Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:48, доклад
Различные методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка, формировать образы делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме.
Методика. "Чего не хватает на этих рисунках?"
Диагностика восприятия.
Различные методики позволяют оценивать
восприятие ребенка с различных сторон,
выявляя одновременно с характеристиками
самих перцептивных процессов способность
ребенка, формировать образы делать связанные
с ними умозаключения и представлять эти
заключения в словесной форме.
Методика. "Чего не хватает на этих рисунках?"
Суть этой методики состоит в том, что
ребенку предлагается серия рисунков,
представленных на рис. 1. На каждой из
картинок этой серии не хватает какой-то
существенной детали. Ребенок получает
задание как можно быстрее определить
и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью
секундомера фиксирует время, затраченное
ребенком на выполнение всего задания.
Время работы оценивается в баллах, которые
затем служат основой для заключения об
уровне развития восприятия ребенка.
Оценки даются в баллах, в десятибалльной
системе и представляются в интервалах,
являющихся непосредственным основанием
для производства выводов об уровне психологического
развития ребёнка. Наряду с такими общими
выводами ребёнок в результате его обследования
по той или иной методике получает частные
оценки, которые позволяют более тонко
судить об уровне его развития.
Точные критерии оценок в десятибалльной
системе не заданы по той причине, что
априори, до получения достаточно большого
опыта применения методик, их определить
невозможно. В этой связи исследователю
разрешается прибавлять или отнимать
один-два балла (в пределах заданного диапазона
оценок) за наличие или, соответственно,
отсутствие усердия со стороны ребёнка
в процессе его работы над психодиагностическими
заданиями. Такая процедура в целом мало
влияет на конечные результаты, но позволяет
лучше дифференцировать детей.
Оценка результатов.
10 баллов - ребенок справился с заданием
за время меньшее, чем 25 сек, назвав при
этом все 7 недостающих на картинках предметов.
8-9 баллов - время поиска ребенком всех
недостающих предметов заняло от 26 до
30 сек.
6-7 баллов - время поиска всех недостающих
предметов заняло от 31 до 35 сек.
4-5 баллов - время поиска всех недостающих
предметов составило от 36 до 40 сек.
2-3 балла - время поиска всех недостающих
предметов оказалось в пределах от 41 до
45 сек.
0-1 балл - время поиска всех недостающих
деталей составило в целом больше чем
45 сек.
Рис. 1. Серия картинок к методике "Чего
не хватает на этих картинках?"
Методы диагностики внимания.
Для изучения внимания детей предназначается
ряд методик оценивающих такие качества
внимания, как продуктивность, устойчивость,
переключаемость и объем. Для определения
продуктивности и устойчивости внимания
используются различные материалы, причем
для детей разного возраста они носят
различное содержание, хотя инструкции
даются одинаковые. Так, для детей 3-4 лет
дают матрицы с изображением игрушек (рис.2),
для 4-5 -ти летних уже с изображением более
сложных фигур: треугольник, флажок, квадрат
и т.д. Для детей 6 - ти летнего возраста
смело можно дать кольца Ландальта. Ребенок
должен просматривая фигуры или кольца,
вычеркивать заданные. Затем результаты
обсчитываются по формуле:
S = ,
Оценка результатов производится по 10
-ти бальной шкале. 10 баллов - S = 1,25 балла;
8-9 баллов - S = 1,00 - 1,25 балла; 6-7 баллов - S
= 0,75 - 1,00 баллов; 4-5 баллов - S = 0,50 - 0,75 баллов;
2-3 балла - S = 0,24 - 0,50; 0 - 1- S = 0,00 - 0,02.
Методика. "Найди и вычеркни"
Задание, содержащееся в этой методике,
предназначено для определения продуктивности
и устойчивости внимания. Ребенку показывают
рис. 2. На нем в случайном порядке даны
изображения простых фигур: грибок, домик,
ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед
началом исследования получает инструкцию
следующего содержания: "Сейчас мы с
тобой поиграем в такую игру: я покажу
тебе картинку, на которой нарисовано
много разных, знакомых тебе предметов.
Когда я скажу слово "начинай", ты
по строчкам этого рисунка начнешь искать
и зачеркивать те предметы, которые я назову.
Искать и зачеркивать названные предметы
необходимо до тех пор, пока я не скажу
слово "стоп". ^ это время ты должен
остановиться и показать мне то изображение
предмета, которое ты увидел последним.
После этого я отмечу на твоем рисунке
место, где ты остановился, и снова скажу
слово "начинай". После этого ты продолжишь
делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать
из рисунка заданные предметы. Так будет
несколько раз, пока я не скажу слово "конец".
На этом выполнение задания завершится".
Рис. 2. Матрица с фигурками.
В этой методике ребенок работает
2,5 мин, в течение которых пять раз подряд
(через каждые 30 сек) ему говорят слова
"стоп" и "начинай".
Экспериментатор в этой методике дает
ребенку задание искать и разными способами
зачеркивать какие-либо два разных предмета,
например звездочку перечеркивать вертикальной
линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор
сам отмечает на рисунке ребенка те места,
где даются соответствующие команды.
Методы диагностики воображения.
Ребенку дается задание придумать рассказ
о ком-либо или о чем-либо, затратив на
это всего 1 минуту, и затем пересказать
его в течении 2-х минут. Это может быть
не рассказ, а какая-нибудь история или
сказка.
Оценка результатов
Воображение ребенка в данной методике
оценивается по следующим признакам:
1. Скорость придумывания рассказа.
2. Необычность, оригинальность сюжета
рассказа.
3. Разнообразие образов, используемых
в рассказе.
4. Проработанность и детализация образов,
представленных в рассказе.
5. Впечатлительность, эмоциональность
образов, имеющихся в рассказе.
По каждому из названных признаков рассказ
может получить от 0 до 2 баллов в зависимости
от того, насколько в нем выражен тот или
иной признак из перечисленных выше. Для
выводов об этом используются следующие
критерии.
По первому признаку рассказ получает
2 балла в том случае, если ребенку удалось
придумать данный рассказ в течение не
более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится
тогда, когда на придумывание его ушло
от 30 сек до 1 мин. О баллов по данному признаку
рассказ получает, если за минуту ребенок
так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета рассказа
(второй признак) оценивается так. Если
ребенок просто механически пересказывает
то, что он когда-то видел или слышал, то
его рассказ по данному признаку получает
0 баллов. Если ребенок привнес в виденное
или слышанное им что-либо новое от себя,
то рассказ получает 1 балл. Наконец, если
сюжет рассказа полностью придуман самим
ребенком, необычен и оригинален, то он
получает 2 балла.
По критерию "разнообразие образов,
используемых в рассказе" (третий признак)
рассказ получает 0 баллов, если в нем с
начала и до конца неизменно говорится
об одном и том же, например только о единственном
персонаже (событии, вещи), причем с очень
бедными характеристиками этого персонажа.
В 1 балл по разнообразию используемых
образов рассказ оценивается в том случае,
если в нем встречаются два-три разных
персонажа (вещи, события), и все они характеризуются
с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла
рассказ может получить лишь тогда, когда
в нем имеются четыре и более персонажа
(вещи, события), которые, в свою очередь,
характеризуются рассказчиком с разных
сторон.
Оценка проработанности и детализации
образов в рассказе (четвертый признак)
производится следующим способом. Если
персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе
только называются ребенком и никак дополнительно
не характеризуются, то по данному признаку
рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме
названия, указываются еще один или два
признака, то рассказу ставится оценка
в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в
рассказе, характеризуются тремя и более
признаками, то он получает оценку 2 балла.
Впечатлительность и эмоциональность
образов в рассказе (пятый признак) оценивается
так. Если образы рассказа не производят
никакого впечатления на слушателя и не
сопровождаются никакими эмоциями со
стороны самого рассказчика, то рассказ
оценивается в 0 баллов.