Детская одаренность
Одаренность — это системное, развивающееся
в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком
более высоких, незаурядных результатов
в одном или нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется
яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки
для таких достижений) в том или ином виде
деятельности.
Детский возраст — период становления способностей
и личности. Это время глубоких интегративных
процессов в психике ребенка на фоне ее
дифференциации. Уровень и широта интеграции
определяют особенности формирования
и зрелость самого явления — одаренности.
Поступательность этого процесса, его
задержка или регресс определяют динамику
развития одаренности.
Одаренность в детском возрасте
можно рассматривать в качестве потенциала
психического развития по отношению к
последующим этапам жизненного пути личности.
Однако при этом
следует учитывать специфику
одаренности в детском возрасте
(в отличие от одаренности взрослого
человека):
- Детская одаренность часто
выступает как проявление закономерностей
возрастного развития. Каждый детский
возраст имеет свои предпосылки развития
способностей. Например, дошкольники характеризуются
особой предрасположенностью к усвоению
языков, высоким уровнем любознательности,
чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего
подросткового возраста характерными
являются различные формы поэтического
и литературного творчества и т.п. Высокий
относительный вес возрастного фактора
в признаках одаренности иногда создает
видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности,
под которой — обычный ребенок) в виде
ускоренного развития определенных психических
функций, специализации интересов и т.п.
- Под влиянием смены возраста,
образования, освоения норм культурного
поведения, типа семейного воспитания
и т.д. может происходить «угасание» признаков
детской одаренности. Вследствие этого
крайне сложно оценить меру устойчивости
одаренности, проявляемой данным ребенком
на определенном отрезке времени. Кроме
того, возникают трудности относительно
прогноза превращения одаренного ребенка
в одаренного взрослого.
- Своеобразие динамики формирования
детской, одаренности нередко проявляется
в виде неравномерности (рассогласованности)
психического развития. Так, наряду с высоким
уровнем развития тех или иных способностей
наблюдается отставание в развитии письменной
и устной речи; высокий уровень специальных
способностей может сочетаться с недостаточным
развитием общего интеллекта и т.д. В итоге
по одним признакам ребенок может идентифицироваться
как одаренный, по другим — как отстающий
в психическом развитии.
- Проявления детской одаренности
зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях
ребенок из семьи с высоким социально-экономическим
статусом (в тех случаях, когда семья прилагает
усилия по его развитию) будет показывать
более высокие достижения в определенных
видах деятельности по сравнению с ребенком,
для которого не были созданы аналогичные
условия.
Признаки одаренности проявляются
в реальной деятельности ребенка и могут
быть выявлены на уровне наблюдения за
характером его действий. Признаки явной
(проявленной) одаренности зафиксированы
в ее определении и связаны с высоким уровнем
выполнения деятельности. Вместе с тем
об одаренности ребенка следует судить
в единстве категорий «могу» и «хочу»,
поэтому признаки одаренности охватывают
два аспекта поведения одаренного ребенка:
инструментальный и мотивационный. Инструментальный
характеризует способы его деятельности,
а мотивационный — отношение ребенка
к той или иной стороне действительности,
а также к своей деятельности.
Мотивационный аспект
поведения одаренного ребенка может быть
описан следующими признаками:
- Повышенная избирательная чувствительность
к определенным сторонам предметной действительности
(знакам, звукам, цвету, техническим устройствам,
растениям и т.д.) либо определенным формам
собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной
и т.д.), сопровождающаяся, как правило,
переживанием чувства удовольствия.
- Повышенная познавательная
потребность, которая проявляется в ненасытной
любознательности, а также готовности
по собственной инициативе выходить за
пределы исходных требований деятельности.
Я
- рко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбив. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
- Высокая требовательность к
результатам собственного труда, склонность
ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Следует подчеркнуть, что поведение
одаренного ребенка совсем не обязательно
должно соответствовать одновременно
всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие
признаки одаренности (инструментальные
и особенно мотивационные) вариативны
и часто противоречивы в своих проявлениях,
поскольку во многом зависимы от предметного
содержания деятельности и социального
контекста. Тем не менее, даже наличие
одного из этих признаков должно привлечь
внимание специалиста и ориентировать
его на тщательный и длительный по времени
анализ каждого конкретного индивидуального
случая.
Виды одаренности
Систематизация видов
одаренности определяется критерием,
положенным в основу классификации.
В одаренности можно выделить
как качественный, так и количественный
аспекты.
Качественные характеристики
одаренности выражают специфику
психических возможностей человека
и особенности их проявления
в тех или иных видах деятельности.
Количественные характеристики
одаренности позволяют описать
степень их выраженности.
Среди критериев выделения
видов одаренности можно назвать
следующие:
- Вид деятельности и обеспечивающие
ее сферы психики.
- Степень сформированности.
- Форма проявлений.
- Широта проявлений в различных
видах деятельности.
- Особенности возрастного развития.
Соответственно
могут быть выделены следующие виды одаренности:
- В практической деятельности,
в частности, можно выделить одаренность
в ремеслах, спортивную и организационную.
- В познавательной деятельности
— интеллектуальную одаренность различных
видов в зависимости от предметного содержания
деятельности (одаренность в области естественных
и гуманитарных наук, интеллектуальных
игр и др.).
- В художественно-эстетической
деятельности — хореографическую, сценическую,
литературно-поэтическую, изобразительную
и музыкальную одаренность.
- В коммуникативной деятельности
— лидерскую и аттрактивную одаренность.
- И, наконец, в духовно-ценностной
деятельности — одаренность, которая
проявляется в создании новых духовных
ценностей и служении людям.