Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования явилось определение возможностей психологического развития детей и подростков с девиантным поведением.
Объектом исследования: психологическое развитие подростков, состоящих на учете по делам несовершеннолетних РОВД Ичалковского района РМ.
Предмет исследования: уровни психологического развития подростков с девиантным поведением.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общие психологические характеристики девиантных подростков 6

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2 Понятие «девиантность» и психологические особенности поведения девиантных подростков

Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема 28

2.1 Роль биологических и социальных факторов в формировании девиантного поведения
2.2. Исследование особенностей в формировании характера у подростков с девиантным поведением.
2.3 Практические рекомендации по проведению социальной работы с девиантными подростками

Заключение 53

Список использованных источников 55

Вложенные файлы: 1 файл

ленина.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

     Многие исследователи в США и других странах пытались разобраться во взаимосвязи между методами родительского вос­питания и различными свойствами подростков: их самооценкой, оценкой поведения родителей, когнитивным развитием, само­стоятельностью. Оказалось, что дети авторитетных родителей в подростковом и юношеском возрасте наиболее самостоятельны, уверены в себе, их самооценка выше, чем у других подростков. Они обычно ощущают большую привязанность родителей, как правило, полагают, что родители предоставляют им достаточную свободу, и потому считают родителей справедливыми, а их принци­пы и представления о том, как надо себя вести, вполне разумными.

     Авторитетные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность и дисциплинированность. Они не ущемляют его прав, но и требуют исполнения обязанностей.

     Запрещая что-либо ему, родители всегда объясняют, почему они так поступают. Внимательные, заинтересованные родители постоянно - в определенной степени - контролируют подростка. Демократичные методы воспитания способствуют положительно­му отождествлению подростка со своими родителями, основанному на их любви и уважении к нему. Подобные методы руководства и контроля наглядно показывают подростку, что самостоятельность вполне возможна в рамках демократического порядка.

     Управление ребенком «законным» путем особенно важно для подростка, так как он стоит на пороге когнитивной и соци­альной зрелости и вскоре должен будет взять на себя ответствен­ность за собственную жизнь. Подростки обычно положительно относятся к управлению, основанному на разумной опеке, тогда как деспотичное управление, основанное на желании властво­вать над ребенком или помыкать им, подростки отвергают — оно вызывает у них гнев,

     Автократичные и авторитарные родители не считают, что обязаны объяснять детям причины своих указаний, и главная добродетель ребенка, с их точки зрения, беспрекословное послу­шание. Одни родители придерживаются подобных методов вос­питания из чувства антагонизма или потому, что не желают утруждать себя объяснениями и спорами. Другие поступают так, полагая, что подобным образом можно воспитать в ребенке «уважение к руководству». Ошибка их в том, что, подавляя в ребенке несогласие, они тем самым не решают проблему, а, скорее всего, зарождают в нем неприязнь к самим себе. Дети автократичных родителей редко полагаются на свои силы и неспособны самостоятельно мыслить и действовать, очевидно, оттого, что лишены возможности воплощать в жизнь собственные идеи и брать на себя определенную ответственность. Кроме того, дети таких родителей, как правило, менее уверены в себе, менее самостоятельны, менее любознательны, менее зрелы в нравст­венном отношении и хуже справляются с интеллектуальными проблемами. Они чаще других подростков считают, что родите­ли их не любят, не понимают и что родительские требования неверны или неразумны.

     Эгалитарные, снисходительные и вседозволяющие родители. Слишком снисходительные или пренебрегающие своими обязанно­стями родители, или те, кто допускает фамильярность и вседозво­ленность, так же как и авторитарные родители, не становятся для подростков необходимой опорой. Некоторые родители позволяют подросткам делать, что им вздумается, либо, не желая вмешиваться в их дела, либо просто не интересуясь ими. Другие ложно истолко­вывают понятие родительской ответственности. Наркомания и другие, социально недопустимые формы поведения чаще встречаются у тех подростков, чьи родители провозглашают среди наиболее цен­ных качеств индивидуализм, умение понять себя, максимальное использование собственного потенциала, равноправие в семейных отношениях, на самом деле пряча за этими заявлениями свое нежелание, нести необходимую родительскую ответственность. Подобные родители, в сущности, пускают своих детей в плавание по воле волн, так как лишают их модели ответственного, взрослого поведения, на которое подростки могли бы ориентироваться и опереться. Более того, как бы дети и подростки порой ни бунтовали, в действительно­сти они вовсе не хотят видеть в родителях ровню. Им необходимо, чтобы родители были доброжелательными, понимающими, но роди­телями - моделями взрослого поведения.

     Особенно большой трагедией для подростков являются развод родителей, уход из семьи одного их них, разрушение внутренних связей.

     Результаты семейно - бытовых конфликтов чаще всего - невротическое состояние у подростка плохая успеваемость в школе, уход из дома, приобщение к наркотикам, правонарушения, или сильная депрессия.

     До сих пор многие врачи отрицали возможность настоящего депрессивного состояния у подростков. В ранней юности молодые люди не станут, открыто выражать чувства печали, безнадежности, самоуничижения, которые ха­рактерны для взрослых в депрессивном состоянии. Многие из них скрывают свою депрессию показной скукой, агрессивностью, бес­покойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволен­ным   поведением   вплоть  до   совершения   преступлений.   Тем  не менее,  истинно депрессивное состояние  у детей  -  не редкость. Недавними исследованиями установлено, что около 40 % молодых людей испытывали сильное, правда не всегда продолжительное, чувство грусти, никчемности жизни и пессимизма. 8-10 % моло­дых людей думали о самоубийстве.

     Юношеская депрессия чаще всего бывает двух видов. Первый - это безразличие и чувство пустоты. При этом у подростка возникает такое ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым он себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние очень напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Депрессия такого рода обычно наименее продолжитель­на и хорошо поддается лечению.

     Второй вид депрессии лечить не так легко. Она возникает вслед­ствие полосы жизненных поражений. Возможно, молодой человек изо всех сил старался решить поставленные проблемы и добиться значимых для него целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего хочет он, или он не может этого сделать потому, что его потенциальные возможности ограничены. Много, даже, вероятно, значительное большинство самоубийств в юности происходит вследствие мгновенного порыва, а не после дли­тельного периода поиска альтернативных решений сложной пробле­мы. Часто последней переполняющей каплей при этом типе депрессии является потеря ощущения значимости отношений с роди­телями или с другом [20].

     Как правило, особенности той или иной семьи вызывают или способствуют возникновению трудностей в поведении подростков. Они отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто появляются «девиантные» подростки. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют, а иногда и повторяют друг друга.

     Классифицируя случай семейного неблагополучия, мы должны исходить из того главного признака способствуют или препятствуют развитию личности подростка условия его воспитания. В целях педагогической диагностики разнообразные случаи семейного неблагополучия можно подразделить на пять основных вариантов.

     Семьи, социальные характеристики которых указывают на повышенную вероятность неблагоприятной воспитательной ситуации. К ним следует отнести семьи конфликтные, с невысоким образовательным уровнем родителей, живущие в стесненных материальных условиях, часто мигрирующие.

     Педагогически неверно ориентированные семьи, где отношения между детьми и родителями лишены психологического контакта. К данному типу можно отнести семьи, где родители избрали односторонний воспитательный подход, несовпадающий с естественными потребностями личности.

     Нравственно неблагополучные семьи, демонстрирующие несовершеннолетнему морально неприемлемые примеры поведения и соответствующие общественные взгляды.

     Семьи невысокой воспитательной культурой. Их педагогические приемы, выбранные либо подражательно, либо на основе предрассудков приходят в конфликт с реальными потребностями подростка.

     Неполные семьи. Для современного общества и его образа жизни неполные семьи можно считать довольно распространенным явлениям. У подростков из неполных семей, как правило, недостает опыта общения со сверстниками, они в большой степени зависят от старших, черты рано полученной взрослости причудливо сочетаются в их характере с проявлением инфантильности.

     Для профилактики или ликвидации девиантного поведения у подростка важно воспитывать дисциплинированность. В связи с этим возникает вопрос, как применять наказание и поощрение в семье. Нужно отметить, что достаточно тяжелое или легкое наказания нецелесообразны. Среди средних наказаний особых различий нет. Важнее частота наказаний. Постоянно наказываемые мальчики отвечают агрессией или даже асоциальным поведением. Так же значима последовательность наказаний.

     Очень большую роль так же играют реагирование старших на хороший и плохой поступок подростка. Родители девиантных подростков часто этого не понимают. Они редко хвалят за хорошее поведение, часто неправильно и непоследовательно реагируют на плохое поведение. Родители могут не понимать, что подчас отрицательное поведение вызвано поиском внимания родителей. Уделяя такому поведению много внимания, родителей закрепляют его у подростка. Поэтому чаще бывает правильнее, если это позволяют обстоятельства, игнорировать плохое поведение и обращать внимание на ребенка положительных действий.

     Семья    может   заложить   хорошую    основу    здоровой    человеческой личности, но может и не дать этого [11].

     Отклонение в поведении подростка это результат педагогической запущенностью и неблагоприятной окружающей среды. И как результат реакция протеста, негодования, грубость, уход из дома из-за обиды. Трудные подростки  возбудимы,  агрессивны, склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным эксцессам, употреблению алкоголя.

     Интересны результаты исследования Н. Вайзмана об особенностях поведения трудных подростков. К первой группе он относит «психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отставали от сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивые, эмоции поверхностны. В школе такие учащиеся поясничили, демонстративно не подчинялись, прогуливали занятия». По второй группе Вайзман относит подростков «с ускоренным половым развитием и повышенной аффектностью, возбудимостью, агрессивностью». Они бурно реагируют на любой запрет родителей. В третьей группе подростков «преобладала расторможенность влечений: сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков».[10] Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.

     Это характеристика отклонений в поведении, возникающих как результат педагогической запущенности. Но существуют подростки, нарушения, точнее отклонения в поведении которых являются результатом аномалии развития организма.

     Обратимся снова к исследованию Н. Вайзмана. Он пишет, что у подростков с остаточной органической патологией снижена работоспособность, неустойчивые внимание. Они раздражительны и эмоционально неустойчивы, знания их ограничены, дома они занимаются с репетитором. В школе они доходят до 5-7 классов, совершенно не могут трудиться, в ПТУ заниматься тоже не могут, так как им требуется индивидуальное обучение. В результате они постоянно меняют место работы. Только 25% подростков с органической патологией впоследствии смогли организовать семью, трудиться, разумно вели себя в быту, учились в техникуме.

     Исследование групп подростков - учащихся охваченных преступностью, показали, что у учеников общеобразовательной школы преобладают нарушения дисциплины, чаще наблюдаются антиобщественные поступки.

     У учащихся ПТУ - противоправные поступки, драки, мелкое воровство, употребление алкоголя, нежелание работать, и учится, спекуляция, бродяжничество.

     У воспитанников детских домов и приютов - агрессивность, драки, те же нарушения, что и учащихся ПТУ [10].

     Постараемся обобщить, к чему приводят отклонения в поведении подростка. Отклонения, опасны для жизни, выплескиваются в попытку самоубийства, подростки бросают учебу, не задумываясь о своем будущем. Их образ жизни приводит к опасным последствиям для здоровья, опасными для юноши и девушки являются ранние половые связи, сексуальные отклонения в поведении.

     В последние годы ученые зафиксировали пик подростковых самоубийств. Особенностями подросткового само устройства является психологические особенности полового созревания, крушение любви, разочарование, отсутствие ответного чувства, обиды. Подросткам характерны размышления о смысле жизни и смерти, и часто абстрагируя от своей личности понятия смерти, они покушением на убийство стремятся познать её сущность. Подростки своим эгоцентризмом создают реакцию неприятия окружающими. Они становятся объективной осуждения, угроз, что как же приводит к попытке самоубийства [10].

     Среди беженцев зафиксировано больше всего подростков. Основная причина - плохое обращение в семье, причем чаще со стороны матери    (60-70 %), чем отца. Ученые это объясняют как психологическими причинами, так и социальными. Плохим экономическим положением семьи, безработицей, неполным составом семьи, слишком юным или наоборот преклонным возрастом родителей. Кроме того, играет важную роль и поведение самого ребенка, который побуждает плохое обращение.

     Подростки-беженцы чаще всего ограблены, избиты, становятся наркоманами, вовлекаются в преступные группы, в семью никогда не возвращаются. Часть подростков-беженцев уходит из семьи под влиянием стремления к свободе, независимости.

Информация о работе Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема