Деловое общение. Организация пространственной среды. Формы стола в деловой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:44, контрольная работа

Краткое описание

Все мы постоянно находимся в ситуациях общения - дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

Содержание

Введение
Барьеры общения, их виды.
Организация пространственной среды. Зоны общения.
3.1. Форма стола в деловой коммуникации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

К-р по деловому общению.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования 
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Димитровград 2013 
Содержание

  1. Введение
  2. Барьеры общения, их виды.
  3. Организация пространственной среды. Зоны общения.

3.1.      Форма стола  в деловой коммуникации

  1. Заключение
  2. Список литературы

 

 

1.Введение

Все мы постоянно находимся в  ситуациях общения - дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.

И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно  вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт  друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы  строить совместную деятельность, сотрудничество. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью.

Возникновение различных видов барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек - существо социальное - общение ему просто необходимо.

 

2. Барьеры общения. Их виды.

Барьерами общения называют препятствия  на пути понимания собеседника. Причем препятствия могут носить совсем разный характер, так как на неприятие информации в процессе общения влияют многие факторы. Именно в зависимости от этих факторов и происходит классификация барьеров общения.

Рассмотрим основные барьеры, возникающие  на пути к плодотворному общению.

  1. Барьеры взаимодействия:

- мотивационный барьер возникает,  если у партнеров разные мотивы  вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии  общего дела, а другого интересует  только немедленная прибыль. В  таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу;

- этический барьер возникает  тогда, когда взаимодействию с  партнером мешает его нравственная  позиция, несовместимая с нашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не рекомендуется;

- барьер стилей общения  заключается  в  уникальной манере общения. Она зависит от темперамента, характера, воспитания, профессии и других факторов. По степени и характеру вмешательства в деятельность и поведение другого человека можно выделить следующие стили общения:

  • альтруистический - человек стремится делать приятное людям, помогает им в осуществлении их целей;    
  •   манипулятивный - в общении используются средства воздействия, давления и принуждения партнера в своих целях;
  • миссионерский - партнер стремится сохранить дистанцию в общении, соблюдает невмешательство в дела и суждения собеседника, воздействует личным примером.

Чаще всего стиль общения  другого человека нам приходится просто принимать, поскольку изменить его сложно, а общаться зачастую бывает необходимо.

2) Барьеры восприятия и понимания:

- эстетический барьер возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности. Не думать об этом бывает сложно, однако необходимо, ведь этот контакт может быть для нас очень важен;

- социальный барьер. Причиной затруднений в общении также может быть разный социальный статус партнеров;

- барьер отрицательных эмоций  возникает в общении с расстроенным  человеком. Необходимо, придя на  встречу заранее, постараться  узнать, какая обстановка на фирме,  в каком настроении деловой партнер. Иногда бывает лучше перенести разговор на другое время;

- психологическая защита - серьезный  барьер общения. Осознав, что  барьер в общении с неудобным  сотрудником или партнером вызван  его желанием защититься, попробуйте  изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком постепенно исчезнут.

3) Коммуникативные барьеры:

- барьер некомпетентности. Некомпетентность  партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени.  Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность;

- логический барьер выражается  в неумении выражать свои мысли,  что очень мешает общению. Необходимо набраться терпения и использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию;

- неумение  слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова;

- барьер  характера тоже создает сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками;

- неумение  слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова;

- невежливость  – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним.

4) Мотивационные барьеры – возникают в том случае, когда человек скрывает реальные мотивы своих высказываний, либо просто не осознает их значимость.

5) Психологические барьеры:

- барьер «первого впечатления». При первой встрече оппонентов решающим фактором является, как человек выглядит внешне. В первую очередь внимание уделяется одежде и только потом оценивается мимика, жестикуляция, голос оппонента (уверенный, нерешительный), настроение и сложившаяся ситуация. У кого-то вызывают отрицательную реакцию люди эмоциональные, сильно жестикулирующие, неаккуратная, любо слишком яркая внешность, неприятные слова, мысли, идеи, озвученные одним из оппонентов.

- несовпадение по типу темперамента может быть серьезным барьером в общении: меланхолики и сангвиники никогда не найдут общий язык, так же как холерик и флегматик. Оптимисты и пессимисты часто идут на конфликт из-за нежелания понять друг друга. Конечно, в чистом виде темпераменты встречаются довольно редко, зачастую люди совмещают в себе различные психологические типы и способны легко приспосабливаться, но все же различие в темпераментах довольно таки заметно.

- барьер "боязни" контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Попытайтесь спокойно разобрать, что сдерживает вас в общении. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.

- барьер "возраста" типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия.

Прежде чем вступить в общение  с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнёра благоприятное или неблагоприятное впечатление о себе и сделать так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло стремление продолжать общение.

Действия, направленные на минимизацию барьеров, позволяют наладить процесс коммуникации в условиях совместной деятельности. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.

 

3. Организация пространственной среды.

Зоны общения.

Человек всегда пытается подчинить  себе окружающее его небольшое пространство и воспринимает все находящееся  в этом пространстве как часть себя или свою собственность.

В речевой коммуникации существует четыре зоны приближения:

  • публичная зона – это расстояние, предпочтительное при взаимодействии с большой группой людей, с массовой аудиторией. Публичная зона начинается  от 3,5 м., и чем больше расстояние с аудиторией, тем важнее использование аудиовизуальных средств. Это нужно чтобы аудитория не только могла слышать слова, но и «считывать» невербальную информацию, рассказываемую о степени их искренности или лживости. Эту зону принято называть открытой. Размеры этой зоны не ограничены.
  • социальная зона - то расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем или вовсе незнакомы, а также при взаимодействии с малой группой от 15 до 22 человек.

Социальная зона  делиться на ближнюю зону и дальнюю.

Ближняя зона составляет от 0,5 до 2,0 м. расстояния. Как правило, это общение  без общения. Незнакомые люди.

Дальняя (2-2,5м.) – общение между  руководителями, а также людьми, претендующими на власть.

Социальная зона в реальном деловом общении постоянно меняется. Так, лектор в аудитории или эстрадный певец могут быть максимально удалены или максимально приближены к слушателям, но остаются вне личного общения с ними. В транспорте, в кафе, в зале ожидания люди обычно стараются вещами или одеждой оградить себя от возможного соседства с незнакомыми или неприятными людьми. Минимальная социальная зона определяется степенью готовности приблизиться к незнакомому человеку, если ничто не заставляет находиться с ним рядом. Социальная зона в основном определяется ситуацией общения, и в наименьшей степени - субъективными мотивами его участников. В библиотеке, в ресторане человек на подсознательном уровне считает половину стола своей территорией и инстинктивно охраняет ее от соседа. 

  • личная зона - нормальные коммуникационные процессы между деловыми партнерами. В своей личной зоне мы добровольно оставляем тех, с кем близки. Сохранение дистанции в пределах личной зоны зависит от статуса, отношений, и психологического состояния партнеров в данный момент.

Личная зона тоже подразделяется на ближнюю и дальнюю.

Ближняя - 45 - 80 см. Это зона плодотворного  делового общения.

Дальняя - до 1,5 м. В нашей культуре данное расстояние - норма делового общения.

Любое изменение позы или расположения партнера в сторону увеличения расстояния между вами означает затруднение в общении. Естественно, следует учитывать степень возможности добровольно выбрать дистанцию. К примеру, в лифте, в транспорте и других местах расстояние между незнакомыми людьми может оказаться в пределах интимной зоны. В этом случае необходимо придерживаться следующих правил:

- ни с кем нельзя разговаривать,  даже со знакомыми;

- не смотреть на других в  упор;

- никакого проявления эмоций - лицо  должно быть совершенно бесстрастно;

- если вы держите в руках  газету, следует полностью погрузиться  в чтение;

- движения должны быть тем  ограниченнее, чем теснее обстановка;

- в лифте следует смотреть  только на указатель этажей  над головой или на панель  управления.

  • интимная зона. Расстояние тел от соприкосновения до полуметра - это свидетельство близких отношений и абсолютного доверия. Мы добровольно пускаем человека в свою интимную зону, только если безусловно доверяем ему.

Информация о работе Деловое общение. Организация пространственной среды. Формы стола в деловой коммуникации