Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 06:36, реферат
Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами, не только наносит непоправимый вред их здоровью, не имеет также тяжелые социальные последствия. До 10% детей-жертв насилия погибают, у большинства развиваются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, в эмоциональной сфере, что делает их непроизводительными членами общества и влечет необходимость общественных затрат на их лечение и содержание.
Девиантное поведение как
Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами, не только наносит непоправимый вред их здоровью, не имеет также тяжелые социальные последствия. До 10% детей-жертв насилия погибают, у большинства развиваются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, в эмоциональной сфере, что делает их непроизводительными членами общества и влечет необходимость общественных затрат на их лечение и содержание.
Как узнать, что ребенок подвергается жестокому обращению, как помочь ему?
Нижеприведенные индикаторы
и дефиниции различных форм
жестокого обращения с детьми
являются первым шагом на пути
создания эффективной системы
выявления факта насилия,
Основополагающим документом
при работе над настоящими
дефинициями явилась «
Различают 4 основные формы
жестокого обращения и пренебре
1.Физическое насилие
2.Сексуальное насилие или
3.Психическое (эмоциональное)
4.Пренебрежение основными
жестокость)
I. Физическое насилие –
К физическому насилию
Особенности внешнего вида ребенка и характер травм, позволяющих
заподозрить физическое
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог) и различную давность (свежие и заживающие) развития;
- задержка физического развития
(пониженное питание,
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпи).
Основные типы травм при физическом насилии:
- на теле – синяки, ссадины,
ожоги от прижигания
- на голове – кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах;
- повреждения внутренних
Особой формой физического
насилия у детей раннего
Особенности поведения
физическое насилие:
Младший школьный возраст
- стремление скрыть причину повреждений и травм;
- одиночество, отсутствие
- боязнь идти домой после школы.
Подростки
- побеги из дома;
- суицидальные попытки;
- делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;
- употребление алкоголя/наркотиков.
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:
- противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать -объяснения;
- позднее обращение за
- перекладывание
- неадекватность реакции
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
- невнимание к ребенку,
- поведенческие признаки
- высказывание большой
- повествование о том, как их наказывали в детстве.
II. Сексуальное насилие или
Таким образом, сексуальным
насилием или развращением
- мануальный, оральный, генитальный
или любой другой телесный
контакт с половыми органами
ребенка, а также ласки
- введение для стимуляции
- сексуальная эксплуатация
- несоответствующие возрасту
- маструбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;
– эксбиционизм –
– вуавризм – подглядывание
за раздеванием детей,
К сексуальному насилию относя
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
а) не
обладает полной свободой воли,
находясь в зависимом
б) не
может в полной мере
Особенности внешнего вида ребенка, характер травм и другие
последствия,
позволяющие заподозрить
- повреждение
генитальной, анальной или
- расширение ануса;
- следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;
- заболевания, передающиеся половым путем;
- беременность;
- повторные
или хронические инфекции
- резкое изменение веса (потеря или прибавка);
- вагинальные кровотечения;
- психосоматические
Особенности поведения детей, позволяющие
заподозрить сексуальное
Младшие школьники
- низкая школьная успеваемость;
- замкнутость, стремление избега
- изменение ролевого поведения
(берет на себя функции
- ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
- несвойственное возрасту
- стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
Подростки
- депрессия;
- побеги из дома или
- низкая самооценка;
- суицидальные попытки или
- сексуализированное поведение;
- употребление алкоголя/
- проституция или беспорядочные половые связи;
- жалобы на боли в животе.
III. Психическое (эмоциональное)
насилие – длительное, постоянное
или периодическое
Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить
эмоциональное насилие:
- задержка физического и
- наличие различных
- нервные тики;
- энурез;
- печальный внешний вид.
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить
эмоциональное насилие:
- беспокойство или тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость и
заискивающие угодливое
- эксцентричность поведения;
- суицидальные угрозы и попытки;
- неумение контактировать с другими людьми, включая сверстников и взрослых;
- плохая успеваемость в школе;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита.
Особенности поведения взрослых, позволяющие
заподозрить эмоциональную
- оскорбления, брань, обвинения,
- отказ в утешении, когда он
действительно испуган или
- постоянное сверхкритичное
- негативная характеристика
- отождествление ребенка с
родственником;
- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
IV. Пренебрежение основными
Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать:
- отсутствие адекватного
- отсутствие должного внимания
или заботы, в результате чего
ребенок подвергается риску
Недостаток заботы о ребенке
может быть не предумышленным,
а обусловленным болезнью, бедностью,
невежественностью или
Заброшенными могут быть не только дети, проживающие в семье, но и находящиеся на государственном попечении.
Особенности внешнего вида и клинические симптомы, позволяющие заподозрить пренебрежение интересами ребенка:
- низкий рост или отставание в физическом развитии;
- санитарно-гигиеническая
- утомленный сонный вид,
- низкая масса тела, увеличивающаяся
при регулярном питании (
- задержка речевого и моторного развития, которые ликвидируются при изменении ситуации и при заботе о ребенке;
- выраженная пеленочная сыпь;
- обезвоживание (для грудных детей);
- повторные повреждения от
- частая заболеваемость
- частая
госпитализация в отделения
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежение к нему:
- постоянный голод и/или жажда;
- кража пищи;
- стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
- требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатичность;
- пассивность;
-.агрессивность и импульсивность;
- делинквентное
или антиобщественное
- плохие
социальные взаимоотношения,
- неразборчивое дружелюбие;
- регрессивное поведение;
- низкая школьная успеваемость;
- низкая самооценка;
- самостимулирующее поведение.
Причину насилия над детьми некоторые ученые видят в их подчиненном положении в обществе, когда они являются объектом демонстрации родителями своей воли, постоянно подвергаются контролю и манипуляциям, служат удовлетворению потребности взрослых в комфорте и удовольствии. Проблема требует глубокого комплексного исследования с участием психологов, медиков, социологов, юристов. Жестокость по отношению к ребенку в выраженных формах подлежит моральному осуждению, а подчас и уголовному наказанию. Однако, учителю желательно предварительно обсудить подобные факты со школьным психологом, чтобы не причинять ребенку еще большего вреда. К тому же сами насильники в семье в большинстве случаев нуждаются в помощи медиков и психологов.
Информация о работе Девиантное поведение как следствие жестокого обращения в семье