийные группы мало поддаются контролю. Лидерами становятся чаще всего подростки, молодые люди, не нашедшие применения своим способностям в школе, ПТУ, трудовом коллективе. Принадлежность к таким компаниям повышает уверенность подростка в себе, дает ему дополнительные возможности к самоутверждению, нерегламентированному общению.
В отличие от коллективов и иных
социальных общностей такие группы
наиболее подвержены восприятию деформированных
черт сознания и поведения. Это объясняется
прежде всего тем, что группа зачастую
не имеет общественно полезных целей,
положительного организующего начала,
единых и прочных принципов
Свойственные отдельным
В целом исследования показывают, что значительная часть аморальных поступков, совершаемых подростками и молодыми людьми, связана с их ориентацией на «групповые» нормы, которые вступают в противоречие с общественными. Налицо психологическая зависимость от группы или подражание, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. При этом личная ответственность «снимается» с сознания молодого человека тем, что «так принято», «это вызывает одобрение». Так складывается определенный защитный механизм самооправдания отклоняющегося поведения.
Конечно, далеко не все стихийные группы и компании имеют антиобщественную направленность. Однако наряду с про социальными (социально положительными) существуют и асоциальные (стоящие в стороне от основных общественных проблем), а также анти социальные (социально отрицательные) стихийные неформальные группы. На практике правонарушения молодежи, как правило, являются групповыми, а истоки их лежат именно в уличных компаниях с асоциальной или анти социальной направленностью интересов. «Здоровая юношеская тяга к коллективности вырождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой т ее лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев».[4,56]
Возможность существования групп с анти социальной направленностью связана с неэффективным влиянием на индивидов коллективов, для которых характерны низкая сплоченность и слабая эмоциональная связь между их членами, формальные взаимоотношения, отсутствие взаимопонимания. Именно в этих случаях стремление к объединению, товариществу, уважению, романтике и т. д. реализуется в группах с деформированными ориентациями. От человека же требуется, чтобы он научился сознательно и целеустремленно делать жизненный выбор.[2,113]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Происходящая в России трансформация
экономических отношений, формирование
капиталистического уклада жизни сопровождается
углублением социального
На мой взгляд некоторая часть
населения опасается неясности
будущего, отсутствия перспектив. С
одной стороны, образование не гарантирует
не только построения успешной карьеры,
но и получения рабочего места, при
этом, при этом становясь платным,
оно уже сейчас многим не по карману.
С другой стороны, честный труд не
гарантирует материального
Таким образом, можно сделать следующие
выводы: отсутствие стабильности и
перспективы, дороговизна жизни, безработица,
лишающая людей заработка, способствуют
обнищанию населения, росту не только
социальной апатии как у взрослого,
так и у подрастающего