Детская литература как средство формирования нравственно-этических норм у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Проблема становления межличностного общения на основе человеческих взаимоотношений связана с неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения уделяется этическому воспитанию дошкольников, то есть воспитанию гуманных качеств личности, как доброта, милосердие, сострадание и др. Художественная литература ценна тем, что естественно погружает юного читателя в круг близких ему интересов и впечатлений. Вместе с тем, с очевидностью и остротой выявляется неразработанность многих теоретических проблем детской литературы, в частности, ее воспитательного значения для самого маленького читателя.

Содержание

Введение 3
глава і. Проблема формирования этических представлений у дошкольников в процессе ознакомления с детской художественной литературой 5
1.1. Особенности формирования этических норм и представлений у дошкольников 5
1.2. Особенности организации нравственного воспитания дошкольников с использование детской литературы 11
выводы по і главе 15
глава іі. Организация работы по формированию этических представлений дошкольников средствами художественной литературы 16
2.1. Диагностика нравственно-этических представлений старших дошкольников………………………………………………………………….16
2.2. Содержание работы по формированию этических представлений у дошкольников средствами детской литературы 20
2.3. Методы и приемы формирования этических представлений дошкольников средствами художественной литературы 23
выводы по іі главе 28
выводы 29
список использованных источников 31
приложение 1 34
приложение 2 36

Вложенные файлы: 1 файл

79762 Этические чувства дошкольников.docx

— 80.80 Кб (Скачать файл)

– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет время уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят злом за мое гостеприимство.

– Ну, теперь – то я тебя съем! – обрадовался тигр.

– Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного, видят: на пустоши пасется корова.

– Эй, корова!– окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?

– Злом! – отвечает корова. Судите сами, пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

– Ну, теперь я тебя точно съем!

– Подожди немного! – Попросил человек, давай спросим еще кого-нибудь. Если он скажет то же самое, тогда делать нечего, ешь меня…

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее.

– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

– Добром! – ответила птица. Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.

Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

 

 Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?

Каждый из нас должен поверить в добро и совершать добрые поступки.

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.

 Мы с вами теперь  знаем что же такое доброта. Доброта имеет много граней: это  и вежливые слова, и добрые  поступки, и помощь, и улыбка, уважение. Все это и многое другое, о  чем мы с вами сегодня говорили  и есть доброта. Доброта есть  в каждом и вас. А что же  нам нужно сделать, чтобы доброта поселилась у нас в классе? Как вы думаете, существуют ли какие-нибудь правила доброты?

1.Прощать ошибки других.

2.Не жадничать.

3.Жалеть других.

4.Не завидовать.

5.Помогать людям.

6.Делиться последним с  другом.

7.Защищать слабого.

8.Прощать ошибки другим.

Воспитатель: Так почему же мы должны спешить делать добро?

(Высказывания детей.)

Воспитатели: Потому что добрые дела просто нельзя откладывать на потом. Их нельзя запрограммировать. Делать добро надо сегодня и сейчас. Ведь, говорят, одно сегодня стоит двух завтра.

Вчера – ушло от нас,

А завтра – не настало.

Есть лишь идущий час,

И этого немало!

«Сказочные герои».

Воспитатель: - Скажите. А где всегда добро побеждает зло? Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.

- Я буду называть сказочного  героя, а вы будете отвечать, добрый  он или злой. Если добрый, вы  радостно хлопаете в ладошки, если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Мальвина)

А кто чаще всего совершает добрые дела в сказках? (волшебники)

- Скажите, только волшебники  могут делать добрые дела?

- Послушаем, какие добрые  дела можете сделать и вы.

(Ответы детей).

Давайте послушаем стихотворение А. Барто “Друг напомнил мне вчера”.

Читает Толя Павлов

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра.

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл  пенал).

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка –

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил счет.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу. Не влечёт.

Воспитатель: Да, если вслух говорить о добре, то добро перестаёт быть добром. Иными словами, если делаешь добро, то держи его в себе и не напоминай о нём, тем более не рассказывай каждому встречному о своём поступке.

Воспитатель: приведите примеры доброго отношения людей.

(Высказывания детей.)

В заключение, пускай сегодня в нашей группе вырастет дерево доброты, а плоды его – это ваши добрые пожелания всем нам, нашим гостям.

– Давайте пожелаем друг другу добра. (Ребята по очереди прикалывают на дерево плоды и произносят добрые пожелания.)

 Воспитатель: Вот таким  у нас получилось дерево доброты. Я надеюсь, что все ваши пожелания от чистого сердца.

Итог занятия

О чем мы с вами сегодня говорили?

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас.

 


Информация о работе Детская литература как средство формирования нравственно-этических норм у дошкольников