Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:11, доклад
Активность. Субъект активно строит свое поведение. Рубинштейн выражает это такими словами: внешние условия действуют только через внутренние. Это значит, что воздействие внешних условий на поведение не является прямым. Значит, субъект активен. Он модифицирует, изменяет внешние воздействия.
Способность к развитию и саморазвитию. Леонтьев: "внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет". Субъект способен к развитию, преобразованию себя.
Наличие противоречий. Субъект неоднороден, есть разные инстанции в субъекте, между которыми могут возникать противоречия. Способность к развитию должна содержать некие условия. Условием любого развития является противоречие
Деятельность и личность: строение и развитие личности
Подходы к изучению личности:
Дифференциальная психология: личность изучается как составная структура, выделяются единицы и элементы.
Общая психология: функциональный подход, изучаются причины возникновения свойств.
Проблема условий развития.
Дифференциальная психология: рассматривает результат развития, а не причину.
Общая психология. Условия развития личности: природные предпосылки, социальные условия существования становления личности, культурные принципы решения личностных проблем. Ядро личности – (а) структура мотивов, (б) осознание мотивов.
Понятия субъекта, индивида, личности.
Субъект – это родовое понятие, базовая психологическая категория, охватывает все названные понятия. Деятельность – взаимодействие внешних и внутренних условий. Внешние – окружающий нас мир, социальные отношения, внутренние условия – субъект. Субъект – совокупность внутренних условий деятельности.
Свойства субъекта:
Активность. Субъект активно строит свое поведение. Рубинштейн выражает это такими словами: внешние условия действуют только через внутренние. Это значит, что воздействие внешних условий на поведение не является прямым. Значит, субъект активен. Он модифицирует, изменяет внешние воздействия.
Способность к развитию и саморазвитию. Леонтьев: "внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет". Субъект способен к развитию, преобразованию себя.
Наличие противоречий. Субъект неоднороден, есть разные инстанции в субъекте, между которыми могут возникать противоречия. Способность к развитию должна содержать некие условия. Условием любого развития является противоречие
Итак, субъект
активен, способен к развитию потому,
что в нем содержаться
Субъекта нельзя рассматривать изолированно от мира, в котором он живет и действует. Если в человеке сочетается несколько субъектов, значит каждый человек одновременно существует в нескольких мирах. Он является частью различных предметных областей.
Таких основных областей можно выделить 3: природа, общество, культура.
А) природный субъект,
Б) социальный
В) культурный.
А: субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды (на основе врожденного опыта, полученного в биологической эволюции). Так человек, как часть природы (животное), есть представитель своего биологического вида.
Б: субъект присвоения и адекватного применения коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в данном обществе. Каждый человек – член определенного общества, обладающий психическими свойствами, приемами общения, адекватными занимаемой им позиции.
В: субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе универсальных, т.е. общечеловеческих норм. При решении собственных проблем (например, в ситуации мотивационного конфликта) человек может стать субъектом культуры, способным к осмысленному преобразованию уже присвоенных им социальных правил.
В современной психологии слово "личность" используется в разном объеме. Объем понятия имеет, по крайней мере, три варианта.
1-й вариант. Личность понимается широко, все три субъекта вместе. Личность – синоним понятия субъект (по С.Л.Рубиншнейну). Индивидуальность – это совокупность всех психических свойств, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Личность – это индивидуальность. Но индивидуальностью обладают и животные – тоже есть свой характер, темперамент. В этом случае и животных приходится называть личностями.
2-й вариант. В понятие "личность" входит совокупность субъектов Б и В. Этот вариант в отечественной психологии принадлежит А.Н.Леонтьеву. Личность прежде всего социальное понятие, а тот, кто является природным субъектом, тот именуется индивидом. "есть социальные и культурные субъекты – личность, природный – индивид, организм, представитель вида. Индивид – природно, личность – социально". В мировой психологии 2-й вариант понятия личность ярко представлен в концепции А.Адлера. Так, согласно концепции, индивидуальной психологии Адлера исходным для развития личности является социальное чувство, или чувство общности, связанное с необходимостью войти в общество и занять в нем полноценное место.
Реализации этого чувства препятствуют:
а) физические дефекты (их интерпретация),
б) авторитарное воспитание,
в) излишняя
эмоциональная опека. Если эти препятствия
имеют место, то весьма вероятен комплекс
неполноценности – собственная
проблема, которую надо как-то разрешить,
компенсировать. Есть два пути –
негативный и позитивный. Негативную
компенсацию комплекса
3-й вариант. Личность в точном, узком смысле есть только субъект культуры (В). Личность – только субъект, сам решающий свои проблемы и отвечающий за их решения. Социальный субъект здесь социальный индивид, природный – природный организм. Опираясь на Леонтьева, индивид и личность различаются так: индивид присваивает опыт (как правило, не свой: природы, формированный в обществе), а личность – преобразует опыт, и, прежде всего, собственный. В мировой психологии этот вариант восходит к архетипу самости Юнга – центральному среди остальных. Самость – подлинное Я. Понятие самости перешло в гуманистическую психологию, получив новое название – реальное, или подлинное Я. При рассмотрении личности в узком смысле охватываются критические моменты жизненного пути человека, требующие самостоятельного решения собственных проблем, ответственного выбора, в результате которого происходит становление, осознание и преобразование мотивационной сферы. Тогда личность следует отличать от индивида, имея в виду не только природную особь, но и представителя конкретного общества – социального индивида: в своем культурном развитии личность может не совпадать с носителем конкретных сложившихся общественных установлений.
Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизованных мотивационных линий. Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы. Узлы, их иерархии образуют «центр личности», который называют Я, он находится не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии.
Представление о личности – представление о мотивационной сфере.
А. Н. Леонтьев: три направления развития личности и измерения ее структуры:
широта связей
человека с общественным миром (число
потенциальных мотивов
степень иерархизации мотивов (соподчинение мотивов), упорядоченный набор.
индивидуальный профиль мотивационной сферы. Изучение с помощью временных срезов.
Жан Пиаже: качественно разные стадии развития.
Эти параметры и определяют развитие личности. Увеличение числа мотивов не является развитием личности по Леонтьеву. Развитие происходит только в плане предметных связей, социальных отношений.
1-е рождение.
Феномен горькой конфеты.
2-е рождение.
Самосознание. Мотивация бессознательна,
нужен специальный анализ. Мотивационная
сфера может быть осознана. Рождение
личности в узком смысле –
осознание мотивационной сферы,
Строение личности постоянно меняется (стадии Пиаже), каждая стадия развития личности – завершение какого-либо этапа, но на нем сохраняются определенные противоречия, которые станут источником последующего развития.
Точное понимание личности содержит противоречие. Ведь личность, возникает лишь при вхождении человека в общество, а теперь она отличается от социального индивида, выходит за его пределы. Данное противоречие разрешается в опоре на известную фразу Леонтьева: "Личность рождается дважды". 1-е рождение происходит внутри социального индивида. При рождении личность и социальный индивид совпадают, культурные нормы в данном случае тождественны социальным правилам. 2-й раз личность рождается вне социального индивида. Обретает черты: самостоятельность, ответственность, понимание культуры, и, если это необходимо, отделяет культурные нормы от конкретного общественного опыта.
Критерии сформировавшейся личности:
Существует иерархия мотивов, человек способен преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого (первое рождение личности).
Существует способность к сознательному руководству своим поведением, наличие самосознания (второе рождение личности).
Развитие личности.
Личность в общественной истории.
Личность в о нтогенезе
Личность в общественной истории. Условно выделим два типа обществ:
Традиционное
общество (средневековая община, ремесленный
цех; первобытные общества (Дюркгейм)).
При всем многообразии наших проблем
все они сводятся к двум – выбор
профессии и создание собственной
семьи. В традиционном обществе у
человека нет выбора, права решать
эти проблемы. Решение принимается
в соответствии с социально-культурными
нормами. Человек становится личностью,
когда входит в социальное целое.
Нет разницы между Я и Мы.
Это целое всегда противопоставляет
себя кому-то. Личность есть в определенном
социальном сословии – шаманы, священники,
учителя – они сохраняют
Современное общество. У человека возникает возможность собственного выбора, смены социальных позиций, самостоятельного осуществления 2 главных выборов (“мещанин во дворянстве”). Даниэль Дефо, «Робинзон Крузо» – учебник по второму рождению личности. Первое – выскакивает из своей семьи. Он открывает на собственном примере правило «Не убий». То, что туземцам, здесь, на этом острове можно (социальные нормы племени), ему – нельзя (культурные нормы - нельзя убивать себе подобного). Социальные правила относительны, универсальные правила (культурные) – абсолютны. За их сохранение отвечает каждый человек. Опора на собственные возможности и способности - человек самостоятелен. Личность выходит за пределы социального индивида.
Личность в онтогенезе
Развитие личности состоит из двух этапов:
1.развитие потребностно–мотивационной сферой (первое рождение, в поступке),
2.развитие самосознания (второе рождение, в поступке осознанном).
Первое рождение личности: кризис 3 лет. Кризис – смена побуждений, мотивов. Личность начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации (феномен “горькой конфеты”). «Я сам», ребенок готов к сотрудничеству со взрослыми. На столе лежит предмет, а стул, на котором сидит ребенок – далеко от стола. Нужно достать предмет не вставая со стула. Какова ситуация мотивационного выбора? Один объект привлекателен (материальная награда), но социокультурный запрет – не вставать со стула. Пока взрослый в комнате, ребенок сидит – социокультурный запрет соблюдается, ответственность совместная. Взрослый уходит. Социальный индивид может лгать, это игра. Ребенок не должен лгать взрослому, если это личность. Феномен – уникальное явление. Ребенок ест и плачет. “Конфета оказалась горькой по личностному смыслу” (Леонтьев). Не был соблюден социокультурный запрет – нарушена договоренность со взрослым. Перед поступком мотивы были рядоположены, после него – один победил, а другой стал соподчиненным. Результат первого рождения личности - иерархия мотивов. Существует ведущий мотив (для детей – в присутствии взрослых). Дети могут не осознавать ведущие мотивы своих поступков, решения они принимают вместе со взрослыми. Функции мотива – побуждать к действию и образовывать смыслы (конфета горькая по личностному смыслу). Эти функции мотив будет выполнять даже тогда, когда неосознаваем. Ребенок существует как личность только вместе с взрослым, внутри социального индивида.
Второе рождение личности: подростковый возраст 10 - 14 лет. Происходит осознание своих мотивов. У человека появляется возможность действовать самостоятельно. Когда мотивы осознаются, то возможно изменение их структуры, преобразование ядра личности. На этом этапе человек непременно сам участвует в формировании себя, осознанно и целеустремленно устанавливает свою иерархию мотивов. Но эта работа не ограничивается работой сознания, а подкрепляется конкретными поступками.
Чем является природа (1), общество (2), культура (3) для развития личности?
природные черты - органические предпосылки развития личности (способности, темперамент и т. п.). исходные данные для дальнейшего преобразования. Эти черты приобретают значение, когда человек входит в общество. Природные черты - материал для постановки личностных проблем.
Общество - необходимое условие развития личности. Необходимо для 1-го рождения и недостаточно для 2-го. Это условия для постановки проблем.
Культура, культурные нормы – а) культурный опыт - универсальные правила или принципы решения личностных проблем; б) культурный предмет – средство преобразования природы (ложка); в) культурная норма – защита преобразованной природы.
Информация о работе Деятельность и личность: строение и развитие личности