Диагностика агрессии у подростков с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

В литературе, посвященной психологическому изучению агрессии, приводятся данные о возможности применения разнообразных психодиагностических методов и методик для исследования агрессии у подростков с нормальным психическим развитием. Использование описываемых методов и методик для исследования агрессии у умственно отсталых подростков не всегда приемлемо в связи с особенностями их психического развития, нарушениями познавательных процессов и личности в целом в результате органического поражения головного мозга.

Вложенные файлы: 1 файл

Шипова Л. В. ПрОблема ДиагностикИ агрессии у подростков с умстве.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Для изучения агрессивности и враждебности детей могут быть использованы и различные рисуночные методы. Одним из таких методов является тест «Дом. Дерево. Человек». А.А.Р. Зоуир22 применял данный тест для кросс-культурного изучения агрессивного поведения подростков России и Йемена. Тест позволяет выявить симптомокомплексы враждебности, агрессивности, конфликтности и негативизма. При изучении агрессии у умственно отсталых детей с помощью данной методики необходимо учитывать ограниченность запаса представлений об окружающем и несформированность графических навыков.

Таким образом, применение различных психодиагностических методик для исследования агрессивного поведения школьников может давать неоднозначные результаты. Следовательно, для диагностики агрессии подростков необходимо использовать систему взаимодополняющих методик, соответствующих цели и задачам исследования, адекватных для обследования категории лиц с умственной отсталостью. Наиболее приемлемыми методами диагностики агрессии у умственно отсталых детей мы считаем метод наблюдения, так как он позволяет выявлять агрессивные действия в естественных условиях; невербальные проективные методы, в том числе рисуночные, ибо они определяют скрытые агрессивные тенденции. Применение опросников для диагностики агрессии у умственно отсталых подростков не позволит получить достоверную информацию из-за трудностей восприятия и понимания содержания вербального материала.

1 Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дис. … д-ра психол. наук. СПб., 1996. 600 с.

2 Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. Серия «Методы психодиагностики». М., 1990. Вып. 1. 73 с.

3 Ольшанская Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Дис. … канд. психол. наук. М., 2000. 135 с.

4 Ольшанская Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Дис. … канд. психол. наук. М., 2000. С. 49.

5 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1. 406 с.

6 Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1996. 161 с.

7 Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1996. С. 47.

8 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000. 336 с.

9 Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1996. С. 45.

10 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1. 406 с.

11 Антонян Ю.М. Психология убийства. М., 1997. 304 с.

12 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2005. 688 с.

13 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000. 336 с.

14 Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991. 167 с.

15 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2005. 688 с.

16 Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1996. С. 46.

17 Васильева Н.В. Клинико-психологическое исследование агрессивности человека: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1998. С. 29.

18 Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. СПб., 2005. 288 с.

19 Копченова Е.Е. Детская агрессивность как качество личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2000. 20 с.

20 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000. 336 с.

21 Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2000. 508 с.

22 Зоуир А.А.Р. Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1999. 148 с.


Информация о работе Диагностика агрессии у подростков с умственной отсталостью