Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:04, курсовая работа
Целью работы является рассмотрения подростка в аспекте социально-негативных проявлений, определение сущности негативного поведения и принципов по социально-профилактической работе по предупреждению негативного поведения детей и подростков.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Дать характеристику психологического развития детей и подростков, выделить особенности социального, психологического и сексуального развития, найти бреши (слабые места) в сущностном образе развития, обосновать факторы, имеющие влияние на последствия развития детей и подростков с учетом сложностей возраста.
2. Определить меры по предупреждению социально негативных отклонений детей и подростков, осветить правовую базу защиты прав несовершеннолетних, привести федеральные и муниципальные программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подрос
Введение
Глава I. Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема
§ 1. Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте
§ 2. Формы проявления девиантного поведения у подростков
Глава II. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы
§ 1. Профилактика девиантного поведения подросткового возраста
§ 2. Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения
Заключение
Список используемой литературы
§ 2. Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения
Как быть в отношении тех девиантов, которые уже стали алкоголиками, наркоманами, заразились венерическими болезнями, страдают сексуальными расстройствами? Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической и социальной помощи.
Исправительно-трудовая система (тюрьмы, следственные изоляторы и колонии) имеет целью наказание и исправление осужденных. Но тюрьма не столько исправляет, сколько карает человека, порой на весь остаток его жизни на свободе.
Именно места лишения свободы являются основными рассадниками гомосексуализма, школой, где завершается формирование девиантного поведения и самосознания.
Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни не может этого сделать. Наличие девиантной группы определяет и прививает склонности облегчает пути к совершению противоправных и аморальных действий, обеспечивает психологический комфорт за участие в них, уменьшает эффективность способов социального контроля.
К основным факторам социального контроля можно отнести следующие:
1. Методы и средства
социального контроля должны
быть адекватны конкретным
2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишения свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и, главное, изменение условий содержания.
3. Создание гибкой и
разветвленной системы
4. Нравственное возрождение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни — важный фактор девиантного поведения). Создание «институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.
5. Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и откровенного секса.
6. Изменение менталитета
российских граждан, выросших
в условиях тоталитаризма.
Подготовка и переподготовка кадров: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов, врачей – наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает с девиантами.
Заключение
Итак, в процессе работы с
трудными детьми, подростками педагоги,
социальные работники и др. зачастую
сталкиваются с решением задач такого
уровня, где должны быть задействованы
государственные структуры. В системе
мер по защите детства главная
роль отводится правовой базе, включающей
международное
В организации профилактики
правонарушений среди детей и
подростков участвуют все подразделения
органов внутренних дел. Повышается
роль педагогической деятельности по
профилактике и преодолению социально-
Есть основания надеяться,
что в скором времени в социально-
Список используемой литературы
1. Коробкина З.В., Попов
В.А. Профилактика
2. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2.
3. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. - № 9.
4. Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990. С. 156.
5. Гилинский Я. И., Смолинский
Л.Г. Социодинамика
6. Голосенко И.А., Голод
С.И. Социологические
7. Курганов С.М. Мотивы
действий несовершеннолетних
8. Словарь-справочник по СР. Под редакцией Е.И. Холостовой. М. 1997.
9. Энциклопедия социальной работы. том 3.М.1994.
10. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. Ростов-на-Дону. 2005.
11. Дивицина Н.Ф. Социальная
работа с неблагополучными
Информация о работе Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы