Девиантное поведение в Интернет-пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
- выявить специфику девиантного поведения в сети Интернет, установить взаимосвязь между девиантным поведением в киберпространстве и в современном обществе. Выявить интерпретацию понятия «девиантное поведение» в социологической литературе.
- рассмотреть типологию социальных отклонений.
- проанализировать причины возникновения девиаций в сети Интернет.
- рассмотреть формы девиантного поведения в сети.

Содержание

Введение
1. Девиантное поведение. Специфика. 4
2. Девиантное поведение в сети Интернет. 6
2.1 Хакерство………………………………………………...…………5
2.2 Нарушение режима секретности………………………….…......8
2.3 Диффамация………………………………………………..………8
2.4 Интернет-терроризм……………………………………….………9
2.5 Создание вирусов………………………………………….………9
2.6 Спам……………………………………………………………………..10
2.7 Флуд……………………………………………………………………..11
2.8 Флейм…………………………………………………………………...11
3. Отличие девиантного поведения в киберпространстве и в современном обществе. 13
Практическая часть……………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

семестровая.docx

— 142.39 Кб (Скачать файл)

2.6 Спам

Наиболее часто термин «спам» употребляется в смысле «почтовый спам». Это сообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения. Как правило, спам - это массовая рассылка на большое число адресов, содержащая рекламу или коммерческие предложения, а также письма счастья и т.п. Спамовые письма могут быть «разносчиками заразы», то есть содержать файлы с вирусами. 

Есть еще один распространенный вид спама - так называемый «поисковый спам». Иногда, когда вы ищете что-то с  помощью  поисковой машины (особенно это касается запросов, состоящих  из одного слова), вы получаете в результате поиска страницы сайтов, не имеющие ничего общего с вашим запросом. Причина этого может быть в том, что владельцы этих сайтов пытаются «обмануть» поисковую машину так, чтобы их сайт появлялся в выдаче по всем наиболее популярным запросам. Это делается с целью увеличения трафика на сайте. Если даже спам не является прямым мошенничеством (реклама, присланная по почте, может вполне соответствовать действительности), он «ворует» ваше внимание, время, а часто и непосредственно деньги (например, если вы платите за доступ в Интернет). Спамерство - действие неподсудное, но неприличное. 
По аналогии с описанными выше двумя  видами, нередко спамом называют и  другие явления в Интернете, когда  пользователь сталкивается с ненужной ему и не имеющей отношения  к делу рекламной информацией - например, спам в форумах и гостевых книгах, спам в виде избыточного количества рекламы на веб-странице.

2.7 Флуд

Флуд может употребляться в  нескольких значениях. В первую очередь, флуд – это тот же спам, но «прилюдный», в форумах, чатах и конференциях, и далеко не всегда коммерческий. Просто поток бессмыслицы, заполонивший коммуникационное пространство. Флейм более агрессивен, чем такой флуд. 
Второе, значение таково: флуд - автоматически  генерируемый трафик, забивающий сетевые  каналы. Хакеры на расстоянии «зомбируют»  компьютер, и он принимается посылать ложные запросы на атакуемый сервер, до тех пор, пока тот под напором  флуда не откажется работать. Третье значение, переносное и самое  расплывчатое, - «чушь». 

2.8 Флейм

Флейм (от англ. flame - пламя) - это процесс, который иногда возникает при общении в Интернете), «словесная война». Это неожиданно возникшее бурное обсуждение, в процессе которого участники обычно забывают о первоначальной теме, переходят на личности и не могут остановиться. Обычно флеймы возникают спонтанно, развиваются очень быстро и заканчиваются лишь при вмешательстве модератора или когда все участники окончательно устанут. Это тот самый вид спора, в котором истина не рождается - по окончании флейма все спорщики чувствуют себя неудобно и никакого конструктивного результата флейм не дает.

 

3. Отличие девиантного поведения в киберпространстве и в современном обществе.

Коммуникацию в Интернете от традиционной коммуникации отличает целый ряд значимых особенностей. Интернет предоставляет собой широчайшие технические возможности для общения. Кроме того, в Интернете сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир. Вдобавок, общение в сети начать психологически проще, чем при личной встрече: в письменной форме общаться проще, традиционные невербальные и паравербальные языковые средства практически полностью отсутствуют, отсутствует непосредственный контакт между коммуникантами и достоверная информация об участниках общения. Особенности лексикона пользователей Интернета, иные правила построения связных высказываний и новые сценарии коммуникации составляют специфику Интернета как пространства общения. 

Для социальных групп сетевых сообществ характерны следующие качества:

Трансцендентность (выход  за пределы ограничений). Социальные группы виртуальных сетевых сообществ выходят за пределы пространственных, временных, организационных и технологических ограничений, так как глобальные компьютерные сети позволяют участникам сообществ осуществлять процессы коммуникации как синхронно, так и асинхронно, а также независимо от географических факторов. 

Наличие внутригрупповой  информационной стратификации. Стратификация обеспечивает возможность организовывать функционирование сообществ, осуществлять скоординированные действия пользователей. Стратификация в виртуальных сообществах строится на других основаниях, нежели в современном социуме. Если в современном обществе критериями стратификации являются доход, власть и образование, то ранжирование людей в виртуальных сообществах строится по доступу их к информации. 

Высокая степень  анонимности. Именно благодаря высокой степени анонимности девиантное поведение в киберпространстве отличается в значительной мере от поведения акторов в оффлайновом социуме. В киберпространстве человек чувствует себя менее уязвимым. Кроме того, в сети ослаблен социальный контроль. Под социальным контролем в киберпространстве будем понимать совокупность информационных, программных и материальных ресурсов, которыми располагают и используют государства, межгосударственные образования, а также негосударственные социальные структуры, действующие в киберпространстве, для того, чтобы убеждаться в соответствии поведения пользователей, всем правилам, предписаниям, нормативным актам и законам, регулирующим информационные взаимодействия в виртуальной среде, а в необходимых случаях и осуществлять воздействие на пользователей.  
Социальный контроль в  киберпространстве может осуществляться как в форме ясно выражаемого  насилия или угрозы применения насилия (в качестве примера можно привести официальные запреты на доступ к  тем или иным информационным ресурсам, сопровождаемые уголовными или административными  санкциями), так и в форме легитимированных самим сетевым социумом норм поведения. Существует значительное многообразие моделей поведения и соответствующих социальных норм. 
В микросоциальных сообществах инициаторами разработки и легитимирования механизмов саморегуляции, как правило, выступают акторы, обладающие легитимным культурным и информационным капиталом. При этом остальные участники сообщества подвергаются символическому насилию в результате которого, они либо осознанно признают "естественность" существующих норм социального контроля, либо принимают их неосознанно, в противном случае акторы исключаются из коммьюнити.

Необходимо различать  открытую и скрытую формы социального  контроля. В первом случае, пользователя специально предупреждают о том, что получаемые от него данные могут  использоваться по усмотрению владельцев информационных ресурсов, а осуществляемые интеракции должны соответствовать  действующим в рамках конкретного  сообщества нормам. В случае же осуществления  контроля в скрытой форме, пользователя специально не предупреждают о том, что все его интеракции в киберпространстве  фиксируются третьими лицами. На законных основаниях скрытые формы социального  контроля осуществляются соответствующими государственными структурами. При  этом для осуществления контроля используются специальные технические  системы. Акторами, заинтересованными в развитии технических систем социального контроля, функционирующих в киберпространстве, являются: правительственные структуры; коммерческие фирмы, заинтересованные в сборе информации о посетителях тех или иных информационных ресурсов, размещенных в глобальных компьютерных сетях. К числу акторов, использующих на легитимных основаниях социо-технические системы контроля поведения пользователей в киберпространстве, могут быть отнесены государственные структуры, которые в потенциале могут осуществлять абсолютный контроль над информационными ресурсами в киберпространстве, подпадающими под их национальную юрисдикцию, а также владельцы информационных ресурсов в отношении принадлежащих им технических и программно-технологических артефактов. 

В некоторых случаях, устанавливаемых  соответствующими нормативными актами, владельцами социо-технические системы  контроля, могут быть правообладатели  объектов интеллектуальной собственности, чьи права нарушаются акторами (в качестве примера можно привести владельцам фонограммных и иных компаний, чьи произведения незаконно распространяются в компьютерных сетях). 

Если в современном  обществе социальный контроль осуществляется извне государством, то одной из форм социального контроля в киберпространстве является саморегулирование (self-regulation) виртуальных сетевых сообществ. Проблема саморегулирования киберпространства без сомнения является критически важной для дальнейшего развития в нем социальных отношений. Вместе с тем, как в среде сетевого социума, так и в научной среде в настоящее время нет согласия о приемлемых для разных социальных общностей механизмах саморегулирования. 

Говоря о саморегуляции в киберпространстве важно отметить, что в некоторых сообществах существуют специально разработанные нормы поведения, предусматривающие санкции за нарушения сетевой дисциплины. Однако на уровне общностей пользователей компьютерных сетей легитимные механизмы социального контроля пока не существуют. Рассмотрение проблемы девиантного поведения молодых пользователей глобальных компьютерных сетей неизбежно приводит к проблеме восприятия акторами этических норм. Изучение технических аспектов функционирования компьютерных систем важно сочетать с воспитанием моральных качеств пользователей. Как заключает Дж. Мур: "Типичная проблема в компьютерной этике возникнет из-за наличия политического вакуума в применяемых компьютерных технологиях". Указанная дихотомическая пара навыки/этика должна составлять основу получения экспертных знаний по компьютерным технологиям. Существует эклектическая точка зрения, согласно которой одни действия рациональны, а другие обусловлены нормами. Более точная и адекватная формулировка гласит, что обычно действия предпринимаются под влиянием интересов и норм. Иногда рациональность блокирует социальную норму. И наоборот, социальные нормы могут блокировать рациональный выбор. 
Как доказывал Л. Виннер, технологические артефакты и системы действуют, как законы, регулирующие поведение и служащие каркасом общественных классов. Р. Склоув пришёл к такому же заключению, идентифицировав технические артефакты как элементы социальной структуры. Р. Склоув определил социальную структуру общества как "задний план её будущего, помогающий определять и формировать образцы человеческого взаимодействия. Ближайшие примеры включают законы, главные политические и экономические институты и системы культурного просвещения". Он доказал, что технологии тоже входят в этот перечень, так как они имеют такие же виды структурных эффектов, как и другие элементы социальной структуры.

Довольно очевидно, что  саморегулирование не будет достаточно эффективным, если оно не поддерживается желанием этичного поведения со стороны  самих пользователей. Безусловно, недостаточно просто полагаться на добрую волю участников сообществ или нравственные установки  владельцев ресурса. Разнообразие этических  норм, в пределах культурного горизонта  сети Интернет, требует, чтобы процедуры  появления норм сетевой этики  появлялись в результате дискуссии  пользователей, обсуждающих конкретные ситуации межличностных  и  межгрупповых конфликтов, возникающих на этической  почте. Чтобы быть полноправным членом огромного пространства сети Интернет, нужно соблюдать основные этические  правила. Основы киберэтики должны закладываться еще в школе. Проведенный анализ психологических стереотипов поведения американских школьников на уроках информатики, показал, что в последние годы наблюдается существенный прогресс в отношении детей младшего возраста к использованию компьютеров. Еще несколько лет назад, школьники вели себя совершенно иначе с компьютерным оборудованием. Например, некоторые из них не могли удержаться от того, чтобы что-нибудь не сломать. Но с течением времени американские школьники пустили свою энергию в другое русло, так как возможности использования компьютеров в жизни детских сообществ, чрезвычайно возросли. Теперь одной из школьных проблем стало хакерство. Аналогичная проблема характерна и для российских школьников и студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

  1. Данные «ЛЕВАДА-центра»:

  1. Данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 

  1. В Интернете можно найти самую разную информацию на разные темы. Как Вы относитесь к некоторым сайтам и типам информации в Интернете? D) Спам, рассылки

  1. В Интернете можно найти самую разную информацию на разные темы. Как Вы относитесь к некоторым сайтам и типам информации в Интернете? E) CАЙТЫ ЭКСТРЕМИСТСКОГО СОДЕРЖАНИЯ, С ПРИЗЫВАМИ К МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ РОЗНИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

  1. Как Вы считаете, в достаточной ли степени государство сейчас регулирует деятельность Интернета в России?

  1. Данные ФОМ

С чем из перечисленного приходилось сталкиваться лично вам или вашим знакомым?

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, можно утверждать, что девиантное поведение в Интернет-пространстве обладает специфическими особенностями, отличными от всех иных форм девиантного поведения.

Расширение психологических и социальных проблем, связанных с вовлечением в Интернет-деятельность все большего и большего числа людей является для сегодняшнего мира явлением скорее закономерным, чем исключительным. Сегодняшнюю жизнь нельзя представить без Интернета. Особенностью этого процесса явилось то, что, в отличие от обыденной, в виртуальной реальности общество пока не создало четких законов и правил гармоничного поведения и критериев отклоняющегося поведения. С появлением виртуального пространства многие формы девиаций естественным образом перекочевали в Интернет. Однако обнаружились и иные тенденции: некоторые формы девиантного поведения получили возможность «дозревать» до патологии в Интернете, а иные проявляют себя исключительно в виртуальном пространстве.

В связи с тем, что эта проблема появилась в обществе относительно недавно, явные признаки и различия девиантного поведения в сети Интернет от нормального пока не могут быть точно сформулированы. Например, до настоящего времени в клинической психологии и психиатрии отсутствуют четкие диагностические критерии, позволяющие дифференцировать Интернет-зависимость и Интернет-независимость. Данный вопрос нуждается в специальном анализе.

Отсутствие комплексного подхода к обеспечению защиты компьютерной информации, профилактике компьютерной преступности со стороны государства, негосударственных учреждений и граждан обостряют проблему регулирования поведения человека в информационном пространстве. 

 

Список использованной литературы

  1. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/deviantnoe-povedenie.html - Энциклопедия для экономиста
  2. http://www.oxpaha.ru/publisher_234_5810 - Интернет-газета о безопасности «Охрана»
  3. http://banderus2.narod.ru/101048.html
  4. http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-98426 – Биржа курсовых и дипломных работ
  1. ВЦИОМ: Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13853
  1. "Левада-центр" - изучение общественного мнения. URL:

  http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2013

  1. Фонд Общественное Мнение/ФОМ. URL:

Информация о работе Девиантное поведение в Интернет-пространстве