Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:21, контрольная работа
Свой жизненный путь Джон Локк начал 29 августа 1632 г. в Рингтоне, небольшом городке графства Сомерсетшир, близ Бристоля. Будущий философ рос в пуританской семье, оппозиционно настроенной к королю. Отец его был правоведом и исполнял секретарские обязанности у мировых судей своего графства. Локку было всего десять лет, когда революционные события приобрели значительный размах и когда отец его вступил в парламентское войско, приняв участие в военных действиях в качестве капитана конного эскадрона.
1. Детство и юность Дж.Локка…………………………………………. 2
2. Зрелость Джона Локка……………………………………………….. 4
3. Теория познания в главном сочинении "Опыт о человеческом разумении"………………………………………………........ 5
Критика концепции врожденных идей.…………………………… 6
Три вида знаний по степени истинности Локка…………………… 8
Ассоциация в понимании Локка…………………………………… 9
«Разумности христианства»………………………………………... 10
Заключение…………………………………………………………... 11
Список литературы………………………………………………….. 13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
Кафедра Общей и педагогической психологии
Специальность Педагог – психолог , 4 года обучения
Контрольная работа
По предмету Историческая психология
Тема: « Дж. Локк как основоположник эмпирической психологии 18-20 веков».
Выполнил: студентка 2 курса
Проверил:
Москва 2012
Содержание
1. Детство и юность Дж.Локка…………………………………………. 2
2. Зрелость Джона Локка……………………………………………….. 4
3. Теория познания в главном сочинении "Опыт о человечес –
ком разумении"………………………………………………..
Свой жизненный путь Джон Локк начал 29 августа 1632 г. в Рингтоне, небольшом городке графства Сомерсетшир, близ Бристоля. Будущий философ рос в пуританской семье, оппозиционно настроенной к королю. Отец его был правоведом и исполнял секретарские обязанности у мировых судей своего графства. Локку было всего десять лет, когда революционные события приобрели значительный размах и когда отец его вступил в парламентское войско, приняв участие в военных действиях в качестве капитана конного эскадрона. Английская революция середины XVII в. была третьей – после Великой крестьянской войны в Германии начала XVI в. и нидерландской революции конца XVI в. – буржуазной революцией в Европе. Характерной особенностью революции было то ,что в идеологической области она в значительной степени выражалась в форме столкновений религиозных идей. Молодой Джон Локк учился в Вестминстерской монастырской школе в то время, когда по приговору чрезвычайного парламента был казнён король. В это время у него были уже установившиеся взгляды на политические события. В школе господствовала схоластическая система обучения, Локк не вынес из неё ничего, кроме знания древних языков. В 1652 г. окончив школу, Локк на казённый счёт как лучший ученик поступил в Оксфордский университет, где увлекался трудами таких крупнейших ученых, как Декарт, Бэкон, Ньютон, интересовался естественными науками, занимался медициной. В течение более чем тридцати последующих лет судьба Локка так или иначе была связана с этим странным высшим учебным заведением. Колледж христовой церкви, где он учился, был типичным рассадником схоластической лжеучёности, и переход Оксфорда в руки пуритан мало что изменил. Своё разочарование в полученных здесь знаниях Локк позднее выразил в следующих словах: « мир наполнен книгами и диспутами; книги умножаются без увеличения знания». Затхлая лицемерно-казуистическая атмосфера профессорских прений, утвердившаяся в университетских стенах , религиозная нетерпимость сторонников англиканской церкви, а после победы республики – пуритан, происходившее на глазах Локка перерождение вчерашних противников королевского произвола в наглых стяжателей – всё это вызывало неприязненные чувства в молодом студенте, а позднее бакалавре и магистре. По окончании университета Локк был оставлен в нем как преподаватель греческого языка и литературы. Он настороженно присматривался к революционной борьбе, развертывавшейся в стране, не симпатизировал тем, кто выдвигался из простонародья. Но по правилам университетского устава Оксфорда того времени необходимым условием для оставления на постоянную преподавательскую работу было принятие духовного сана. Такое будущее не привлекало Локка; его интересы обратились к естественным наукам, в особенности к медицине. Он стал сторонником нового опытного метода при исследовании болезней, который был выдвинут врачом Сиденгэмом в противовес средневековым умозрениям. Это получило отражение в неоконченном трактате Д.Локка «О медицинском искусстве»(1669).Там же в начале 60-х годов Локк с большим рвением занимается физическими, химическими и метеорологическими опытами; у него складываются тесные дружеские отношения с естествоиспытателем Робертом Бойлем (1627-1691), которому он помогает в экспериментах.
В 1667 году Локк
познакомился с либеральным
Медицинский и, главное, педагогический
опыт Локка оказал существенное влияние
на его теоретические воззрения, утвердив
его в мысли о прижизненном характере
понятий и убеждений человека. Примеры
из его собственной практики можно найти
в его книгах, так же как и отголоски его
сложной политической судьбы. Его странствия,
изменение собственного статуса, переживания
в изгнании наглядно продемонстрировали
относительность многих нравственных
законов, казалось бы незыблемых и абсолютных,
их связь с конкретной социальной ситуацией
и, следовательно, их социогенетический
характер, а также невозможность до конца
понять окружающее - как других людей,
так и ситуацию в целом. Локк исповедовал
опытное происхождение всех знаний человека.
В центре внимания Локка - теория познания, подробно изложенная им в главном сочинении "Опыт о человеческом разумении" (1690). В 1936 г. профессор Уэльского университета Р. Аарон издал текст первого варианта книги. Эти публикации позволили установить, насколько значительным было влияние на Локка идей гассендизма. В архиве философа, кроме того, было обнаружено сочинение «Несколько мыслей об употреблении разума при поисках истины», представляющее собой дополнение к «Опыту» (издано примерно в 1706 г .), дневники, разнообразные заметки и свыше 2500 писем. С 1747 г. архив Локка принадлежит Бодлеенской библиотеке университета Оксфорда.
Постулат Локка гласил,
что «в сознании нет ничего, чего
бы не было в ощущениях», поэтому исходным пунктом теории Локка стала
критика концепции врожденных идей.
Согласно Локку, не существует врожденных
идей и принципов - ни теоретических, ни практических
(нравственных), включая идею Бога, что подтверждается разницей вероисповедания
у разных народов в различных странах
мира, стоящих на разных ступенях культурного
развития. Критика теории врожденных идей
стала у Локка основой для построения
сенсуалистической теории познания. Знания
и идеалы не даны нам в готовом виде, но
являются результатом воспитания, которое
формирует из ребенка сознательного взрослого
человека. Основой психики являются чувственные
образы – сенсуализм. Основа психики –
простые идеи, из которых формируются
составные – сложные образы.
Сознание новорожденного - это "чистая
доска". Человеческий ум он сравнивал
с темной комнатой, а ощущения и рефлексию
с окнами, через которые в комнату поступает
свет. Все человеческое знание проистекает
из опыта - внешнего (ощущения) и внутреннего
(рефлексии). Он говорил о том, что, если бы врожденные
идеи существовали, они были бы известны
и ребенку, и взрослому, и идиоту, и представителям
народов, стоящих на низкой ступени развития.
Эти знания осознавались бы ими раньше
других истин с особой легкостью и ясностью.
Но каждый, кто занимается воспитанием
и обучением детей, на собственном опыте
убедился в том, что процесс овладения
знаниями у детей сопряжен с большими
трудностями. Еще одно доказательство
отсутствия врожденных идей: если бы идеи
были врожденными, то все люди в данном
обществе придерживались бы одних и тех
же моральных и политических убеждений,
а этого нет. Внутренний опыт, или рефлексия,
дает человеку знание о самом себе, о различных
процессах сознания и понятии об этих
процессах. Важно подчеркнуть, что рефлексия
в теории Локка - это тоже опытное, а не
рациональное знание, как у Декарта или
Спинозы.
Ощущения дают нам знания об окружающем
мире. Являясь начальным этапом познания,
ощущения поставляют информацию о конкретных
свойствах окружающих нас предметов, которые
человек получает с помощью различных
органов чувств. При этом ощущения не только
начальный этап познания, но и единственный
путь приобретения знаний о внешнем мире,
единственный канал, связывающий с ним
человека. Однако, доказывая основополагающую
роль ощущений, Локк рассматривал их как
пассивный процесс, в результате которого
появляется более или менее точная копия
(идея) вещи.
В основе знания лежат простые идеи - это идеи, получаемые индивидуально и раздельно посредством ощущений и размышления, первичные, с которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение). Простые идеи – это идеи, при восприятии которых человек пассивен; от него не зависит, иметь ему или не иметь простые идеи. Появление их в человеческом сознании не зависит от воли человека. Сложные идеи суть продукт активной познавательной деятельности. Простые идеи не делимы далее на какие-либо составляющие, сложные же идеи составлены из простых идей. Как материалист, Локк был убеждён в объективности наших ощущений. Локк доказывал, что и знания о классах предметов, общих законах природы, нравственности есть результат логических операций, обобщений тех единичных знаний, которые поставляются опытом. Если чувства - источник знаний, то разум - его руководитель, судья, систематизирующий данные чувства. Такое понимание роли разума объясняет и внимание Локка к логическим операциям, при помощи которых происходят систематизация знаний и превращение их в общие понятия. Поэтому мы находим у него ещё одно употребление понятия «идея», о котором он сам говорит так: «Если я говорю иногда об идеях, как о принадлежащих самим вещам, я понимаю под ними те качества в объектах, которые производят в нас идеи».
Рассматривая процесс познания как результат взаимодействия между человеком и природой, Локк подчеркивал, что это взаимодействие приводит к реальному знанию, которое представляет собой соответствие между идеями и предметами природы. Если такое соответствие достигнуто, человек приходит к истинному знанию. Однако это соответствие, по мнению Локка, практически недостижимо, так как субъективность ощущений он отрицал, а полной объективности в данных органов чувств, как показали его исследования, не существует. Так он пришел к выводу о том, что внешний мир, в отличие от мира внутреннего, полностью не познаваем. Он писал, что, изучая жизнь природы, люди убеждаются в том, что в ней имеются «границы темной и освещенной половины мира - познаваемой и непознаваемой». Поскольку скрытая часть природы не может быть вполне познана, люди устремились на освещенную часть, которая познается через опыт, эксперимент, наблюдение, позволяющие воспринимать природу непосредственно в чувственном опыте. «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме". Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются "внутреннему взору" наблюдающего за ними субъекта. Из этого наиболее отчетливо и популярно разъясненного Локком постулата и возникло понимание предмета психологии. Такое понимание сознания определило формирование последующих психологических концепций.
Таким образом, доказывая
неограниченные возможности опытного
знания, Локк недооценил значение активности человеческого
познания, о которой писал Лейбниц. Поэтому
он, вслед за греческим ученым Демокритом,
пришел к выводу о существовании первичных
и вторичных качеств предметов. Первичные
качества находятся в самих вещах и являются
их реальными качествами. К ним Локк относил
протяженность, плотность, движение, покой,
форму, число. Они всегда объективны и
не зависят от восприятия человека. Вторичные
качества не находятся в предметах, их
возникновение связано со спецификой
органов чувств. Это цвет, запах, вкус,
т. е. качества, которые существуют только
в сознании человека и которыми он наделяет
предметы. Кроме первичных и вторичных
Локк выделял третичные качества, которые
рассматривал как результат взаимодействия
предметов и называл «способностями»,
или «силами». Примерами третичных качеств
являются способность солнца делать воск
белым, способность огня делать свинец
жидким. Таким образом, хотя человек и
располагает средствами, достаточными
для практической ориентации в вещах,
возможностей для истинного познания
мира у него недостаточно. Во внешнем мире
человек способен объективно познать
только предметы в их первичных качествах,
идеи которых представляют собой точную
копию реально существующего. Идеи других
качеств, так же как сложные идеи (субстанция,
душа, этика и т.п.), лишь частично подобны
своим оригиналам, поэтому знание приоткрывают
нам лишь небольшую часть свойств окружающих
предметов.
Эти размышления привели Локка к выводу
о том, что в строгом смысле предметом
познания и критерием его истинности служат
не отдельные идеи или отношения их к вещам,
но только отношения согласия или несогласия
между нашими идеями.
Исходя из этого, по степени истинности Локк выделял три вида знания. Высшую ступень представляет знание интуитивное, когда душа сразу усматривает согласие или несогласие двух представлений. Оно является самым достоверным, поскольку предполагает ясное видение отношений между идеями. Прежде всего, это знание человека о самом себе.
Вторая ступень
- это демонстративное знание, которое состоит в усмотрении необходимых отношений
между идеями посредством других идей.
Оно вполне достоверно, так как достоверно
интуитивное знание, которое лежит в его
основе. Однако, поскольку демонстративное
знание - это выводы и доказательства,
которые требуют напряжения внимания
и памяти, оно может быть и ошибочным, причем
чем больше число опосредующих представлений,
тем больше вероятность ошибки. Поэтому
оно и ставится Локком на ступень ниже
интуитивного. К этому роду знания он относит
познание Бога, этические и математические
понятия. Низшую ступень составляет
сенситивное знание, при котором сравнение
представлений связано с теми данными,
которые были получены органами чувств.
Это наименее достоверное знание, поскольку
разум не усматривает никаких необходимых
связей между идеями вещей и их реальным
существованием. Поэтому-то знания о внешнем
мире наименее достоверны из всех трех
видов человеческого знания. Но все же
связь между вещами и их идеями воспринимается
ясно, поэтому полученное представление
является знанием, а не мнением. Кроме
достоверного знания Локк выделял знание
недостоверное, или мнение, когда согласие
или несогласие идей только предполагается
с большей или меньшей степенью вероятности.
Результатом этих рассуждений стал вывод
Локка (так же как и большинства представителей
сенсуализма) о частичной познаваемости
внешнего мира, что серьезно отличало
его учение от позиций рационализма. В
то же время, отрицая существование бессознательного,
Локк считал, что свой собственный внутренний
мир человек может познать полностью и
объективно с помощью рефлексии, т.е. субъективное,
личное знание достоверно только в отношении
внутреннего мира человека.
Этот подход позволил Локку составить
одну из первых классификаций наук, выделив
различные виды знания (математику, этику,
богословие и т.д.) и описав различия в
процессе построения аксиом этих наук
и степени их достоверности.
Важным моментом для последующего развития
психологии является тот факт, что Локк
ввел в психологию термин ассоциация, подразумевая под ним понятие, которое
существовало в науке еще со времен Аристотеля.
Под ассоциацией ученый понимал неверное
соединение в уме идей, которые не связаны
друг с другом и не зависят друг от друга,
противопоставляя тем самым ассоциативные
связи связям на основе разума. Локк видел
в них причину человеческих предрассудков
и заблуждений. Впоследствии понимание
содержания данного термина претерпело
значительные изменения, и ассоциация
стала одним из ведущих понятий в психологических
теориях XVIII-XIX столетий.
Локк заложил основу нового,
эмпирического направления в психологии.
Различные научные школы как в Англии,
так и за ее пределами использовали одни
положения концепции Локка и отбрасывали
другие, существенно изменяя и переосмысливая
ключевые позиции его теории. Его идеи
подводили к выводу о решающем значении
среды в формировании психики, что нашло
свое воплощение в педагогических и психологических
теориях французских энциклопедистов.
Кроме того, идеи Локка о существовании
двух видов опыта (в его теории это две
стороны одного, единого опыта) были переосмыслены
разными психологическими школами и получили
развитие и новую интерпретацию в теориях
французских материалистов (Кандильяка,
Дидро, Гельвеция) и субъективных идеалистов
(Беркли, Юм).
Информация о работе Джон Локк как основоположник эмпирической психологии 18-20 веков