Депрессивные состояния у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

В целом депрессия понимается как психическое расстройство, которое оказывает воздействие на физические, физиологические и социальные функции индивида. Степень депрессивных проявлений имеет широкий диапазон от незначительных изменений настроения до серьезных психотических расстройств, которые могут привести к суициду, повышая тем самым риск летального исхода для лиц с соматическими и физическими нарушениями. Депрессия может протекать и как самопроходящее нарушение (даже при крайне выраженном проявлении ее индивид, в конце концов, может самостоятельно выйти из этого состояния без какого бы то ни было вмешательства извне), и как повторяющееся (большинство людей, раз испытав депрессивное состояние, отмечают его хотя бы однократное возвращение). Примерно 25 - 30 % лиц с выявленной депрессией характеризуются хроническим ее течением с незначительными проявлениями или даже бессимптомно.

Вложенные файлы: 1 файл

депрес.rtf

— 136.95 Кб (Скачать файл)

В практической части данной работы отражены результаты диагностического исследования и проведенной коррекционной работы.

Диагностика показала, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.

Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 25% испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания. В ходе диагностики было выяснено, что подростки, показавшие высокие баллы по опроснику, направленному на выявление депрессии, проявляют тенденцию к дезадаптации, что было выяснено с помощью опросника социально-психологической адаптивности. Для проведения более качественной диагностики была использована специально разработанная стандартизированная беседа, результаты по которым подтвердили ранее полученные данные.

В связи с этим наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является комплексный подход к проблеме коррекции депрессивных состояний. Комплексный подход - это совокупность всех путей и методов коррекции депрессивных состояний, разработанных в различных психологических теориях (психоанализ, когнитивная, поведенческая, групповая психокоррекции, семейная психотерапия). Этот подход был успешно использован в данной работе.

Таким образом, в ходе эмпирического исследования гипотеза данной работы подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков [Текст] / Ю.Ф. Антропов. - М.: Изд-во Медпрактика, 2008. - 224 с.

2. Баярд, Р. Волнение беспокойного подростка [Текст] / Р. Баярд, Д. Баярд. - М.: Просвещение, 2009. - 315 с.

3. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь [Текст] /В.В. Бойко. - СПб.: Союз, 2007. - 160 с.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2005. - Т.4.

5. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] /К.Э. Изард. - СПб.: изд-во Питер, 2006. - 464 с.

6. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2004. - 267 с.

7. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности [Текст] /Л.М. Костина. - СПб.: Питер, 2002. - 198 с.

8. Кочубей, Б. Как лечить депрессию [Текст] / Б. Кочубей, Е. Новикова // Семья и школа. - 2005. - №8. - с.18-24

9. Крайг, Г. Психология развития [Текст] /Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2007. - 992 с.

10. Курпатов, А.В. Как избавиться от тревоги, депрессии, раздражительности [Текст] / А.В. Курпатов. - СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

11. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 2007. - №1. - с.24-28.

12. Лоуэн, А. Депрессия и тело [Текст] / А. Лоуэн. - М.: Просвещение, 2006. - 384 с.

13. Мафсон, Л. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия [Текст] /Л. Мафсон, Д. Моро. - М.: ЭКСМО, 2008. - 320 с.

14. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Р. Мэй. - М.: Класс, 2005. - 384 с.

15. Немов, Р.С. Психология. Кн. №2 [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение Владос, 2009.

16. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 2005. - 342 с.

17. Подольский, А.И. Диагностика подростковой депрессивности [Текст] / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, П. Хейманс. - СПб.: Питер, 2007. - 202 с.

18. Покрасс, М.Л. Активная депрессия. Добрая сила тоски [Текст] /М.Л. Покрасс. - Самара, 2005. - 320 с.

19. Психологический словарь. / Общ. ред. А.В. Петровского. М.Г. Ярошевского, - М.: Просвещение, 2008. - 890 с.

20. Психология индивидуальных различий. Тексты \ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2010. - С.288-318.

21. Рубинштейн, С.П. Основы общей психологии [Текст] /С.П. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2007. - 720 с.

22. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред.С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2007. - 897 с.

23. Трикетт, Ш. Как победить депрессию и избавиться от тревоги [Текст] / Ш. Трикетт. - М.: ЭКСМО, 2009. - 160 с.

24. Ханин, Ю.Л. Исследование депрессии [Текст] / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - с.34-36.

25. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] / К. Хорни. - СПб. Питер, 2009. - 224 с.

26. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Просвещение, 2001. - 435 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Данный опросник специально разработан М.Ковач для диагностики депрессии у детей и подростков. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения одростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

Ключ:

выбор

балл

1,3,4,6,9,12,14,17,19,20,22,23,26,27

1

0

2

1

3

2

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25

1

2

2

1

3

0


 

Интерпретация:

0-10 - состояние без депрессии;

11-16 - легкое снижение настроения;

17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.

 

 

 

 

 

 

Бланк опросника CDI

Инструкция: « Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

 

1.□  У меня редко бывает грустное настроение.

   □  У меня часто бывает грустное настроение.

   □  У меня все время грустное настроение.

2.□  У меня никогда ничего не получится.

   □  Я не уверен, что у меня все получится.

   □  У меня все получится.

3.□  В основном я все делаю правильно.

   □  Я многое делаю не так.

   □  Я все делаю неправильно.

4.□  Многое для меня является забавным.

   □  Некоторые вещи меня забавляют.

   □  Ничто меня не забавляет.

5.□  Я все время себя плохо чувствую.

   □  Я часто себя плохо чувствую.

   □  Я редко себя плохо чувствую.

6.□  Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от                                           

   □  Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.

   □  Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.

7.□  Я себя ненавижу.

   □  Я себе не нравлюсь.

   □  Я доволен собой.

8.□  Все плохое происходит по моей вине.

   □  Многие плохие вещи происходят из-за меня.

   □  Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.

9.□  Я не думаю о самоубийстве.

   □  Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.

   □  Я хочу покончить с собой.

10.□ Желание заплакать я испытываю каждый день.

     □ Желание плакать появляется у меня довольно часто.

     □ Желание заплакать я испытываю редко.

11.□  Меня все время что-то беспокоит.

     □  Меня часто что-то беспокоит.

     □  Меня редко что-то беспокоит.

12 □  Я люблю находиться среди людей.

     □  Я не люблю часто бывать с людьми.

     □  Я вообще не хочу быть с людьми.

13.□  Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.

     □  Мне сложно изменить свое мнение, о чем либо.

     □  Я легко изменяю свое мнение

14.□  Я выгляжу хорошо.

    □   В моей внешности есть недостатки.

    □   Я выгляжу безобразно.

15.□  Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.

     □  Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.

     □  У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.

16.□  Я плохо сплю каждую ночь.

     □  Я часто плохо сплю.

     □  У меня нормальный сон.

17.□  Я редко чувствую себя усталым.

     □  Я часто чувствую себя усталым.

     □  Я все время чувствую себя усталым.

18.□  У меня часто нет аппетита.

     □  Иногда у меня нет аппетита.

     □  Я всегда ем с удовольствием.

19.□  Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание.

     □  Меня часто беспокоят боль или недомогание.

     □  Я все время испытываю боль или недомогание.

20.□  Я не чувствую себя одиноким.

     □  Я часто чувствую себя одиноким.

     □  Я все время чувствую себя одиноким.

21.□  В школе ничто не доставляет мне радости.

     □  В школе мне бывает приятно только время от времени.

     □  Мне часто радостно в школе.

22.□  У меня много друзей.

     □  У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше.

     □  У меня совсем нет друзей.

23.□  С учебой у меня все хорошо.

     □  Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым.

     □  Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались легко.

24.□  Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как другие.

     □  Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие, если

     □  Я такой же благополучный, как и остальные люди.

25.□  Меня никто не любит.

     □  Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит.

     □  Я уверен, что меня кто-то любит.

26.□  Я часто делаю то, что мне говорят.

     □  В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят.

     □  Я никогда не делаю то, что мне говорят.

27.□  Я хорошо лажу с людьми.

     □  Я часто ссорюсь.

     □  Я постоянно ввязываюсь в ссоры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Бланк индивидуальной стандартизированной беседы.

1. Часто ли ты испытываешь грусть?

Част

 редко

никогда

2. Часто ли тебе хочется плакать?

 Часто

редко

никогда

3. Чувствуешь ли ты себя несчастным?

Да

нет.

4. Как долго это длится?

Недавно

 давно.

5. Чувствуешь ли ты себя, что просто не можешь так веселиться, как обычно? Часто?

Часто

редко

никогда.

6. Возможно, недавно ушел из жизни или уехал кто-то, кто был очень близок тебе?

Да

нет.

7. Если тебе грустно, и вдруг происходит что-то хорошее, тебе становиться лучше?

Часто

редко

никогда.

8. Трудно ли тебе засыпать?

Да

нет.

9. Ты спишь больше, чем обычно?

Да

нет.

10. Чувствуешь ли ты иногда, словно находишься вне самого себя, наблюдаешь за тем, как ты что-то делаешь или говоришь, но не являешься частью этого? Часто?

Часто

редко

никогда.

11. Часто ли ты чувствуешь вину?

Часто

редко

 никогда.

12. Часто ли ты думаешь о том, что тебе следует быть наказанным?   

Часто

редко

никогда.


Информация о работе Депрессивные состояния у подростков