Диагностика восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:48, доклад

Краткое описание

Различные методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка, формировать образы делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме.
Методика. "Чего не хватает на этих рисунках?"

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика восприятия.doc

— 35.50 Кб (Скачать файл)

Диагностика восприятия. 
Различные методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка, формировать образы делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме.  
Методика. "Чего не хватает на этих рисунках?" 
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. 
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.  
Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития. 
Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей. 
Оценка результатов. 
10 баллов - ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов. 
8-9 баллов - время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек. 
6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек. 
4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек. 
2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек. 
0-1 балл - время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек. 
 
Рис. 1. Серия картинок к методике "Чего не хватает на этих картинках?" 
Методы диагностики внимания. 
Для изучения внимания детей предназначается ряд методик оценивающих такие качества внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Для определения продуктивности и устойчивости внимания используются различные материалы, причем для детей разного возраста они носят различное содержание, хотя инструкции даются одинаковые. Так, для детей 3-4 лет дают матрицы с изображением игрушек (рис.2), для 4-5 -ти летних уже с изображением более сложных фигур: треугольник, флажок, квадрат и т.д. Для детей 6 - ти летнего возраста смело можно дать кольца Ландальта. Ребенок должен просматривая фигуры или кольца, вычеркивать заданные. Затем результаты обсчитываются по формуле:  
S = , 
Оценка результатов производится по 10 -ти бальной шкале. 10 баллов - S = 1,25 балла; 8-9 баллов - S = 1,00 - 1,25 балла; 6-7 баллов - S = 0,75 - 1,00 баллов; 4-5 баллов - S = 0,50 - 0,75 баллов; 2-3 балла - S = 0,24 - 0,50; 0 - 1- S = 0,00 - 0,02.  
Методика. "Найди и вычеркни" 
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 2. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: "Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". ^ это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится". 
Рис. 2. Матрица с фигурками. 
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова "стоп" и "начинай". 
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. 
Методы диагностики воображения. 
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течении 2-х минут. Это может быть не рассказ, а какая-нибудь история или сказка. 
Оценка результатов 
Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам: 
1. Скорость придумывания рассказа. 
2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа. 
3. Разнообразие образов, используемых в рассказе. 
4. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе. 
5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе. 
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии. 
По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. О баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать. 
Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла. 
По критерию "разнообразие образов, используемых в рассказе" (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событии, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон. 
Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла. 
Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов.




Информация о работе Диагностика восприятия