Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:52, доклад
Задача данного метода — научить ребенка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основное средство — разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребенка, помогает ему установить доверительные отношения с учителем, другими взрослыми, сверстниками. Положительные эмоциональные состояния, возникающие у детей в процессе специально организованных ситуаций успеха, закрепляют потребность в переживаниях счастья, радости, удовольствия от игры и общения.
Валера сообщил, что он теперь живет на самом верхнем этаже, а не на четвертом, как раньше. Ему там очень нравится.
На завершающем этапе занятия психолог и мальчик играли в «петуха» и «цыпленка» в соответствии с нарисованными сюжетами. Валера с удовольствием поднимался на стулья. Постепенно удалось «взять высоту» стола. Однако залезать на подоконник он по-прежнему отказывался. Преодолеть страх этой «вершины» удалось только один раз после повторного воспроизведения победы смелого мальчика на рисунках.
В процессе игры использовались и другие приемы, повышающие смелость. Это были воображаемые зрители, которые с завистью и восхищением смотрели на успехи Валеры, «волшебные смелые сухарики», есть которые можно лишь по одному, чтобы не потерять чувства осторожности от излишней храбрости. Таким образом, система методов: рисование страха и его преодоления, вербализация эмоциональных состояний, игра — позволила в данном случае успешно начать психологическое лечение патологической боязни высоты.
Итак, благополучный конец придуманной ребенком истории придает ему уверенность. Надежда побеждает уныние и страх.
Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей. М., 1996.
Дрезинина М.Т. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. М., 1998.
Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справиться. СПб., 1996.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Введение в сказкотерапию //Психолог в детском саду. 1998, № 1, с. 32—37.
Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М., 1996.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.
Осорина М. «Черная простыня летит по городу», или Зачем дети рассказывают страшные истории // Популярная психология: Хрестоматия. М., 1990.
Островская Л. Детские страхи //Дошкольное воспитание. 1997, № 10, с. 77.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1997.
Степанова Е. Поиграем в забавные страхи и смешные ужасы. Как выявить и предупредить детские страхи //Дошкольное воспитание. 1999, № 5, с. 65.
Шишова Т.Л. Страхи — это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. М., 1997.