Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:39, реферат

Краткое описание

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манера поведения. Так поступали правители древней Спарты в 5 веке до н. э. и советские партийные органы в 20 веке. В 60 – 70-е годы в школе учителя боролись с «длинноволосыми», усматривая в их облике подражание «битлам», насаждали школьную униформу на манер военной, «пропесочивали» на родительских собраниях тех, кто «неправильно» себя вел.

Содержание

Введение_________________________________________________________1
1. Социальная сущность ДП_____________________________________2
2. Виды ДП________________________________________________________3
3. Природа ДП и опыт его изучения в социологии______________5
4. Основные группы ДП__________________________________________9
5. Алкоголизм и алкоголики____________________________________10
6. Наркомания и наркоманы____________________________________14
7. Преступность и преступники_________________________________16
8. Иные формы ДП. Психически больные________________________18
9. Самоубийство_________________________________________________19
10. Микросреда и ее влияние на ДП______________________________20
Заключение______________________________________________________26

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Девиантное поведение.docx

— 56.25 Кб (Скачать файл)

Факторами недостаточного усвоения детьми общественных норм и отклоняющегося поведения являются низкий общеобразовательный  и культурный уровень родителей  или просто неумение правильно и  своевременно воздействовать на своих  детей. Как показали проведенные  В.П. Емельяновым (1980 г.) исследования психически неполноценных несовершеннолетних преступников, примерно 90% из них имели  родителей с начальным и неполным средним образованием и 72% - родителей, занятых неквалифицированным ручным трудом, причем многие из этих родителей  систематически пьянствовали, устраивали дома скандалы и драки.[3,247]

Определенные противоречия существуют и в трудовых коллективах. Принимая подчас форму конфликтов, они отрицательно влияют на поведение работников. В  основе конфликта в коллективах  обычно лежат следующие противоречия: 1) противоречия поиска, когда сталкиваются новаторство и консерватизм, творчество и догматизм, знание и невежество; 2) противоречия групповых интересов, связанные с отстаиванием людьми интересов только своей группы и  игнорирование общих интересов; 3) противоречия, связанные с личными  эгоистическими побуждениями, когда у отдельных людей на первый план выдвигаются корысть, нежелание считаться с интересами других, соображения карьеризма и т. д.; 4) противоречия несостоявшихся ожиданий, оказывающие широкое воздействие на настроение, мышление и поведение людей; 5) противоречия политического, антисоциального порядка. Не каждая производственная организация представляет собой идеально сплоченное в моральном и духовном плане единство, обеспечивающее все необходимые условия для развития как индивидуальности, так и подлинной коллективности.

Жизнь показывает, что позитивные сдвиги достигаются там, где обеспечивается последовательность в применении наказаний  к нарушителям общественных норм. Это предопределено тем, что воспитательная, предупредительная роль наказания  обусловливается не жестокостью, а  неотвратимостью: важно не то, чтобы  наказание было тяжелым, а то, чтобы  ни один проступок не остался незамеченным.

В микросреде выделяются малые группы, которые являются мощным катализатором  индивидуального поведения своих  членов. В зависимости от господствующих в группе норм усиливаются социально  полезные или социально опасные  ориентации и формы деятельности. Направленность групповой активности во многом зависит и от личных качеств  неформального лидера.

Процесс заражения и подражания наиболее интенсивно идет в так называемых стихийных группах, возникающих  самопроизвольно, спонтанно и большей  частью через эмоциональное притяжение. В них очень развит конформизм. Именно в таких группах возникают  нормы поведения, не совпадающие  с общественными требованиями или  противоречащие им.

Стихийные группы особенно распространены среди подростков и юношества. По данным С.И. Плаксия, 82% опрошенных школьников 8 – 10-х классов и учащихся ПТУ  считали себя членами компаний, в  основе которых лежат совместное проведение свободного времени, общение. Среди работающей молодежи в возрасте до 20 лет к таким группам относили себя 76% (1986).

Эти стихийные группы мало поддаются  контролю. Лидерами становятся чаще всего  подростки, молодые люди, не нашедшие применения своим способностям в  школе, ПТУ, трудовом коллективе. Принадлежность к таким компаниям повышает уверенность подростка в себе, дает ему дополнительные возможности к самоутверждению, нерегламентированному общению.

В отличие от коллективов и иных социальных общностей такие группы наиболее подвержены восприятию деформированных  черт сознания и поведения. Это объясняется  прежде всего тем, что группа зачастую не имеет общественно полезных целей, положительного организующего начала, единых и прочных принципов деятельности. Лидером группы нередко становится лицо, которое имеет более твердый  характер, сильную волю, богатый  опыт. Оно не обладает достаточно высокими нравственными и иными положительными качествами.

Свойственные отдельным личностям  отрицательные черты уродливо трансформируются в психологию группы. То, в правильности чего не уверена отдельная личность, будучи принято группой, начинает восприниматься как норма, не подвергающаяся сомнению. Не случайно существующие в некоторых  микрогруппах молодежи хулиганско-анархистские установки сами по себе, без индивидуального  осознания тем или иным членом группы могут стать мотивом его  отклоняющегося поведения. Так, специалистами  установлено, что у несовершеннолетних в силу их группового конформизма  «неопределенные», «плохо осознаваемые мотивы» в 20 – 40% случаев становятся непосредственной причиной их участия  в групповом хулиганстве, групповых  ситуативных кражах и т. д.

В целом исследования показывают, что значительная часть аморальных поступков, совершаемых подростками  и молодыми людьми, связана с их ориентацией на «групповые» нормы, которые вступают в противоречие с общественными. Налицо психологическая  зависимость от группы или подражание, стремление показать себя сторонником  провозглашенных ценностей. При  этом личная ответственность «снимается»  с сознания молодого человека тем, что  «так принято», «это вызывает одобрение». Так складывается определенный защитный механизм самооправдания отклоняющегося поведения.

Конечно, далеко не все стихийные  группы и компании имеют антиобщественную направленность. Однако наряду с про социальными (социально положительными) существуют и асоциальные (стоящие в стороне от основных общественных проблем), а также анти социальные (социально отрицательные) стихийные неформальные группы. На практике правонарушения молодежи, как правило, являются групповыми, а истоки их лежат именно в уличных компаниях с асоциальной или анти социальной направленностью интересов. «Здоровая юношеская тяга к коллективности вырождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой т ее лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев».[4,56]

Возможность существования групп  с анти социальной направленностью связана с неэффективным влиянием на индивидов коллективов, для которых характерны низкая сплоченность и слабая эмоциональная связь между их членами, формальные взаимоотношения, отсутствие взаимопонимания. Именно в этих случаях стремление к объединению, товариществу, уважению, романтике и т. д. реализуется в группах с деформированными ориентациями. От человека же требуется, чтобы он научился сознательно и целеустремленно делать жизненный выбор.[2,113]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Происходящая в России трансформация  экономических отношений, формирование капиталистического уклада жизни сопровождается углублением социального неравенства, и, как следствие, ростом сопутствующих  ему негативных явлений: преступности, алкоголизма, наркомании, проституции  и т. п.

На мой взгляд некоторая часть  населения опасается неясности  будущего, отсутствия перспектив. С  одной стороны, образование не гарантирует  не только построения успешной карьеры, но и получения рабочего места, при  этом, при этом становясь платным, оно уже сейчас многим не по карману. С другой стороны, честный труд не гарантирует материального благополучия, а пример преуспевающих девиантов, их безнаказанность, подталкивает к  несоблюдению и нарушению закона.

Таким образом, можно сделать следующие  выводы: отсутствие стабильности и  перспективы, дороговизна жизни, безработица, лишающая людей заработка, способствуют обнищанию населения, росту не только социальной апатии как у взрослого, так и у подрастающего поколения, но и недовольства, агрессивности, стремлению решать свои материально-финансовые проблемы противоправными способами.

 


Информация о работе Девиантное поведение