Детская психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:46, реферат

Краткое описание

Часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни (психология младенчества), еще очень молода. До начала XX века знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма немногочисленны. К младенцу относились как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы матери и ведущему скорее растительную, чем психическую, жизнь. Существовали методические трудности исследования детей первого года жизни. Немногочисленные факты всегда интерпретировались в контексте какого-либо определенного научного подхода.

Вложенные файлы: 1 файл

Детская психология.docx

— 34.04 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Интерпретация  полученных данных. Данное исследование показало, что психическое развитие младенцев в норме. Практические знания подтверждают теоретические выводы. Дети растут и развиваются в разных условиях, в разных социальных и культурных направлениях, но в любом случае, соблюдаются закономерности психического развития.                                                                                                                                                           Ребенок в младенческом возрасте не может предпринимать каких-либо действий. Так как для нормального психического развития необходима активность, ребенок проявляет ее в общении со взрослыми, используя те возможности, которые у него есть в данном возрасте (крик, плач). В младенческом возрасте развитие ребенка полностью зависит от взрослых: физическое – от качества ухода за ребенком, психическое – от объема общения с ним. Если ребенок получает минимум общения, то уже к двум месяцам можно наблюдать некоторые признаки госпитализма, что в дальнейшем сказывается на его психическом развитии.                         На данном этапе проведения исследования, нельзя говорить о кризисе одного года (к концу исследования мальчику – 6 мес., девочке – 4 мес.).                                                                                                                                    Но уже прослеживается начало формирования ведущих достижений: - складываются первые формы общения со взрослыми, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами; - появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним, первое новообразование – активность; - появляются зачатки мышления.                                                            Особенности развития речи: - развитие речи включено в общение со взрослым; - возникает внимание к речи взрослого.                                                                                                                                                                                                Особенности развития бытовой деятельности младенца: - у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический человеческий биоритм «сон – бодрствование»; - выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей, и формируется положительное эмоциональное отношение к ним.                                                                                                                                                                      Особенности развития внимания младенца: - внимание первоначально выступает как реакция сосредоточения; - сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними; - сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему.                                                           Особенности сенсорного развития младенца: - складывается акт рассматривания предметов; - формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения; - устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки; - устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его названием взрослым.                                                                                         Особенности развития памяти младенца: - память функционирует «внутри» ощущений, восприятий; - она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания; - материал фиксируется ребенком непроизвольно.                                                                                                                                                            Особенности развития элементов самосознания в младенческом возрасте: - под влиянием личностно-адресованного общения со взрослым у ребенка в первом полугодии складывается ощущение своей важности для другого, эмоционально-положительное отношение к себе; интерес и инициативность к окружающим.            Особенности эмоционального развития в младенческом возрасте: - основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами; - социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми; - в ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения; - в ситуативно-деловом общении у ребенка проявляется удовольствие от совместных манипуляций, обида и гнев при порицании.                                                                                               Заключение. Часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни (психология младенчества), еще очень молода. До начала XX века знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма немногочисленны. К младенцу относились как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы матери и ведущему скорее растительную, чем психическую, жизнь. Существовали методические трудности исследования детей первого года жизни. Немногочисленные факты всегда интерпретировались в контексте какого-либо определенного научного подхода.                                                                                                                                 Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком и созданию благоприятных условий для развития восприятия. Исследования многих психологов (М.И. Лисина, Л.И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) доказали всю важность психического развития ребенка.                                                                                   Ребенок начинает обучаться с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитание также начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.                                                                                               Используемая литература: 1. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студентов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 368 с. 2. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических вузов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с. 3. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Уч. для студентов пед.вузов. – М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 1998


Информация о работе Детская психология