Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:10, контрольная работа
Детство — всем хорошо известное, но мало понятое явление социального мира. Его специального определения нет в психологических и педагогических словарях, однако термин «детство» используется широко, многопланово и многозначно. Детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, определения собственной самоорганизации, которая происходит и постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми
Введение __________________________________________________________ 3
1. Исторический анализ понятия «детство»______________________________ 4
А) Образы детства в сознании художников___________________________4
Б) Тенденции в эволюции детской одежды___________________________ 5
В) Периоды жизни в живописи и скульптуре_________________________ 6
2. Психогенная теория истории детства Л. Демоза________________________7
3. Детство - как общественный феномен________________________________ 9
4. Закономерности развития детства в трудах Д.Б.Эльконина _____________ 10
Заключение ______________________________________________________ 12
Список литературы_________________________________________________ 14
Для педагогов XVII века любовь
к детям выражалась в
Концепция рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине, проникает в семейную жизнь в XVIII веке. Функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя специальное общественное учреждение — школа, призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан. Именно школа, по мнению Ф. Ариеса, вывела детство за пределы первых 2 – 4 лет материнского, родительского воспитания в семье. Универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал "класс". Ребенок вступает в новый возраст каждый год, как только меняет класс. В прошлом жизнь ребенка и детство не подразделялись на такие тонкие слои. Класс стал определяющим фактором в процессе дифференциации возрастов внутри самого детства и отрочества[2, с. 14].
Согласно концепции Ф. Ариеса, понятие детства и отрочества связано со школой и классной организацией школы. Следующий возрастной уровень также
10
связывается с новой формой социальной жизни — институтом военной службы и обязательной воинской повинности. Это подростковый, или юношеский возраст. Педагоги начали придавать большое значение форме одежды и дисциплине, воспитанию стойкости и мужественности, которыми ранее пренебрегали. Новая ориентация сразу же отразилась в искусстве, в частности в живописи.
Позже, в XX веке, Первая мировая война породила феномен «молодежного сознания», представленного в литературе «потерянного поколения». «Так, на смену эпохе, не знавшей юности, — пишет Ф. Ариес, — пришла эпоха, в которой юность стала наиболее ценимым возрастом... Все хотят вступить в него пораньше и задержаться в нем подольше». Каждый период истории соответствует определенному привилегированному возрасту и определенному подразделению человеческой жизни. Молодость — это привилегированный возраст XVII века, детство — XIX, юность — XX. Исследования Ф. Ариеса посвящены возникновению понятия о детстве или проблеме осознания детства как общественного феномена. [2, с.14]
Исследование Ф. Ариеса начинается со средневековья, так как в это время появляются живописные сюжеты с изображением детей. Но забота о детях, идеи воспитания, разумеется, появились задолго до средних веков. Уже у Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям. Работа Ф. Ариеса ограничена исследованием детства только европейского ребенка из высших слоев общества и описывает историю детства вне связи с социально-экономическим уровнем развития общества. На основании документальных источников Ф. Ариес описывает содержание детства знатных людей.
4. Закономерности
развития детства в
трудах Д.Б.Эльконина
Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина.
Д. Б. Эльконин подчеркивал: «Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку
11
ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности». В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается.[2, с.18]
Д.Б. Эльконин показал, что закономерностью развития детства как социокультурного феномена является не простое его удлинение, а качественное изменение по структуре и содержанию. С усложнением жизни общества положение ребенка в нем существенно изменяется. На ранних стадиях общественного развития происходило непосредственное включение ребенка в производственные процессы (собирательство, выкапывание) и практическое освоение им способов добывания пищи, функций орудий труда, целей и задач общей деятельности. В определенный исторический период произошло такое усложнение орудий труда, при котором дети уже не могли непосредственно включаться в труд взрослых, поэтому специально для подрастающего поколения создаются особые предметы — игрушки, уменьшенные и видоизмененные орудия труда. Когда уменьшенные копии орудий не позволяют реально воспроизвести производительную деятельность, появляется игра. Действуя с игрушками, дети, с одной стороны, воспроизводили общий смысл труда взрослых, с другой — развивали у себя некоторые общие способности, необходимые им для овладения в последующем различными настоящими орудиями (зрительно- двигательные координации, ловкость и т.п.). Постепенно некоторые игрушки становились символическим замещением реальных орудий или различных других предметов общественной жизни людей.
Эльконин показал социальную природу игры: «Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений». Вместе с возникновением игры и игрушек складывается и новый период в развитии ребенка. В современной психологии и педагогике данный период назван дошкольным возрастом, ведущей деятельностью в нем начинает выступать игра.
Исходя из схемы, намеченной Элькониным, современный исследователь В.Т. Кудрявцев показывает дальнейшее историческое развитие детства и выделяет три исторических типа детства:
1. Квазидетство — на ранних этапах человеческой истории, когда детское
12
сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику (первобытное детство)
2. Неразвитое детство — мир детства выделен, и перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию преодоления межпоколенного разрыва, выступая как способ моделирования смысловых оснований деятельности взрослых. Социализация происходит по мере освоения ребенком строго очерченного доля готовых смыслов деятельности. Пример — детство в Средние века и в Новое время.
3. Развитое детство (термин В.В. Давыдова) — складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны. Современное «развитое» детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной системы. Продуктивный, творческий характер психического развития современного ребенка реализуется уже на ранних этапах в виде феноменов детской субкультуры.
В.Т. Кудрявцев предлагает развернуть
новую линию исследований детства, положив
в основу принципиальную идею о том, что
детство — это не только исторический
продукт, производный от общественного
развития, но и формообразующее, порождающее
начало в культуре и истории, «источник
саморазвития родовой культуры, ее генератор».
Вопросы об историческом
13
ответа, то путь решения уже можно представить. И видится он в свете исторического изучения детства.
Анализируя концепцию Ф. Ариеса, необходимо помнить психологические законы осознания. Л. С. Выготский говорил: «Чтобы осознать, нужно иметь то, что должно быть осознано». Изучая процесс осознания Ж. Пиаже подчеркивал, что существует неизбежное запаздывание и принципиальное различие между становлением реального явления и его рефлексивным отражением. Детство имеет свои законы и, естественно, не зависит от того, на что художники начинают обращать внимание и изображать на своих полотнах. Если даже признать бесспорным суждения Ф. Ариеса о том, что искусство отражает картины нравов, художественные произведения сами по себе не могут дать всех необходимых данных для анализа понятия детства и не со всеми выводами автора можно согласиться.
Детство привлекает внимание психологов
и педагогов, социологов и этнологов, философов
и культурологов, писателей и художников.
Информация о детях и детстве, накопленная
к настоящему времени, колоссальна, но,
к сожалению, она плохо поддается обобщению.
Множество существующих подходов и отсутствие
единой обобщающей теории смущают и обескураживают,
и при всем многообразии подходов детство
по-прежнему загадочно, таинственно, непредсказуемо.
14
1. Мухина, В.С. Возрастная
психология. Феноменология развития [Текст]:
учебник для студ. высш. учеб. заведений
/ В.С.Мухина. – 11-е изд., прераб. и доп. –
М.: Академия, 2007. – 640 с.
2. Обухова, Л.Ф. Возрастная
психология [Текст]: учебное пособие / Л.Ф.Обухова.
– М.: Педагогическое общество России,
1999. – 442 с.
3. Фельдштейн, Д.И.
Детство как социально-