Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:39, реферат
Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др. Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров. С их помощью можно определить:
Деловая
игра позволяет найти решение сложных
проблем путем применения специальных
правил обсуждения, стимулирования творческой
активности участников как с помощью специальных
методов работы (например, методом «Мозгового
штурма», так и с помощью модеративной
работы психологов-игротехников, обеспечивающих
продуктивное общение. Проблемно-ориентированная
деловая игра проводится обычно не более
3-х дней. Она позволяет сгенерировать
решение множества проблем и наметить
пути развития организации, запустить
механизм реализации стратегических целей.
Сценарий
проведения деловой игры чаще всего имеет
следующий вид.
Во вступительном слове перед участниками
игры ставятся задачи, представляются
руководители и организаторы игры, объявляется
ее программа. В проблемной лекции дается
установка участникам: преодолеть психологическую
инерцию мышления, разрушить традиционную
схему взглядов и представлений и, хотя
бы на некоторое время, оторваться от традиционных
условий, устоявшихся стереотипов мышления.
После лекции
проводится несложная вступительная ролевая
игра. Ее цель — активизировать участников
игры, пробудить в них творческие силы,
сблизить друг с другом, если ранее им
не приходилось работать в таком составе,
создать атмосферу доброжелательности
и доверия, с одной стороны, соперничества
и творческой дискуссии — с другой.
Далее все
участники произвольно делятся на несколько
равных групп, которые будут работать
по заявленной проблеме. Каждая выдвигает
кандидата, который готовит свою программную
речь и выступает с ней. По результатам
обсуждения проходит голосование. Ролевая
игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное
мышление игроков.
После этого
равные по количеству и представительству
(функциональному и уровневому) группы,
сформированные заранее, удаляются, каждая
в свое помещение, для проведения мозговой
атаки по одной из проблем. В каждой из
таких групп имеется игротехник-методист,
задача которого сводится к умелой организации
процесса.
Pa6oтa поисковой
группы при каждой новой мозговой атаке
начинается с выбора лидера по данной
проблеме, который должен организовать
работу группы, подготовить доклад к конференции
и в конкурентной борьбе защитить выбранную
программу действий. Одновременно с лидером
выбирается оппонент, его задача — дать
оценку программы смежной группы. Методист
помогает руководителю поисковой группы
организовать коллективную работу, выработать
предложения.
Игротехник-методист
должен добиться, чтобы по каждой из проблем
были избраны новый лидер поисковой группы
и новый оппонент, таким образом достигается
максимальная активность всех участников
игры. При выборе лидера очень важно соблюдение
демократичности: в лидеры должны выдвигаться
как руководители, так и рядовые специалисты.
По завершению
самостоятельной работы поисковая группа
защищает свой проект на общей конференции.
К докладам обычно предъявляются следующие
требования:
1. Дать краткий
анализ поставленной проблемы.
2. Обосновать
выработанные предложения.
3. Доказать
практическую значимость предложений
и возможность их реализации.
В проблемно-ориентированной
деловой игре все равны, административные
должности на период игры «ликвидируются»,
никто не должен пользоваться каким-либо
преимуществом. Разрешается высказывать
любые идеи, однако в процессе игры совершенно
недопустима критика личности.
На этой
базе постепенно формируются взаимоотношения,
которые сближают разные взгляды, мнения,
опыт и позволяют вырабатывать нечто целое.
Такая технология позволяет глубоко вникнуть
в проблему, обеспечить взаимопонимание
между людьми и достигнуть единства социального
действия, способного переломить ситуацию,
разрешить кризис или создать принципиально
новое решение актуальной проблемы.
Лидеры,
выступающие на конференциях, обычно сдают
записи своих выступлений руководителям
деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты
от каждой группы. Также проводится видеозапись
всех конференций деловой игры. Таким
образом фиксируются вопросы, ответы и
дискуссионные моменты. Свои записи ведут
также руководители игры, члены экспертной
комиссии и игротехники-методисты. На
основе всех собранных материалов готовится
совместный отчет.
В
последнее время деловые игры
находят все более широкое применение
в самых разных областях: в основном в
экономике и политике, праве, а также в
социологии, экологии, администрировании,
образовании, городском планировании,
истории. Деловые игры используются для
подготовки специалистов в соответствующих
областях, а также для решения задач исследования,
прогноза, апробирования намечаемых нововведений.
Разрабатываются деловые игры и как способ
коммуникации между специалистами разных
областей, как особый язык будущего.
При проведении деловых игр в психологическом
аспекте должны разрабатываться два основных
направления:
Индивидуализация
предполагает существование системы
отличительных признаков