Девиантное поведение как следствие жестокого обращения в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 06:36, реферат

Краткое описание

Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами, не только наносит непоправимый вред их здоровью, не имеет также тяжелые социальные последствия. До 10% детей-жертв насилия погибают, у большинства развиваются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, в эмоциональной сфере, что делает их непроизводительными членами общества и влечет необходимость общественных затрат на их лечение и содержание.

Вложенные файлы: 1 файл

девиация как сл жестокого обр(2).doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Девиантное поведение как следствие  жестокого обращения в семье

 

Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами, не только наносит непоправимый вред их здоровью, не имеет также тяжелые социальные последствия. До 10% детей-жертв насилия  погибают, у большинства развиваются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, в эмоциональной сфере, что делает их непроизводительными членами общества и влечет необходимость общественных затрат на их лечение и содержание.

 Как узнать, что ребенок подвергается жестокому обращению, как помочь ему?

 Нижеприведенные индикаторы  и дефиниции различных форм  жестокого обращения с детьми  являются первым шагом на пути  создания эффективной системы  выявления факта насилия, оказания  помощи детям и их защиты. Они  предназначены для педагогов, а также для родителей. При их составлении использован опыт многолетней практической деятельности служб медико-психологической, социальной и правовой помощи детям пострадавшим от насилия, накопленный как за рубежом, так и в нашей стране.

 Основополагающим документом  при работе над настоящими  дефинициями явилась «Конвенция  о правах ребенка», из положений  которой следует, что ребенок  должен быть защищен от всех  форм жестокого обращения, пренебрежения  его интересами и эксплуатации. Как указано в Конвенции, ребенком «является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста», поэтому определения любых форм насилия над ребенком относятся к указанному возрастному периоду.

 Различают 4 основные формы  жестокого обращения и пренебрежения детьми:

1.Физическое насилие

2.Сексуальное насилие или развращение

3.Психическое (эмоциональное) насилие

4.Пренебрежение основными нуждами  ребенка (моральная

 жестокость)

 

I. Физическое насилие – преднамеренное  нанесение ребенку родителями  или лицами, их заменяющими, или лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные (требующие медицинский помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

 К физическому насилию относятся  также телесные наказания, наносящие  ущерб физическому или психическому  здоровью ребенка.

 

Особенности внешнего вида ребенка  и характер травм, позволяющих

 заподозрить физическое насилие:

- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог) и различную давность (свежие и заживающие) развития;

- задержка физического развития (пониженное питание, отставание  в росте, обезвоживание для  маленьких детей);

- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпи).

 Основные типы травм при  физическом насилии:

- на теле – синяки, ссадины,  ожоги от прижигания сигаретами, горячими жидкостями или предметами, раны, специфические следы ремня;

- на голове – кровоизлияния  в глазное яблоко, участки облысения,  выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту,  на губах;

- повреждения внутренних органов  травматического характера.

 Особой формой физического  насилия у детей раннего возраста  является синдром сотрясения, который характеризуется гематомами без наружных признаков повреждения. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.

 Особенности поведения ребенка,  позволяющие заподозрить

 физическое насилие:

 Младший школьный возраст

- стремление скрыть причину  повреждений и травм;

- одиночество, отсутствие друзей;

- боязнь идти домой после  школы.

 Подростки

- побеги из дома;

- суицидальные попытки;

- делинквентное (криминальное  или антиобщественное) поведение;

- употребление алкоголя/наркотиков.

 

Особенности поведения родителей  или попечителей, позволяющие заподозрить  жестокость по отношению к ребенку:

- противоречивые, путанные объяснения  причин травм у ребенка или  отказ дать -объяснения;

- позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

- перекладывание ответственности  за травму на самого ребенка;

- неадекватность реакции родителей  на тяжесть повреждений, в сторону  их преуменьшения или преувеличения;

- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

- невнимание к ребенку, неоказание  ему эмоциональной поддержки,  лишение ласки;

- поведенческие признаки психических  расстройств или патологических  черт характера (агрессивность,  возбужденность, неадекватность и  др.);

- высказывание большой обеспокоенности  собственными проблемами, не относящимися  к здоровью ребенка;

- повествование о том, как  их наказывали в детстве.

 

II. Сексуальное насилие или развращение  – вовлечение ребенка с его  согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

 Таким образом, сексуальным  насилием или развращением является  не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий, включая:

- мануальный, оральный, генитальный  или любой другой телесный  контакт с половыми органами  ребенка, а также ласки эрогенных  зон;

- введение для стимуляции предметов  во влагалище, анус;

- сексуальная эксплуатация ребенка  для порнографических целей, вовлечение  в проституцию;

- несоответствующие возрасту ребенка  домогательства, демонстрация эротических  материалов с целью стимуляции  ребенка;

- маструбация обоюдная, со стороны  ребенка или взрослого;

 – эксбиционизм – демонстрация  обнаженных гениталий, груди или  ягодиц перед ребенком;

 – вуавризм – подглядывание  за раздеванием детей, купанием  или нахождением в туалете,  а также принуждение детей  раздеваться.

 К сексуальному насилию относятся случаи сексуальных действий между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.

 Согласие  ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

 а) не  обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении  от взрослого;

 б) не  может в полной мере предвидеть  все негативные для себя последствия  сексуальных действий.

 

Особенности внешнего вида ребенка, характер травм  и другие

 последствия,  позволяющие заподозрить сексуальное  насилие:

- повреждение  генитальной, анальной или оральной  области, в том числе нарушение  целостности девственной плевы,  повреждение кожи груди или бедер;

- расширение  ануса;

- следы  спермы на одежде, коже, в анальной  и генитальной областях;

- заболевания,  передающиеся половым путем;

- беременность;

- повторные  или хронические инфекции мочевого  тракта;

- резкое изменение веса (потеря или прибавка);

- вагинальные кровотечения;

- психосоматические расстройства.

 

Особенности поведения детей, позволяющие  заподозрить сексуальное насилие:

 Младшие школьники

- низкая школьная успеваемость;

- замкнутость, стремление избегать контактов;

- изменение ролевого поведения  (берет на себя функции родителей);

- ухудшение взаимоотношений со  сверстниками;

- несвойственное возрасту сексуально  окрашенное поведение;

- стремление полностью закрыть  тело одеждой, даже если в  этом нет необходимости.

 Подростки

- депрессия;

- побеги из дома или институциональных  учреждений;

- низкая самооценка;

- суицидальные попытки или высказывания;

- сексуализированное поведение;

- употребление алкоголя/наркотиков;

- проституция или беспорядочные половые связи;

- жалобы на боли в животе.

 

III. Психическое (эмоциональное)  насилие – длительное, постоянное  или периодическое психологическое  воздействие, приводящее к формированию  у ребенка патологических черт  характера или нарушающее развитие  его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка. Однократное грубое психическое воздействие, вызывающие у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.

 

Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие  заподозрить

 эмоциональное насилие:

- задержка физического и умственного  развития;

- наличие различных соматических  заболеваний (ожирение, резкая потеря  веса, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология);

- нервные тики;

- энурез;

- печальный внешний вид.

 

Особенности поведения ребенка, позволяющие  заподозрить

 эмоциональное насилие:

- беспокойство или тревожность;

- нарушение сна;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность;

- склонность к уединению;

- чрезмерная уступчивость и  заискивающие угодливое поведение;

- эксцентричность поведения;

- суицидальные угрозы и попытки;

- неумение контактировать с  другими людьми, включая сверстников и взрослых;

- плохая успеваемость в школе;

- низкая самооценка;

- нарушение аппетита.

 

Особенности поведения взрослых, позволяющие  заподозрить эмоциональную жестокость по отношению к собственным детям:

 

- оскорбления, брань, обвинения,  публичное унижение ребенка;

- отказ в утешении, когда он  действительно испуган или подавлен;

- постоянное сверхкритичное отношение  к ребенку;

- негативная характеристика ребенка;

- отождествление ребенка с нелюбимым  или ненавистным

 родственником;

- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

- открытое признание в нелюбви  или ненависти к ребенку.

 

IV. Пренебрежение основными нуждами  ребенка (моральная жестокость) –  отсутствие со стороны родителей  или лиц, их заменяющих, элементарной  заботы о ребенке, в результате чего нарушается их эмоциональное состояние, или появляется угроза для его здоровья и развития.

 Недостаток в удовлетворении  основных потребностей ребенка  может включать:

- отсутствие адекватного возрасту  и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка);

- отсутствие должного внимания  или заботы, в результате чего  ребенок подвергается риску быть  жертвой несчастного случая, нанесения  повреждений, вовлечения в употребление  алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

 Недостаток заботы о ребенке  может быть не предумышленным, а обусловленным болезнью, бедностью,  невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей,  следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

 Заброшенными могут быть  не только дети, проживающие в  семье, но и находящиеся на  государственном попечении.

 

Особенности внешнего вида и клинические  симптомы, позволяющие заподозрить  пренебрежение интересами ребенка:

- низкий рост или отставание в физическом развитии;

- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

- утомленный сонный вид, опухшие  веки;

- низкая масса тела, увеличивающаяся  при регулярном питании (например, во время пребывания в больнице);

- задержка речевого и моторного развития, которые ликвидируются при изменении ситуации и при заботе о ребенке;

- выраженная пеленочная сыпь;

- обезвоживание (для грудных  детей);

- повторные повреждения от случайных  травм или отравлений;

- частая заболеваемость вялотекущими хроническими и инфекционными заболеваниями;

- частая  госпитализация в отделения неотложной  или скорой помощи.

 

Особенности поведения ребенка, позволяющие  заподозрить пренебрежение к  нему:

- постоянный  голод и/или жажда;

- кража  пищи;

- стремление  любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

- требование  ласки и внимания;

- подавленное  настроение, апатичность;

- пассивность;

-.агрессивность  и импульсивность;

- делинквентное  или антиобщественное поведение, вплоть до вандализма;

- плохие  социальные взаимоотношения, неумение  дружить;

- неразборчивое  дружелюбие;

- регрессивное  поведение;

- низкая  школьная успеваемость;

- низкая  самооценка;

- самостимулирующее  поведение.

 Причину  насилия над детьми некоторые ученые видят в их подчиненном положении в обществе, когда они являются объектом демонстрации родителями своей воли, постоянно подвергаются контролю и манипуляциям, служат удовлетворению потребности взрослых в комфорте и удовольствии. Проблема требует глубокого комплексного исследования с участием психологов, медиков, социологов, юристов. Жестокость по отношению к ребенку в выраженных формах подлежит моральному осуждению, а подчас и уголовному наказанию. Однако, учителю желательно предварительно обсудить подобные факты со школьным психологом, чтобы не причинять ребенку еще большего вреда. К тому же сами насильники в семье в большинстве случаев нуждаются в помощи медиков и психологов.

Информация о работе Девиантное поведение как следствие жестокого обращения в семье