Детская невропатичность как одна из предпосылок школьной дезадаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 00:25, контрольная работа

Краткое описание

Для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного, соответствующего возрасту развития в дошкольном детстве, поступление в школу может явиться сложным испытанием, где ребенок сталкивается с рядом проблем. В литературе выделяют четыре группы основных трудностей такого рода:
1. режимные трудности (они чаще проявляются у первоклассников, не посещающих детские сады, и заключаются в относительно низком уровне произвольности, саморегуляции, организованности);

Вложенные файлы: 1 файл

контраольная по клинической психологии.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Так как психологическая защита формируется на неосознаваемом уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. По мнению Е.Т. Соколовой, «Проективный метод ориентирован на изучение неосознанных или не вполне осознанных форм мотивации и в этом своем качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики» (Е.Т. Соколова, 1980).

Как известно, термин «проективные» был впервые предложен Лоуренсом Френком в 1939 г. Им же была дана классификация проективных методов исследования личности.

Основными отличительными признаками проективных методик является неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений. Проективные методики отражают прежде всего сферу отношений личности и позволяют выявить специфические реакции, свойственные школьным неврозам.

Рассмотрим несколько подробнее тест детского восприятия межличностных отношений в семье и в более широкой социальной среде ребенка – сокращенно САТО. (П. Бош, Стрнадова, 1986)

 

 

4.1. «Тест детского восприятия  межличностных отношений в семье  и в более широкой социальной  среде ребенка – сокращенно  САТО».

 

Как и все проективные тесты, этот тест основан на принципе проекции. Это значит, что в восприятии одновременно проявляется не только отражение моментального побуждения, но и следы имеющегося опыта со своей эмоциональной надстройкой, которые «искажают» восприятие в настоящее время тем больше, чем более они выражены. В качестве стимульного материала используются неопределенные многозначные картинки, на основе которых ребенок должен составить рассказ. При этом предполагается, что ребенок, если с ним установить дружеский, доверительный контакт, будет исходить из своего собственного жизненного опыта и спроецирует свои внутренние чувства и отношения. Цель теста – получить как можно больше информации о взаимоотношениях в семье ребенка и о его отношениях в более широкой социальной ситуации. Тест помогает исследовать различные проблемы, например такие, как проблему соперничества между братьями и сестрами, проблематику наказания, страхов и т.д.

Тест детского восприятия (САТО) состоит из 1 вводной и 14 тематических черно-белых картинок форматом 13Х18 см.

Описание картинок и их мотивирующее действие:

А: На картинке изображен полный детский силуэт без обозначения пола и конкретного содержания. Эта фигурка настолько неопределенна, что приемлема для обоих полов и диапазона возрастов, которым тест предназначен (6 – 12 лет). Картинка предлагается со стандартным словесным сопровождением всегда в начале, после предварительно необходимого контакта. Она должна позволить ребенку провести основную идентификацию с детскими силуэтами, которые имеют на последующих тематических картинках (кроме картинки № 12).

  1. Персонажи: мать, отец, двое детей.

Ситуация: мать с детьми у накрытого стола, отец -  в открытых дверях. Типично семейная  ситуация с широким числом возможных ответов, от конфликтных до ярко положительных отношений. Включает тематическую область у стола, где сходятся все члены семьи и где могут проявляться самые различные отношения и позиции (родителей между собой, отношение матери к детям, отцу и т.д.).

  1. Персонажи: отец, дети.

Ситуация: отец сидит в кремле, читает газету, в дверях силуэт ребенка.

Тематическая область – отношение отца и ребенка, отношение к авторитету, потенциальной ситуации наказания.

  1. Персонажи: мать, двое детей.

Ситуация: мать на кухне, качает на коленях маленького ребенка. Второй ребенок сидит в стороне, на полу разбросаны игрушки.

Тематическая область – отношение к матери, к маленькому брату или младшей сестре, возможно соперничество между детьми, предпочтение брата или сестры.

  1. Персонажи:  дети.

Ситуация: ночь, темно, ребенок один в комнате, сидит на кровати. За окном светит луна.

Тематическая область – регрессивных явлений перед сном, бессонница, невольного мочеиспускания, сексуальных фантазий.

5. Персонажи: отец, дети.

Ситуация: ребенок с отцом в комнате, отец держит руку на плече ребенка. На столе около отца – нарезанный торт. В комнате поодаль телевизор и часы, показывающие ранний вечер (силуэт ребенка может рассматриваться как лицом к отцу, так и лицом к телевизору).

Тематическая область – обязанности и поощрения, требования и выполнения, возможно наказание за невыполнение. Отношение ребенка к отцу, авторитету.

6.  Персонажи: отец, мать, два ребенка.

Ситуация: семья на прогулке, отец держит мать под руки, мать ведет за руку одного из детей, который несет мороженое. Второй ребенок идет сзади, один, без мороженного.

Тематическая область - взаимоотношения в семье, проблематика вины и наказания.

7. Персонажи: двое  спящих, ребенок.

Ситуация: ребенок стоит перед открытыми дверьми комнаты, где спят двое взрослых.

Тематическая область – отношения к родителям, бессонницы, боязливости, ночных кошмаров, возможно сексуального любопытства.

8. Персонажи: двое  детей, отец.

Ситуация: комната с разбитой вазой на переднем плане, около нее –ребенок, второй ребенок согнулся за шкафчиком. В дверь входит отец, у второй двери – кошка.

Тематическая область провинности и наказания (возможность спасительных решений – второй ребенок, кошка), отношение к отцу.

9. Персонажи: учительница, двое детей.

Ситуация: один ребенок у доски, второй – за партой. У стола учительница.

Тематическая область – отношения к авторитету, уровень самооценки и стремления, страх из-за неправильного ответа и т.д.

10. Персонажи: двое  детей.

Ситуация: старший ребенок у кроватки с маленьким ребенком. За окном дети играют на игровой площадке.

Тематическая область – отношения к брату (сестре), обязанность заботиться о нем, фрустрация при выборе поведения.

11. Персонажи: оцет, мать, ребенок.

Ситуация: двое взрослых держат рубашку в позиции, которая могла бы означать конфликт, рядом опрокинутый стул, в стороне силуэт ребенка.

Тематическая область – отношения между родителями, конфликтов и т.д.

12. Персонажи: мужская  и женская фигуры.

 Ситуация: два  силуэта взрослых за кустами.

Тематическая область – отношения между родителями, позиций взрослых, возможно сексуального любопытства и нанесения ранений, травм.

13. Персонажи: мужчина, ребенок.

Ситуация: бегущий школьник, за углом – мужская фигура.

Темп вины, наказания, возможно тема угрозы, насилия. В реакции могут отразиться и черты боязливости ребенка.

14. Персонажи: четыре  детские фигуры, сотрудник милиции.

Ситуация: две детские фигуры, борющиеся между собой, рядом другой ребенок, посередине лежит мяч.

Тематическая область отношений между сверстниками, конфликты, агрессивность, угроза, месть. Отношение к авторитету, проблематика провинность-наказание.

Тест проводится индивидуально. Прежде всего следует снять с ребенка напряжение, например, посредством игры, рисования или отвлекающего разговора. Сначала показываем картинку А, где нарисован силуэт ребенка, и объясняем испытуемому, что здесь нарисован какой-то ребенок (мальчик или девочка), а может быть и он сам. Далее предъявляются сюжетные картинки, и тестируемый должен составить небольшой рассказ по каждой из них. Если ребенок называет только вещи и людей, можно задавать наводящие вопросы: «А что они делают?», «Что будет дальше?», «Чем все кончится?», «Можешь придуматься еще  что-нибудь?».

При оценке рассказов детей учитываются следующие критерии: тип реакции (стандартная или оригинальная), если оригинальная, то какие именно реакции являются доминирующими – реакция боязливости, уход от темы, конфликты, персеверация критической темы; оценка межличностных отношений. Для оценки межличностных отношений используется 5 категорий:

  1. Позитивная реакция – данное лицо повышает статус другого: помогает, награждает, воспринимает другого положительно, разрешает, проявляет понимание, соглашается, приспосабливается и т.д.
  2. Негативная реакция – данное лицо снижает статус другого: отказывается от другого, запрещает, проявляет агрессивность по отношению к другому, не соглашается, не приспосабливается, не договаривается.
  3. Реакция просителя – данное лицо задает вопросы, просит о чем-то, хочет чего-то от другого.
  4. Наказывающая реакция – речь идет всегда о наказании, следующем после провинности, а не о беспричинной негативной реакции.
  5. Нейтральная реакция – поведение без выразительной эмоциональной окраски. Везде только описание картинки.

Исследования показывают, что у детей со школьными неврозами обнаруживается весьма высокий процент оригинальных ответов (81%). Среди них наиболее ярко выражена реакция боязливости (об этой реакции можно судить по рассказам к картинкам №№4, 7, 9, 13, 14).

А также, что часто наблюдается персеверация темы, т.е. дети повторяют одну и ту же определенную тему, нередко – тему наказания.

Рассмотрим протокол ученика 1-го класса (7 лет).

Картинка № 8. «Ребята начали играть и разбили вазу, сестра спряталась, и вошел папа. Папа наказал брата»

Картинка № 9. «Пошел мальчик в школу. Учительница поставила ему двойку. Он вырвал лист и пошел домой. Домашнее задание смотрели, а листа этого не было, и его поставили в угол. На следующий день он исправил отметку».

Картинка № 10. «Подошел мальчик к сестре, и ему было скучно, потом вошли ребята на улицу, и позвали его тоже. А он сказал: «Меня наказали за двойку».

Картинка № 12. «Родители пошли гулять и спрятались за кусты; решили проследить, куда пойдет их сын, чтобы потом его наказать».

Уход от конфликтной темы также является одной из специфических реакций при невротизации личности. Например, по картинке № 2 был составлен такой рассказ: «Папа читает газету, входит сын». Такой уход от меты может предполагать наличие скрытого или явного конфликта в семье (в данном случае у девочки наблюдались сложные взаимоотношения с отчимом).

Изучение межличностных отношений при школьных неврозах показывает, что наказывающая реакция и реакция просителя являются ведущими в рассказах детей.

Далее, в протоколах многих детей, склонных к невротизации, наблюдается негативная реакция – в сюжетных картинках снижается статус другого, отказывается от другого, запрещает, проявляет агрессивность, не соглашается. Для примера рассмотрим рассказ мальчика 8 лет к картинке № 10: «Он хочет пойти гулять, а его не пускают, но он все равно убежал: вылез через окно».

Таким образом, тест САТО выявляет личностные особенности ребенка, позволяющие определить у него наличие школьного невроза. К этим особенностям относятся: весьма высокий уровень оригинальных реакций, яркое проявление реакции боязливости, частая персеверация значимых тем, уход от конфликтных тем, высокий уровень агрессивных, негативных реакций. При характеристике межличностных отношений в рассказах детей наказывающая реакция и реакция просителя являются доминирующими.

Можно предположить, что именно страх наказания, боязнь несоответствия школьным норма и требованиям могут приводить к невротическим расстройствам (что подтверждается и в рисунках детей, и в неоконченных предложениях).

Для того, чтобы адаптация к школе прошла без болезненно, и чтобы избежать возникновения школьных неврозов, необходимо начиная с подготовительной группы ребенка подготавливать к новой роли. Комплекс мероприятий необходимых для профилактики и коррекции школьных неврозов см. в приложении.

 

Заключение

Школьные неврозы могут рассматриваться как нарушение значимых отношений ребенка и взрослого, отношений ребенка к самому себе в системе школьного взаимодействия, где страх несоответствия и наказания вызывает дезадаптивное поведение, и в связи с этим выделяются как бы две стратегии поведения: стратегия «просителя» (зависимая позиция) и стратегия негативного, агрессивного поведения (независимая позиция), которые по сути своей являются различными формами неадекватной психологической защиты.

Диагностика школьных неврозов с помощью проективных методов исследования личности помогает школьному психологу разглядеть ин на начальной стадии развития, выяснить причины и возможные способы коррекции.

По моему мнению, тест детского восприятия межличностных отношений в семье и в более широкой социальной среде ребенка (САТО) дает много информации и его целесообразно использовать в работе.

 

Список литературы

 

  1. Бош П., Стрнадова М. Тест детского восприятия – Темп межличностных отношений в семье и в более широкой социальной среде ребенка. Всесоюзный центр переводов (перевод с чешского). М, 1986
  2. Бурменская Г.В., Карабанова о.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование // Проблемы психического развития детей. МГУ, 1990
  3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., Просвещение, 1986
  4. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, № 4, 1984
  5. Краткий психологический словарь. М., 2002
  6. Мясищев В.Н. Личность и неврозы, Л., 1960
  7. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми //Сб. Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.
  8. Соколова Т.Е. Проективные методы исследования личности. МГУ, 1980
  9. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. МГУ, 1988
  10. Школа и психическое здоровье/ Под ред. С.М. Громбаха. М., 1988

Информация о работе Детская невропатичность как одна из предпосылок школьной дезадаптации