Деятельность как категория психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:52, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа, и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.
Психологический анализ деятельности позволяет классифицировать ее с точки зрения структурных элементов, характера выполняемых функций и качественных особенностей получаемых результатов. Использование категории деятельности - отличительная черта отечественной психологии.

Содержание

Введение
1. Деятельность как категория психологии
1.1 Деятельностный подход по Л.С. Выгодскому
1.2 Деятельностный подход по А.Н.Леонтьеву
1.3 Деятельностный подход по С.Л.Рубинщтейну
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

методология2.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

 

Введение

1. Деятельность как категория психологии

1.1 Деятельностный подход по Л.С. Выгодскому

1.2 Деятельностный подход по А.Н.Леонтьеву

1.3 Деятельностный подход по С.Л.Рубинщтейну

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

4

5

6

8

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа, и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Психологический анализ деятельности позволяет классифицировать ее с точки зрения структурных элементов, характера выполняемых функций и качественных особенностей получаемых результатов. Использование категории деятельности - отличительная черта отечественной психологии.

В настоящей работе изложены основные концептуальные положения деятельностных теорий Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. [2,4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Деятельность как категория психологии.

 

Деятельность — процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Деятельностью можно  назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

В структуре деятельности выделяются:

- мотивы - побуждающие  субъекта к деятельности;

- цели - как прогнозируемые  результаты этой деятельности;

- операции - с помощью которых деятельность выполняется.

Использование категории  деятельности - отличительная черта  отечественной психологии. Для отечественной  психологии характерны следующие утверждения:

1) Положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию, как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (бихевиоризм; необихевиоризм) Принцип единства сознания и деятельности обобщает ряд теоретических положений. Содержанием сознания становятся, прежде всего те объемы или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется;

2) Введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях обязательно предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического. [1,2,4]

 

1.1 Деятельностный подход по Л.С. Выгодскому

 

Л.С. Выготский «деятельность есть система процессов, осуществляющих отношение субъекта к действительности».

Формой существования  всякого живого тела вообще является процесс его жизнедеятельности.

На известной ступени развития возникает особая, высшая форма жизнедеятельности - психическая деятельность. Ее особенность в том, что она внутренне опосредствована (внутренне связана с) отражением организмом (субъектом деятельности) предметной действительности.

Психическая деятельность есть форма осуществления жизни - биологической у животного, общественной - у человека.

В деятельности осуществляется отношение субъекта к действительности, к предмету его жизненной потребности - потребности биологической у  животного, к человеческим, историческим по своей природе потребностям у человека.

Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в  поведении и проявляется. Деятельность и сознание - не два в разные стороны  обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тожество, но единство.

Акт человеческой деятельности - это сложное образование, которое, не будучи только психическим процессом, выходя за пределы психологии в области  физиологии, социологии и т. д., внутри себя включает психологические компоненты.

Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему более или менее сознательных действий или поступков.

Действие - это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие, далее, становится поступком по мере того, как и отношение действия к действующему субъекту, к самому себе и к другим людям как субъектам, поднявшись в план сознания, т. е. превратившись в сознательное отношение, начинает регулировать действие.

Цель деятельности возникает  у человека как образ предвидимого результата созидания.

Сейчас деятельность рассматривается как очень сложная структура, составленная из разнородных элементов и связей между ними.

Можно представить в  виде единицы деятельности весь социальный организм в целом; это будет универсум деятельности. Структура подобной единицы будет охватывать вещи, самих людей и процессы их изменения; люди в этом случае будут элементами деятельности. Мы считаем такое, социологическое представление деятельности исходным в ее теории». [1,3,4]

 

1.2 Деятельностный подход по А.Н.Леонтьеву

 

По А.Н. Леонтьеву, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.

Исходные предпосылки:

1. Преодоление «постулата непосредственности» путем введения категории предметной деятельности;

2. Идея деятельности как единства процессов преобразования и отражения действительности;

3. Идея единства «внешних» и «внутренних» форм деятельности и формирования «внутреннего» через интериоризацию «внешнего»;

4. Идея единства субъективного и объективного, индивидуального и социального в деятельности и через деятельность;

5. Историко-генетический принцип анализа, реализующий системный подход в смысле К.Маркса. [3]

Источником психического развития ребенка является человеческая культура, движущими силами этого процесса служат возрастные изменения объективного положения ребенка в системе его отношений со взрослыми и возрастные изменения его деятельности.

А. Н. Леонтьев считал, что детство имеет конкретно-исторический характер, оно развивается в ходе общественной истории.

Культура как общий  источник психического развития ребенка  выступает в этой своей функции  только тогда, когда ребенок выполняет деятельность, направленную на присвоение общественных способностей, опредмеченных в виде элементарных орудий, предметов обихода, языка, произведений искусства и т.д. Ребенок должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя, разумеется, и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности. В собственной деятельности ребенок распредмечивает соответствующие части культуры и тем самым присваивает связанные с ними общественные способности.

В ранних формах общение  ребенка с другими опосредствовано  не словом, а предметом; отношение  же к нему ребенка первоначально  опосредствовано прямыми предметными  действиями взрослого.

В трудах А. Н. Леонтьева  последовательно проводится мысль, что принципиальное и ключевое значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями, т.е. изучение интериоризации.

Каждому возрастному этапу соответствует определенный (ведущий) тип деятельности. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.

Содержание и форма  ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в  которых протекает развитие ребенка. В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми; орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста; сюжетно-ролевая игра дошкольника; учебная деятельность в младшем школьном возрасте; интимно-личностное общение подростков; профессионально-учебная деятельность в ранней юности. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. [3,4]

 

1.3 Деятельностный подход по С.Л.Рубинщтейну

 

М.Я. Басов, руководя педологическим отделением Ленинградского педагогического  института им. Герцена, пригласил  С.Л. Рубинштейна на кафедру психологии, где он написал свой главный труд «Основы общей психологии». [4]

В этом труде С.Л.Рубинштейн описал принцип «единства сознания и деятельности». Как отмечалось выше, вопрос о системном и смысловом строении сознания был центральным для Л.С. Выготского, а вопрос о структуре деятельности - центральным для Басова. В то же время роль предметной деятельности в построении сознания оставалась вне поля зрения Выготского, а категория сознания - вне поля зрения Басова.

Сомкнуть сознание с  процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется  в этом процессе, – таков был  подход Рубинштейна к предмету психологии. Это существенно изменяло перспективу конкретных исследований, призванных исходить из того, что «все психические процессы выступают в действительности как стороны, моменты труда, игры, учения, одного из видов деятельности. Реально они существуют лишь во взаимосвязи и взаимопереходах всех сторон сознания внутри конкретной деятельности, формируясь в ней и ею определяясь». [4,5]

Идея о том, что общение  человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом  уровне), но совершается не иначе, как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе, становится важнейшей проблемой психологии.

Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. Предполагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями. Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт.

По С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности. Вообще, внешние причины действуют через внутренние условия.

При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой, деятельность следует отличать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от взаимодействия трех компонент: знаний, умений и мотивации. [5]

 

 

 

Заключение 

 

Деятельность человека – это всегда процесс развития самого человека. Прежде всего – производительных сил человека, которые необходимо исследовать в реальном контексте конкретного бытия конкретного человека.

Современные исследователи, опираясь работы ученых, считают, что средства и орудия деятельности являются ее важнейшими и ведущими психологическими характеристиками, потому что в них объективно выражается и через них объективно реализуется созидающая, предметно-преобразующая суть любой деятельности человека и его психологии.

Условия и механизмы изменения структуры, состава и содержания операционного фонда деятельности, ее конкретного инструментария – тех средств и способов, благодаря которым деятельность осуществляется и развивается, и должны являться основным объектом интереса психолога и непосредственным предметом его исследований. [1,6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию М: “АСТ Астрель” 2008
  2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. - СПб.: Питер, 2006
  3. Нечаев Н.Н. А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин: Диалог во времени. // Вопросы психологии. – 2003, № 2.
  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов н/Д., 1996.
  5. С.Л. Рубинштейн  Основы общей психологии. М.: “Питер”, 2008.
  6. Сидоров П.И. Парников А.В. Клиническая психология  М.: “ГЭОТАР - Медиа”.

 




Информация о работе Деятельность как категория психологии