Деятельность и личность: строение и развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:11, доклад

Краткое описание

Активность. Субъект активно строит свое поведение. Рубинштейн выражает это такими словами: внешние условия действуют только через внутренние. Это значит, что воздействие внешних условий на поведение не является прямым. Значит, субъект активен. Он модифицирует, изменяет внешние воздействия.
Способность к развитию и саморазвитию. Леонтьев: "внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет". Субъект способен к развитию, преобразованию себя.
Наличие противоречий. Субъект неоднороден, есть разные инстанции в субъекте, между которыми могут возникать противоречия. Способность к развитию должна содержать некие условия. Условием любого развития является противоречие

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельность и личность.docx

— 24.12 Кб (Скачать файл)

Деятельность и личность: строение и развитие личности

Подходы к  изучению личности:

             Дифференциальная психология: личность изучается как составная структура, выделяются единицы и элементы.

Общая психология: функциональный подход, изучаются причины  возникновения свойств.

Проблема  условий развития.

             Дифференциальная психология: рассматривает результат развития, а не причину.

Общая психология. Условия развития личности: природные  предпосылки, социальные условия существования  становления личности, культурные принципы решения личностных проблем. Ядро личности – (а) структура мотивов, (б) осознание  мотивов.

Понятия субъекта, индивида, личности.

           Субъект – это родовое понятие, базовая психологическая категория, охватывает все названные понятия. Деятельность – взаимодействие внешних и внутренних условий. Внешние – окружающий нас мир, социальные отношения, внутренние условия – субъект. Субъект – совокупность внутренних условий деятельности.

Свойства  субъекта:

             Активность. Субъект активно строит свое поведение. Рубинштейн выражает это такими словами: внешние условия действуют только через внутренние. Это значит, что воздействие внешних условий на поведение не является прямым. Значит, субъект активен. Он модифицирует, изменяет внешние воздействия.

             Способность к развитию и саморазвитию. Леонтьев: "внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет". Субъект способен к развитию, преобразованию себя.

             Наличие противоречий. Субъект неоднороден, есть разные инстанции в субъекте, между которыми могут возникать противоречия. Способность к развитию должна содержать некие условия. Условием любого развития является противоречие

Итак, субъект  активен, способен к развитию потому, что в нем содержаться противоречия.

              Субъекта нельзя рассматривать изолированно от мира, в котором он живет и действует. Если в человеке сочетается несколько субъектов, значит каждый человек одновременно существует в нескольких мирах. Он является частью различных предметных областей.

Таких основных областей можно выделить 3: природа, общество, культура.

А) природный  субъект,

Б) социальный

В) культурный.

А: субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды (на основе врожденного опыта, полученного в биологической эволюции). Так человек, как часть природы (животное), есть представитель своего биологического вида.

Б: субъект присвоения и адекватного применения коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в данном обществе. Каждый человек – член определенного общества, обладающий психическими свойствами, приемами общения, адекватными занимаемой им позиции.

В: субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе универсальных, т.е. общечеловеческих норм. При решении собственных проблем (например, в ситуации мотивационного конфликта) человек может стать субъектом культуры, способным к осмысленному преобразованию уже присвоенных им социальных правил.

В современной  психологии слово "личность" используется в разном объеме. Объем понятия  имеет, по крайней мере, три варианта.

              1-й вариант. Личность понимается широко, все три субъекта вместе. Личность – синоним понятия субъект (по С.Л.Рубиншнейну). Индивидуальность – это совокупность всех психических свойств, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Личность – это индивидуальность. Но индивидуальностью обладают и животные – тоже есть свой характер, темперамент. В этом случае и животных приходится называть личностями.

              2-й вариант. В понятие "личность" входит совокупность субъектов Б и В. Этот вариант в отечественной психологии принадлежит А.Н.Леонтьеву. Личность прежде всего социальное понятие, а тот, кто является природным субъектом, тот именуется индивидом. "есть социальные и культурные субъекты – личность, природный – индивид, организм, представитель вида. Индивид – природно, личность – социально". В мировой психологии 2-й вариант понятия личность ярко представлен в концепции А.Адлера. Так, согласно концепции, индивидуальной психологии Адлера исходным для развития личности является социальное чувство, или чувство общности, связанное с необходимостью войти в общество и занять в нем полноценное место.

Реализации  этого чувства препятствуют:

а) физические дефекты (их интерпретация),

б) авторитарное воспитание,

в) излишняя эмоциональная опека. Если эти препятствия  имеют место, то весьма вероятен комплекс неполноценности – собственная  проблема, которую надо как-то разрешить, компенсировать. Есть два пути –  негативный и позитивный. Негативную компенсацию комплекса неполноценности  следует признать только социальную: это попытка компенсации последствий  комплекса, но не его истоков. Такова по Адлеру неверная личностная защита – стремление к личному превосходству, власти. Позитивная компенсация комплекса  должна быть названа культурной. Она  начинается с того, что человек  не компенсирует последствий, а обращается к истокам комплекса неполноценности. Цель достигается через сотрудничество с другими людьми. Совокупность способов достижения жизненной цели есть индивидуальный жизненный стиль, характер человека – основное понятие Адлера.

              3-й вариант. Личность в точном, узком смысле есть только субъект культуры (В). Личность – только субъект, сам решающий свои проблемы и отвечающий за их решения. Социальный субъект здесь социальный индивид, природный – природный организм. Опираясь на Леонтьева, индивид и личность различаются так: индивид присваивает опыт (как правило, не свой: природы, формированный в обществе), а личность – преобразует опыт, и, прежде всего, собственный. В мировой психологии этот вариант восходит к архетипу самости Юнга – центральному среди остальных. Самость – подлинное Я. Понятие самости перешло в гуманистическую психологию, получив новое название – реальное, или подлинное Я. При рассмотрении личности в узком смысле охватываются критические моменты жизненного пути человека, требующие самостоятельного решения собственных проблем, ответственного выбора, в результате которого происходит становление, осознание и преобразование мотивационной сферы. Тогда личность следует отличать от индивида, имея в виду не только природную особь, но и представителя конкретного общества – социального индивида: в своем культурном развитии личность может не совпадать с носителем конкретных сложившихся общественных установлений.

             Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизованных мотивационных линий. Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы. Узлы, их иерархии образуют «центр личности», который называют Я, он находится не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии.

Представление о личности – представление о  мотивационной сфере.

              А. Н. Леонтьев: три направления развития личности и измерения ее структуры:

широта связей человека с общественным миром (число  потенциальных мотивов деятельности). Набор. Например, когнитивная сложность.

степень иерархизации мотивов (соподчинение мотивов), упорядоченный  набор.

индивидуальный  профиль мотивационной сферы. Изучение с помощью временных срезов.                       

             Жан Пиаже: качественно разные стадии развития.

Эти параметры  и определяют развитие личности. Увеличение числа мотивов не является развитием  личности по Леонтьеву. Развитие происходит только в плане предметных связей, социальных отношений.

1-е рождение. Феномен горькой конфеты. Соподчинение  мотивов.

2-е рождение. Самосознание. Мотивация бессознательна, нужен специальный анализ. Мотивационная  сфера может быть осознана. Рождение  личности в узком смысле –  осознание мотивационной сферы,  которая сложилась стихийно. Осознание  – необходимо, но не достаточно. Личность входит во внешний  мир и себя изменяет. Развитие  требует усилия, работы. Деятельность  направлена на внешний мир,  только тогда возможны изменения,  нельзя просто так сесть и  изменить внутренний мир.

              Строение личности постоянно меняется (стадии Пиаже), каждая стадия развития личности – завершение какого-либо этапа, но на нем сохраняются определенные противоречия, которые станут источником последующего развития.

              Точное понимание личности содержит противоречие. Ведь личность, возникает лишь при вхождении человека в общество, а теперь она отличается от социального индивида, выходит за его пределы. Данное противоречие разрешается в опоре на известную фразу Леонтьева: "Личность рождается дважды". 1-е рождение происходит внутри социального индивида. При рождении личность и социальный индивид совпадают, культурные нормы в данном случае тождественны социальным правилам. 2-й раз личность рождается вне социального индивида. Обретает черты: самостоятельность, ответственность, понимание культуры, и, если это необходимо, отделяет культурные нормы от конкретного общественного опыта.

Критерии  сформировавшейся личности:

              Существует иерархия мотивов, человек способен преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого (первое рождение личности).

Существует  способность к сознательному  руководству своим поведением, наличие  самосознания (второе рождение личности).

Развитие  личности.

Личность  в общественной истории.

Личность  в о нтогенезе 

Личность  в общественной истории. Условно  выделим два типа обществ:

Традиционное  общество (средневековая община, ремесленный  цех; первобытные общества (Дюркгейм)). При всем многообразии наших проблем  все они сводятся к двум – выбор  профессии и создание собственной  семьи. В традиционном обществе у  человека нет выбора, права решать эти проблемы. Решение принимается  в соответствии с социально-культурными  нормами. Человек становится личностью, когда входит в социальное целое. Нет разницы между Я и Мы. Это целое всегда противопоставляет  себя кому-то. Личность есть в определенном социальном сословии – шаманы, священники, учителя – они сохраняют культуру. Личность – это социально-политический институт, особый слой хранителей культуры. Отдельный человек не является личностью в принципе. У него неполная самостоятельность, а ответственность совместная. Соотношение общественных правил и культурных норм: социальное = культурное. Самостоятельность человека всегда подкреплена помощью воспитателя. Личностный поступок разделен между 2 людьми. Личность - взаимодействие между людьми. За результат личностного поступка отвечает воспитатель, он разделяет ответственность. В первом рождении – личность внутри социального индивида. Вывод: культурные нормы и социальные правила совпадают, социокультурная регуляция поведения. Личность внутри социального индивида.

 

Современное общество. У человека возникает возможность  собственного выбора, смены социальных позиций, самостоятельного осуществления 2 главных выборов (“мещанин во дворянстве”). Даниэль Дефо, «Робинзон Крузо» –  учебник по второму рождению личности. Первое – выскакивает из своей  семьи. Он открывает на собственном  примере правило «Не убий». То, что туземцам, здесь, на этом острове  можно (социальные нормы племени), ему  – нельзя (культурные нормы - нельзя убивать себе подобного). Социальные правила относительны, универсальные  правила (культурные) – абсолютны. За их сохранение отвечает каждый человек. Опора на собственные возможности  и способности - человек самостоятелен. Личность выходит за пределы социального  индивида.

Личность  в онтогенезе

Развитие  личности состоит из двух этапов:

1.развитие потребностно–мотивационной сферой (первое рождение, в поступке),

2.развитие самосознания (второе рождение, в поступке осознанном).

              Первое рождение личности: кризис 3 лет. Кризис – смена побуждений, мотивов. Личность начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации (феномен “горькой конфеты”). «Я сам», ребенок готов к сотрудничеству со взрослыми. На столе лежит предмет, а стул, на котором сидит ребенок – далеко от стола. Нужно достать предмет не вставая со стула. Какова ситуация мотивационного выбора? Один объект привлекателен (материальная награда), но социокультурный запрет – не вставать со стула. Пока взрослый в комнате, ребенок сидит – социокультурный запрет соблюдается, ответственность совместная. Взрослый уходит. Социальный индивид может лгать, это игра. Ребенок не должен лгать взрослому, если это личность. Феномен – уникальное явление. Ребенок ест и плачет. “Конфета оказалась горькой по личностному смыслу” (Леонтьев). Не был соблюден социокультурный запрет – нарушена договоренность со взрослым. Перед поступком мотивы были рядоположены, после него – один победил, а другой стал соподчиненным. Результат первого рождения личности - иерархия мотивов. Существует ведущий мотив (для детей – в присутствии взрослых). Дети могут не осознавать ведущие мотивы своих поступков, решения они принимают вместе со взрослыми. Функции мотива – побуждать к действию и образовывать смыслы (конфета горькая по личностному смыслу). Эти функции мотив будет выполнять даже тогда, когда неосознаваем. Ребенок существует как личность только вместе с взрослым, внутри социального индивида.

Второе рождение личности: подростковый возраст 10 - 14 лет. Происходит осознание своих мотивов. У человека появляется возможность  действовать самостоятельно. Когда  мотивы осознаются, то возможно изменение  их структуры, преобразование ядра личности. На этом этапе человек непременно сам участвует в формировании себя, осознанно и целеустремленно  устанавливает свою иерархию мотивов. Но эта работа не ограничивается работой  сознания, а подкрепляется конкретными  поступками.

Чем является природа (1), общество (2), культура (3) для  развития личности?

природные черты - органические предпосылки развития личности (способности, темперамент  и т. п.). исходные данные для дальнейшего  преобразования. Эти черты приобретают  значение, когда человек входит в  общество. Природные черты - материал для постановки личностных проблем.

Общество - необходимое условие  развития личности. Необходимо для 1-го рождения и недостаточно для 2-го. Это условия для постановки проблем.

Культура, культурные нормы – а) культурный опыт - универсальные  правила или принципы решения  личностных проблем; б) культурный предмет  – средство преобразования природы (ложка); в) культурная норма – защита преобразованной природы.

Информация о работе Деятельность и личность: строение и развитие личности