Диагностика и развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие социально-экономические и социально-культурные изменения в Республике Беларусь в значительной степени обусловлены процессами модернизации и инновационным прогрессом. Эти процессы приводят к необходимости развития творческой мысли в рамках современного общества, в котором на основе интеллектуального потенциала по-новому и успешно решаются социальные, экологические, экономические и культурные проблемы. В связи с этим появляется социальный запрос на людей, восприимчивых к новым идеям, способных находить в корне новые способы решения возникающих проблемных ситуаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 182.89 Кб (Скачать файл)

 

Группа детей

Беглость (%)

Гибкость

(%)

Оригинальность

(%)

Разработанность

(%)

специализиров

анный д/с

(31 человека)

98,2

91

83

42

78,55

традиционный 

д/с

(35 человек)

95,5

82

67

33

69,4

достоверность

различий

(критерий 

Фишера)

-

φ*=2,20 при р≤0,05

φ*=2,20 при р≤0,05

φ*=2,20 при р≤0,05

φ*=2,20 при р≤0,05


 

 

В результате проведенного исследования, мы выявили уровень креативности у детей, обучающихся как в специализированном детском саду, так и у детей, обучающихся в неспециализированном (традиционном) детском саду (Приложение Б).

 Рисунок 2.2.1 – Диаграмма уровня креативности у старших дошкольников, воспитывающихся в специализированном детском саду и дошкольников, воспитывающихся в традиционных детских садах.

 

При анализе показателей тестов интеллекта и креативности обращает на себя внимание показатель разработанности (один из показателей фигурного теста Торренса, характеризующий тщательность разработки рисунка и внимание к деталям). Разработанность слабо коррелирует со всеми показателями вербальных тестов креативности (вербального теста Торренса и теста чувствительности к проблемам). Анализ внутренних корреляций показателей фигурного теста Торренса показал, что во всех возрастных группах корреляции разработанности с другими показателями теста существенно ниже корреляций между остальными показателями этого теста. Полученные результаты позволяют предположить, что показатель разработанности оценивает какие-то другие аспекты креативности, которые не оцениваются показателями беглости, гибкости и оригинальности.

Можно было предположить, что показатель разработанности, характеризующий тщательность разработки рисунка, внимание к деталям, имеет большее отношение к показателям интеллекта, нежели креативности. Однако анализ корреляций показал, что разработанность слабо коррелирует с интеллектом. Таким образом, показатель разработанности, по-видимому, не связан с уровнем развития интеллекта.

Полученные результаты позволяют говорить об особом положении разработанности в общей структуре показателей творческих способностей. Уточнение содержания показателя разработанности требует проведения тщательного исследования.

Интерпретируя полученные результаты, дополнительно применяя метод включённого наблюдения, можно говорить о том, что у детей, воспитывающихся в специализированном детском саду количество сформированности идей и степень их уникальности по сравнению с другими испытуемыми обычно выше; креативные дети способны отказаться от стереотипного способа действия и выделять новые, необычные свойства и отношения; проявление эмоциональной чувствительности. Это обусловлено тем, что дети данной категории включены в факультативы по рисованию, плаванию, танцам, музыки; они получаю постоянную оценку своей деятельности со стороны родителей и воспитателей; задействованы психологом в различных тренинговых занятиях по диагностике и коррекции и т. д.

У креативных детей в 5-6 лет происходят изменения в эмоционально-волевой сфере. В этот период у креативных дошкольников отмечается высокая самооценка/неадекватно завышенная самооценка, которая может качественно измениться до перфекционизма – внутренняя потребность в совершенствовании, что часто приводит к критическому отношению к собственным достижениям и заниженной самооценке (7-9 лет). Вследствие этого, характер личностных и эмоциональных проблем старших дошкольников с высоким уровнем креативности во многом определяется особенностями формирования у него самооценки [32, с. 146].

Так же следует отметить, что у креативных детей высокий уровень тревожности, впечатлительности, дети лично воспринимают происходящее вокруг, чутко реагируют на возникающие ситуации.

Но наиболее значимым показателем, полученным в ходе проведения теста креативности Торренса можно считать критерий оригинальности, т.к. по результатам была выявлена достоверность различий φ*=2,20 при р≤0,05, что говорит о существенной разнице в показателях ответов детей (16%).

Таким образом, оригинальность  – характеризует способность к выдвижению идей,  отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Этот фактор  считается одним из основных для характеристики креативной деятельности. На это  указывал  еще  Гилфорд,  говоря,  что творческое мышление всегда порождает неожиданные, небанальные и непривычные  решения. Те, кто получают высокие баллы по оригинальности, обычно характеризуются высокой  интеллектуальной  активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы»  при  построении решения,  но это не означает импульсивности, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.

 

 

2.3 Рекомендации по повышению уровня креативности у дошкольников

 

 

Важнейшим условием и необходимым моментом, обеспечивающим стимулирующий характер становления креативного потенциала ребенка, выступает максимальное развертывание каждого компонента из комплекса психологических условий, среди которых нами выделены:  

а) осознание воспитателями значимости проблем творческого развития детей, понимания необходимости участия каждого в их позитивном разрешении;

б) создание условий для организации и проведения системы развивающих познавательных занятий, содержательной основой которых являются творческие игровые задания, сказочные и жизненные ситуации, творческие игры и упражнения, с использованием методов активизации творчества, приоритета поисково-исследовательских методов над репродуктивными, отсутствия регламентации деятельности, включения детей в процесс преодоления проблем, поиск нестандартных решений, вариативность творческих заданий;

в) полисубъектный подход, при осуществлении гуманистического взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, стимулирующего проявление креативного потенциала детей дошкольного возраста (сотрудничество, диалог, понимание, принятие ребенка, его позиции, предоставление возможности выбора, создание ситуаций успеха каждому ребенку и т. п.);

г) наличие креативного образца в лице воспитывающего взрослого, проявляющего позитивное отношение к инициативе и творческим проявлениям детей, владеющим определенным уровнем профессиональной компетентности в вопросах творческого развития детей.

Наши наблюдения показали, что для развития творческих способностей дошкольников необходима комплексная систематическая работа,

включающая в себя:

а) введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.

б) на специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.

в) управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.

г) использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

д) работа с родителями.

Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте. Ребѐнок будет больше фантазировать, активнее заниматься творчеством, научится ломать привычные рамки банальности, приобретёт оригинальный склад мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Изучение взглядов на основополагающие категории творчества и креативности позволило установить, что, хотя в науке нет единого подхода к исследуемой проблеме, и существуют различные философские и психолого-педагогические интерпретации, общим является определение сущности креативности как способности к творчеству, созданию нового, способности решать нестандартные задачи.

Проблема развития креативности дошкольников является одной из актуальных и, вместе с тем, не достаточно разработанной на всем диапазоне дошкольного возраста как в отечественной, так в зарубежной педагогике. Наше исследование, направленное на разработку системы психологической деятельности по развитию креативности старших дошкольников, подтвердило возможность эффективного управления данным процессом.

Креативность в нашем исследовании выступает как интегративная характеристика личности, включающая в себя креативный потенциал и креативные способности. Анализ принятой нами модели структуры креативности дошкольника и выделенных в ней подструктур позволяет заключить, что определяющим в этой структуре является познавательная и созидательная мотивация, уровень развития воображения и качеств творческого мышления, активности, любознательности и эмпатии.

Целенаправленное исследование позиций ученых разных направлений с целью определения сензитивных периодов, выявления комплекса педагогических условий обнаруживает, что в дошкольном возрасте открываются возможности для построения системы воспитательной работы, стимулирующей процесс становления креативности, структурными составляющими которой являются: мотивационная сфера (потребность в познавательной и созидательной деятельности), психические процессы (основу составляют воображение и творческое мышление), личностные качества.

Исходным положением, на котором строилась опытно-экспериментальная работа, было признание вслед за рядом психологов и педагогов необходимости целенаправленного управления развитием креативности. Особую значимость в этом плане приобретает специальная организация познавательной деятельности детей, которая обеспечивает интенсивное развитие креативного потенциала, создавая соответствующую ситуацию для активизации внутренних потенций развития ребенка.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях развитие творческих способностей в большинстве случаев, осуществляются без учета личностных особенностей детей.

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А. Торшина // Вопросы психологии. - 1998. - №4. –

С. 123 – 132.

  1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества:

учебное пособие /Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Культура, 2005. – 304 с.

  1. Зинченко, В.П. Психологический словарь: справочник / В.П. Зинченко,

Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд. - М.: АСТ-Астрель-Хранитель, 2007. – 479с.

4 Тафель, Р.Е. Анализ исследования творческих способностей в

американской психологии / Р.Е. Тафель // Вопросы психологии. - 2002. - №4. – С. 166 - 174.

5 Пономарев, Я.А. Исследование творческого потенциала человека / Я. А. Пономарев // Психологический журнал. - 2001. - №1. – С. 3-11.

6 Гиндилис, Н.Л. Динамика развития творческих способностей: Н.Л. Гиндилис // Психология и социология образования: тезисы докладов конференции молодых учёных и специалистов, Москва, 8 апреля 2006 г. –М., 2006. – С. 188 с.

8 Матюшкин, Л.М. Загадка одаренности / Л.М. Матюшкин.- М.: Школа-Пресс, 1993. – 128 с.

9 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб: Питер, 2008. – 940 с.

    1. Рогов, Е.И. Эмоции и воля: учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.: Владос,

1999. – 240 с.

    1. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: учебное пособие/

Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 208 с.

12 Кольцова, М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей: учебное пособие / М.М. Кольцова. - Л.: Развитие, 1980. – 121 с.

13 Дунчев, В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблемой креативности:Автореф.дисс.канд. психол.наук. / В.Н.Дунаева. – Л.: 1985. – 58 с.

14 Серый, А.В. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие / А.В. Серый. - Кемерово: КемГУ, 1999. – 92 с.

15 Гурова, Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности / Л.Л. Гурова // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. – С. 63 – 72.

16 Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное

пособие / В.Н. Белкин. - М.: Владос, 2000. – 321 с.

17 Веккер, Л.М. Психика и реальность: учебное пособие / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 1998. – 432 с.

18 Эльконин, Д.Б. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/ Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 1994. – 356 с.

19 Матюшкин, A.M. Одаренные  и талантливые дети. / А.М. Матюшкин, Д.А. Седых // Вопросы психологии. – 1982. - №4. – С. 88-97.

20 Лейтес, Н.С. О признаках детской одаренности / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 2003. - №4. – С. 13 - 18.

21 Юркевич, В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей / В.С. Юркевич. - Мн.: Книга, 1998. – 253 с.

22 Дружинин, В.Ц. Интеллект  и продуктивность деятельности: модель интеллектуального диапазона / В.Ц. Дружинин // Психологический журнал. - 1998. - № 2. – С.61-70.

Информация о работе Диагностика и развитие творческих способностей в дошкольном возрасте