Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:44, контрольная работа
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения - дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
Введение
Барьеры общения, их виды.
Организация пространственной среды. Зоны общения.
3.1. Форма стола в деловой коммуникации
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное
государственное автономное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный
университет «МИФИ»
Димитровградский инженерно-
Димитровград 2013
Содержание
3.1. Форма стола в деловой коммуникации
1.Введение
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения - дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью.
Возникновение различных видов барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек - существо социальное - общение ему просто необходимо.
2. Барьеры общения. Их виды.
Барьерами общения называют препятствия на пути понимания собеседника. Причем препятствия могут носить совсем разный характер, так как на неприятие информации в процессе общения влияют многие факторы. Именно в зависимости от этих факторов и происходит классификация барьеров общения.
Рассмотрим основные барьеры, возникающие на пути к плодотворному общению.
- мотивационный барьер
- этический барьер возникает
тогда, когда взаимодействию с
партнером мешает его
- барьер стилей общения
Чаще всего стиль общения другого человека нам приходится просто принимать, поскольку изменить его сложно, а общаться зачастую бывает необходимо.
2) Барьеры восприятия и
- эстетический барьер возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности. Не думать об этом бывает сложно, однако необходимо, ведь этот контакт может быть для нас очень важен;
- социальный барьер. Причиной затруднений в общении также может быть разный социальный статус партнеров;
- барьер отрицательных эмоций
возникает в общении с
- психологическая защита - серьезный
барьер общения. Осознав, что
барьер в общении с неудобным
сотрудником или партнером
3) Коммуникативные барьеры:
- барьер некомпетентности. Некомпетентность
партнера вызывает чувство
- логический барьер выражается
в неумении выражать свои
- неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова;
- барьер характера тоже создает сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками;
- неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова;
- невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним.
4) Мотивационные барьеры – возникают в том случае, когда человек скрывает реальные мотивы своих высказываний, либо просто не осознает их значимость.
5) Психологические барьеры:
- барьер «первого впечатления». При первой встрече оппонентов решающим фактором является, как человек выглядит внешне. В первую очередь внимание уделяется одежде и только потом оценивается мимика, жестикуляция, голос оппонента (уверенный, нерешительный), настроение и сложившаяся ситуация. У кого-то вызывают отрицательную реакцию люди эмоциональные, сильно жестикулирующие, неаккуратная, любо слишком яркая внешность, неприятные слова, мысли, идеи, озвученные одним из оппонентов.
- несовпадение по типу темперамента может быть серьезным барьером в общении: меланхолики и сангвиники никогда не найдут общий язык, так же как холерик и флегматик. Оптимисты и пессимисты часто идут на конфликт из-за нежелания понять друг друга. Конечно, в чистом виде темпераменты встречаются довольно редко, зачастую люди совмещают в себе различные психологические типы и способны легко приспосабливаться, но все же различие в темпераментах довольно таки заметно.
- барьер "боязни" контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Попытайтесь спокойно разобрать, что сдерживает вас в общении. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.
- барьер "возраста" типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия.
Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнёра благоприятное или неблагоприятное впечатление о себе и сделать так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло стремление продолжать общение.
Действия, направленные на минимизацию барьеров, позволяют наладить процесс коммуникации в условиях совместной деятельности. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.
3. Организация пространственной среды.
Зоны общения.
Человек всегда пытается подчинить себе окружающее его небольшое пространство и воспринимает все находящееся в этом пространстве как часть себя или свою собственность.
В речевой коммуникации существует четыре зоны приближения:
Социальная зона делиться на ближнюю зону и дальнюю.
Ближняя зона составляет от 0,5 до 2,0 м. расстояния. Как правило, это общение без общения. Незнакомые люди.
Дальняя (2-2,5м.) – общение между руководителями, а также людьми, претендующими на власть.
Социальная зона в реальном деловом общении постоянно меняется. Так, лектор в аудитории или эстрадный певец могут быть максимально удалены или максимально приближены к слушателям, но остаются вне личного общения с ними. В транспорте, в кафе, в зале ожидания люди обычно стараются вещами или одеждой оградить себя от возможного соседства с незнакомыми или неприятными людьми. Минимальная социальная зона определяется степенью готовности приблизиться к незнакомому человеку, если ничто не заставляет находиться с ним рядом. Социальная зона в основном определяется ситуацией общения, и в наименьшей степени - субъективными мотивами его участников. В библиотеке, в ресторане человек на подсознательном уровне считает половину стола своей территорией и инстинктивно охраняет ее от соседа.
Личная зона тоже подразделяется на ближнюю и дальнюю.
Ближняя - 45 - 80 см. Это зона плодотворного делового общения.
Дальняя - до 1,5 м. В нашей культуре данное расстояние - норма делового общения.
Любое изменение позы или расположения партнера в сторону увеличения расстояния между вами означает затруднение в общении. Естественно, следует учитывать степень возможности добровольно выбрать дистанцию. К примеру, в лифте, в транспорте и других местах расстояние между незнакомыми людьми может оказаться в пределах интимной зоны. В этом случае необходимо придерживаться следующих правил:
- ни с кем нельзя разговаривать,
- не смотреть на других в упор;
- никакого проявления эмоций - лицо
должно быть совершенно
- если вы держите в руках газету, следует полностью погрузиться в чтение;
- движения должны быть тем ограниченнее, чем теснее обстановка;
- в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой или на панель управления.