Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:37, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Для ребенка естественно то, что в процессе воспитания и обучения он развивается, становится тем, кто он есть. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка деятельность учителя обречена на безнадежный формализм. Наблюдения за работой многих классных руководителей показали, что нравственное воспитание в школе имеет именно такой, формальный характер: добиваясь от учащихся форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, учитель, не зная мотивов, по которым эти правила выполняются детьми, на самом деле ничего не знает о личности учащегося.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
§ 1. Понятие и сущность основных понятий исследования: мотив, мотивация, нравственное поведение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
§ 2. Психолого-педагогические основы процесса формирования мотивов нравственного поведения младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . 11
§ 3. Характеристика методов формирования мотивов нравственного поведения младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
§ 4. Состояние вопроса в практике работы учителей начальных классов (по результатам констатирующего эксперимента). . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

maxdiplomru-30.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)




 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

по  педагогике

на  тему:

"Деятельность  классного руководителя по формированию  нравственного поведения младших  школьников"

 

 

 

 

 

План:

Введение.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .2

§ 1.  Понятие  и  сущность  основных  понятий  исследования:  мотив,  мотивация,  нравственное  поведение.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 4

§ 2.  Психолого-педагогические  основы  процесса  формирования  мотивов  нравственного  поведения  младших  школьников.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 11

§ 3.  Характеристика  методов  формирования  мотивов  нравственного  поведения  младших  школьников.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 17

§ 4.  Состояние  вопроса  в  практике  работы  учителей  начальных  классов  (по  результатам  констатирующего  эксперимента).  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 27

Заключение.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .34

Список  литературы.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  темы.  Для ребенка естественно то,  что в процессе  воспитания  и  обучения  он  развивается,  становится  тем,  кто  он  есть.  Без  зоркости  к  внутреннему  содержанию  действий  ребенка  деятельность  учителя обречена  на  безнадежный формализм.  Наблюдения  за  работой многих  классных  руководителей показали, что нравственное воспитание в школе имеет именно такой, формальный  характер:  добиваясь  от  учащихся  форм  поведения,  внешне,  результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, учитель,  не  зная  мотивов,  по  которым  эти  правила  выполняются  детьми,  на  самом  деле  ничего  не  знает  о  личности  учащегося.

Анализируя  научную  литературу  по  этому вопросу,  мы  не  обнаружили сколько-нибудь  его систематического  освещения,  хотя  многими авторами  некоторые  аспекты  нравственного  воспитания  рассматривались.

Собственно,  вышеописанное  и  обусловило  выбор  данной  темы  для  исследования,  объектом  которого  являются  мотивы  нравственного поведения младших школьников;  предметом  – деятельность  классного руководителя  по  их  формированию.

Анализ  состояния  вопроса  в  теории  и  практике  позволил  сформулировать  гипотезу:  повысить  эффективность  работы  по  формированию  мотивов  нравственного  поведения  можно,  если  выполнять  следующие  условия:

  • знать  уровень  психической  зрелости  ребенка;
  • знать  особенности  мотивационной  сферы  младших  школьников;
  • стимулировать нравственное  поведение учащихся;
  • использовать  разнообразные  методы  и  приемы.

Цель  исследования:  выявить основные  методы  и приемы,  повышающие  эффективность работы  по  формирования  мотивов нравственного поведения учащихся.

В  соответствии  с  гипотезой  и  целью  исследования  были  определены  основные  задачи:

  • проанализировать  понятия  мотива,  мотивации,  нравственного  поведения;
  • изучить  особенности  мотивации  нравственного  поведения  младшего  школьника;
  • проанализировать  методы формирования  мотивов нравственного поведения;
  • проверить  гипотезу  в  опытной  работе.

Важнейшими  источниками  исследования  являются:

  • научная  литература  по  психологии  и  педагогике;
  • педагогические  журналы  «Начальная  школа»  и  «Педагогика»;
  • «книги  для  учителя»;
  • пособия  по  педагогике  и  психологии  для  студентов  вузов;
  • межвузовские  сборники  научных  трудов  по  проблеме  нравственного  воспитания.

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач  была разработана  программа  исследования,  которая  включала  следующие  методы  исследования:

  • изучение  литературных  источников,
  • наблюдение  за  работой  учителей  начальных  классов,
  • беседы  с  завучем  и  учителями,
  • анкетирование.

Положения,  выносимые  на  защиту:  педагогическими  условиями  эффективной  работы  по  формированию  мотивов  нравственного  поведения  являются:

  • знание  уровня  психической  зрелости  ребенка;
  • знание  особенностей  мотивационной  сферы  младших  школьников;
  • стимулирование  нравственного  поведения  учащихся;
  • использование  разнообразных  методов  и  приемов  в  работе.

Для  проверки  гипотезы  количественному  и  качественному  анализу  были  подвергнуты  42  анкеты учащихся  3-их  классов.

Работа состоит  из введения, четырех параграфов, заключения, списка изученной  литературы  (36  источников).  Объем  работы  36  страниц  печатного  текста.

§ 1.  Понятие  и  сущность  основных  понятий  исследования:

мотив,  мотивация,  нравственное  поведение.

Поведение личности в ситуациях, которые на первый взгляд кажутся оди-      наковыми,  зачастую  является  весьма  разнообразным.  Это  разнообразие  трудно  объяснить,  обращаясь  только  к  ситуации.  За  объективно  абсолютно  одинаковыми  поступками,  действиями  человека  могут  стоять  совершенно  разные причины,  то  есть  побудительные  источники  этих  действий  могут  быть  различными. [26, с.146]

В  психологической  литературе  понятие  о  мотиве  трактуется  по-разному.  При  сходности  общего  подхода  к  пониманию мотива  существуют  некоторые расхождения  в  деталях  определения.

Радугин  А.  А.  считает,  что  мотив  –  это  побуждение  к  совершению  поведенческого  акта,  порожденное  системой  потребностей  человека  и  с  разной  степенью  осознаваемое  либо  не  осознаваемое  им  вообще. [25, с.103]

По  мнению  Немова  Р.  С.  мотив  –  это  внутренняя  устойчивая  психологическая  причина  поведения  человека. [15, с.666]

Реан  А.  А.  так  определяет  это  понятие:  «мотив  –  внутреннее  побуждение  личности  к  тому  или  иному  виду  активности  (деятельность,  общение,  поведение),  связанной  с  удовлетворением  определенной  потребности». [26, с.147]

Мы  видим,  что  в  психологии  само  определение  понятия  «мотив»  представляет  научную  проблему.  Одни  считают,  что  мотив  –  это  психическое  явление,  становящееся  побуждением  к  действию,  другие,  что  –  это  осознаваемая  причина,  лежащая  в  основе  выбора  действий  и  поступков  личности.  Мы  считаем,  что  задача  классного  руководителя  формировать  у  младшего  школьника  именно  устойчивые  осознаваемые  причины  поведения,  поэтому  мы  будем  поль- зоваться  определением,  которое  дает  Немов  Р.  С.  Отметим  еще,  что  мотивами  поведения  (устойчивыми  причинами)  могут  являться  взгляды,  убеждения,  понятия  человека  о  нравственности.

Мотив  является  предметом  деятельности.  Разумеется,  он  может  быть  как  вещественным,  так  и  идеальным,  как  данным  в  восприятии,  так  и  существующим  только  в  воображении,  мысли.  Главное,  что  за  ним  всегда  стоит  та  или  иная  потребность.  В  качестве  мотива  всегда  выступает  переживание  чего-то  личностно значимого для индивида. Одни мотивы, побуждая деятельность, вме-   сте  с  тем  придают  ей  личностный  смысл;  они  называются  смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и выполняющие роль побудительных фак-     торов  (положительных  или  отрицательных)  –  порой  остро  эмоциональных,  аффективных,  –  лишены  смыслообразующей  функции;  их  условно  называют  мотивами-стимулами. [29, с.184]

Мотив  может  характеризоваться  не  только  количественно  (по  принципу  «сильный  –  слабый»),  но  и  качественно.  В  этом  плане  обычно  выделяют  мотивы  внутренние  и  внешние.  При  этом  речь  идет  об  отношении  мотива  к  содержанию деятельности.  Если  для личности  деятельность  значима сама  по  себе,  то  говорят  о  внутренней  мотивации.  Если  же  значимы  другие  потребности,  то  говорят  о  внешних  мотивах.

Сами  внешние  мотивы  могут  быть  положительными  (мотив  достижения,  успеха)  и  отрицательными  (мотив  избегания).  Очевидно,  что  внешние  положительные  мотивы  более  эффективны,  чем  внешние  отрицательные,  даже  если  по  силе  они  равны.  К  тому  же  высокая  позитивная  мотивация  может  играть  роль компенсаторного фактора в случае  недостаточно  высоких специальных способностей  или недостаточного  запаса  у учащихся  требуемых знаний,  умений  и  навыков. [26, с.164]

В  процессе  совершения  поведенческих  актов  мотивы,  будучи  динамическими  образованиями,  могут  изменяться,  что  возможно  на  всех  фазах  совершения  поступка,  и  поведенческий  акт  нередко  завершается  не  по  первоначальной,  а  по  преобразованной  мотивации. [25, с.103]

Любой  поведенческий  акт  всегда  заканчивается  сравнением  задуманного  со  сделанным.  Задуманное  –  это  цель  деятельности,  а  цель  является  выражением  потребности,  она  показывает,  что  надо  делать.  Мотив  деятельности  раскрывает  характер  побуждений,  он  выражает  то,  ради  чего  должна  совершаться  деятельность. [16, с.33]

Содержание  деятельности  не  определяется  лишь  предметным  содержанием  потребности,  удовлетворяемой  этой  деятельностью.  Человек  учитывает  ситуацию,  наличие  субъективных  и  объективных  возможностей,  наличие  или  отсутствие  противоположных  потребностей  и  таких,  которые действуют  в  одном  направлении  с  основной.  Затем  на  основании  мотива,  который  имеет  данное  поведение  и  переживается  как  субъективное  основание  решения  действовать  так,  а  не  иначе,  субъект  оправдывает,  санкционирует  данное  поведение.  Мотив  заменяет  одно  поведение  другим,  менее  приемлемое  более  приемлемым,  и  этим  путем  создает  возможность  определенной  деятельности.  Действие,  объективно  связанное  с  двумя  мотивами  так,  что  служит  шагом  в  направлении  к  одному  из  них  и  одновременно  шагом  в  направлении  от  другого,  и  в  силу  этого  обладающее  конфликтным  смыслом,  есть  поступок.  Героический  поступок  –  тот,  который  человек  совершил,  одновременно  преодолевая  страх,  инстинкт  самосохранения,  общественное  давление  и  т.  п.  Бесчестный  поступок  –  тоже  преодоление,  но  уже  собственных  нравственных  запретов. [30, с.185]

Нравственный  смысл  поступка  оценивается,  прежде  всего,  по  его мотиву,  а не  по  внешней форме.  Люди  могут поступать нравственно,  чтобы добиться  одобрения окружающих,  и мотив такого  поведения носит эгоистический характер. [25, с.103]

Мотивация  как  движущая  сила  человеческого  поведения  занимает  ведущее  место  в  структуре  личности,  пронизывая  основные  ее  структурные  образования:  направленность  личности,  характер,  эмоции,  способности,  деятельность  и  психические  процессы.  Она  теснейшим  образом  связана  с  эмоциями.  Мотивация  поведения  принципиально  невозможна  вне  пределов  эмоций,  мотивационно-ценностной  сферы. [3, с.7]

Термином «мотивация»  в современной психологии обозначаются два психических  явления:

  1. совокупность  побуждений,  вызывающих  и  определяющих  активность  индивида,  то  есть  система  факторов,  детерминирующих  поведение,
  2. процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, ко- торый  стимулирует  и  поддерживает  поведенческую  активность  на  определенном  уровне. [30, с.185]

В  нашем  исследовании  мы  будем  иметь  в  виду  второе определение,  так  как в данном случае важна не совокупность побуждений сама по себе, а именно  процесс  формирования  мотивов  в  младшем  школьном  возрасте,  который  имеет  педагогическую  характеристику.

Мотивационного  объяснения  требуют  возникновение,  продолжительность,  устойчивость  поведения,  его  направленность  и  прекращение  после  достижения  цели, преднастроенность на будущие  события, повышение эффективности, смысловая  целостность  отдельно  взятого  поведенческого  акта. [25, с.103]

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся  чертами  личности.  К  таким  чертам  можно  отнести  мотивы  достижения  успеха  и  избегания  неудачи.  Личность  характеризуют  и  такие  мотивационные  образования  как  потребность  в  общении,  мотив  власти,  мотив  оказания  помощи  людям  и  агрессивность.  Это  –  мотивы,  имеющие  большое  социальное  значение,  так  как  они  определяют  отношение  к  людям. [25, с.103]

Для  правильной  организации  своей  работы  классному  руководителю  необходимо  знать,  как  формируется  мотивация  личности.  Существует  два  механизма.

  1. Заключается  в  том,  что  стихийно  сложившиеся  или  специально  организованные  воспитателем  условия  учебной  и  трудовой  деятельности  и  взаимоотношений  избирательно  актуализируют  отдельные  ситуативные  побуждения,  которые  при  систематической  актуализации  постепенно  переходят  в  устойчивые  мотивационные образования.  Это механизм  формирования  «снизу  вверх».
  2. Механизм  же  «сверху  вниз»  заключается  в  усвоении  воспитуемым  предъявляемых  ему  в  готовой  форме  побуждений,  идеалов,  содержания  направленности  личности,  которые  по  замыслу  воспитателя  должны  у  него  сформироваться  и  которые  сам  воспитуемый  должен  постепенно  превратить  из  внешне  понимаемых  во  внутренне  принятые  и  реально  действующие.

Информация о работе Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников