Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:09, контрольная работа
Психодиагностика прошла значительный путь развития и становления. Ее предыстория как практики прослеживается с III тысячелетия до н.э., к которому относятся сведения о существовании в ряде стран (Древний Египет, Китай; позднее-Древняя Греция, Вьетнам) систем конкурсных испытаний для людей, претендующих на государственные должности или желающих приобщиться к религиозной мудрости.
Собственно история психодиагностики как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
1. Психодиагностика: значение и понятие. 3
2. Классификация тестов. 6
3. Проанализируйте особенность проективных
методик (тестов). 9
4. Список использованной литературы 12
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра
Философии и социологии
Факультет Менеджмента и маркетинга
Специальность
Бакалавр менеджмента
Контрольная
работа
по дисциплине
Деловое общение
Тема
Деловое общение и психодиагностика
Студент Лосева К.В.
Курс 2 № группы день
Личное дело № 10МЛБ00755
Преподаватель
Хачикян Е.И.
Калуга – 2011
Содержание
методик (тестов). 9
Психодиагностика:
значение и понятие.
Психодиагностика прошла значительный путь развития и становления. Ее предыстория как практики прослеживается с III тысячелетия до н.э., к которому относятся сведения о существовании в ряде стран (Древний Египет, Китай; позднее-Древняя Греция, Вьетнам) систем конкурсных испытаний для людей, претендующих на государственные должности или желающих приобщиться к религиозной мудрости.
Собственно история психодиагностики как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Первым ее источником стала экспериментальная психология. И это закономерно, так как экспериментальный подход лежит в основе психодиагностических методик.
Началом
возникновения
Таким
образом, первоначально психодиагностика
стала складываться как наука
о методах экспериментальной
дифференциальной психологии, изучающая
психологические различия между
людьми экспериментальным путем. Изучение
складывалось под воздействием запросов
практики, сначала медицины и педагогики,
а затем и промышленного
Основоположники и последователи различных
психологических школ по разному отвечали
на запросы практики.
Тестовые
методики тесно связаны с теоретическими
принципами бихевиоризма. Методологическая
концепция бихевиоризма складывалась
на том, что между организмом и
средой существуют однозначные причинные
отношения. Организм, реагируя на стимулы
внешней среды стремиться изменить
ситуацию в благоприятную для
себя сторону и приспосабливается
к ней. Бихевиоризм ввел в психологию
в качестве ведущей категорию
поведения, понимая его как совокупность
доступных объективному наблюдению
реакций на стимулы. В соответствии
с этими представлениями цель
диагностики сводилась
Корни клинического подхода к психодиагностике уходят своим основанием в ассоциативную психологию и психоанализ.
Следующим этапом развития психодиагностики связан прежде всего с именем Альфреда Бине, положившего начало разработке методов психодиагностики степени умственного развития и умственной отсталости, рассчитанных на различные возрастные группы. В русле этих исследований В.Штерном был предложен коэффициент умственного развития (IQ) как интегральная характеристика уровня развития обследуемых. Несмотря на постоянную характеристику самой идеи и методов измерения IQ, а также на изменение этих методов и способов подсчета IQ, психодиагностика интеллекта получила широкое распространение в различных отраслях практики и активно используется по сей день.
Одновременно возникают первые проективные методы-техники психодиагностики личностных структур, основанные на методическом принципе проекции - метод свободных ассоциаций К.Юнга и тест Г.Роршаха (1921).
Расцвет
проективных методов приходится
на конец 30-х - 40-е годы, когда в
связи с широким
Классификация
тестов.
Несомненно, тесты являются одними из самых популярных методик психодиагностики в настоящее время.
В психодиагностике тест — это проба, испытание, кратковременное, стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического качества личности. Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характеристики личности по определенным параметрам.
В зависимости от способов предъявления материала и испытуемых вспомогательных средств выделяют и различные типы тестов. Различают тесты, выполняемые индивидуально и группой; устно и письменно; вербально и невербально. Вербальные — это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме, невербальные тесты представлены чертежами, графиками, картинками.
Различают
также тесты:
интеллекта;
способностей;
достижений;
личностные.
В настоящее время существует множество
тестов, направленных на оценку личности.
Это объясняется различием подходов к
самому изучению личности и направленностью
на различные личностные проявления. Не
существует четкой систематизации методик.
Современная деловая жизнь выдвигает
задачи измерения различных по степени
сложности переменных, характеризующих
внутренний мир человека. Области применения
как профессиональных, так и популярных
психологических тестов можно обозначить
так:
Тесты самопознания — формируют объективную оценку личных и деловых качеств, корректируют стереотипы восприятия самого себя и других людей, определяют цели и средства профессионального роста.
Тесты
оценки взаимоотношений с близкими
— позволяют оценить
Тесты оценки психологических проблем коллектива — тесты позволяют определить степень конфликтности в коллективе, стиль руководства, анализировать производственные ситуации.
Тесты интеллекта – предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека.
Тесты способностей. Индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности, называют способностями. Они проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности.
Тесты достижений. Обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершению обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что человек может делать к настоящему времени.
Личностные тесты. В психологии выделяют следующие направления исследования личности: (1) получение информации о ней путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни; (2) получение информации о ней с помощью опросников либо объективных тестов.
Исследуя
мотивацию человека, мы сможем предположить,
каковы его основные потребности
и интересы, мотивы поведения, цели
и ценности, каким образом он принимает
различные решения и претворяет их в реальной
деятельности.
К наиболее известным тестам психических
состояний и свойств личности относятся:
опросник Айзенка, MMPI, Характерологический
опросник Леонгарда, тест Кэттела, Метод
исследования уровня субъективного контроля
(УСК), ТАТ (Тематический апперцепционный
тест), тест Роршаха, тест Люшера и другие.
Остановимся подробнее на некоторых из
них. Интересны методики, позволяющие
определить тип темперамента человека,
черты его характера, так как именно они
определяют его поведение, реакции, поступки
в различных жизненных ситуациях.
Тесты управленческих качеств. Существующие популярные тесты способствуют лучшей организации самообразования и профессиональной деятельности, принятию решений, непосредственно касающихся жизни человека. Тесты позволяют увидеть те черты характера, которые, возможно не видятся самим испытуемым. Не случайно говорят, что если для внешности есть зеркало, то для характеристики личности его нет. Подобным зеркалом для понимания своего характера и является тест.
Социально-психологическая культура современного человека предполагает элементарное знание себя, т.е. своих сильных и слабых сторон, реального и возможного уровня профессиональных достижений; знания других людей — их индивидуальных различий, особенностей поведения; знания деловых и жизненных ситуаций, т.е. умения гибко и конструктивно решать возникающие проблемы, не рассматривая при этом людей как средство для достижения цели.
Исследования
показали, что наибольшие трудности
в деловом общении люди испытывают
при участии в конфликтных
ситуациях, при принятии нестандартных
решений, при необходимости высказать
собственное непопулярное мнение, при
делегировании полномочий. Основой
решения перечисленных проблем
выступает повышение социально-
Особенность
проективных методик
Проективные тесты. Традиционный интерес всегда вызывают тесты, называемые в психологии проективными. Принцип проекции, лежащий в основе тестов, связан с представлением о том, что в разнообразных проявлениях индивида (творчество, интерпретация событий, высказывания, предпочтения и т.д.) воплощается личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания. К таким тестам относится цветовой тест швейцарского психолога Макса Люшера.
Проведенные психофизиологами эксперименты подтвердили, что ряд физиологических показателей состояния испытуемого закономерным образом изменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит. Наши реакции на цвет весьма сложны. В исследованиях, выполненных Германом Роршахом и Максом Люшером, сделана попытка показать в какой степени специфические типы личности отдают предпочтение некоторым цветам, тогда как другие производят на них отталкивающее впечатление. Воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Так как эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его, или отказом от него, или безразличием, то оно учитывается в психодиагностике. М. Люшер утверждал, что гораздо сильнее, чем с помощью слов, часто неосознанно, мы с помощью сигналов внешнего проявления информируем окружающих о своем состоянии и истинных намерениях.
Под сигналом личности Люшер понимает «совокупность избранных человеком манер поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих его людей желательной для себя оценки его личности и проявляется в их глазах, например, в качестве предусмотрительного и уверенного в себе человека или в качестве наивного и беспомощного».