Диагностика как общая технология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:25, контрольная работа

Краткое описание

В узком смысле диагностикой называют сам процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических особенностей и социального статуса субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде установленного диагноза.
Диагностика в социальной работе - необходимая стадия технологического процесса, начинающая работу в любой сфере обслуживания с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

семинарчик.docx

— 45.26 Кб (Скачать файл)

Методические  задачи  мониторинга  социологического заключаются в разработке и экспериментальной  проверке предметной структуры  мониторинга  социологического; научно-организационной  структуры  мониторинга  социологического; методов построении и реализации выборки; методов и инструментов опроса; методов обработки и анализа  данных.

Научные задачи  мониторинга  социологического можно  разделить на две группы.

Первая состоит  в использовании получаемых данных для отслеживания и анализа  социальной  динамики анализируемых процессов.

Вторая группа задач заключается в проверке справедливости (оценке вероятности  реализации) гипотез, выдвигаемых в  научно-исследовательском проекте. Сюда можно отнести оценку общей  социальной  направленности формирующегося рынка рабочей силы, а также  эмпирическую проверку гипотез о  направлениях и результатах  социального  процесса.

Информационные  задачи  мониторинга  социологического состоят в обеспечении органов  власти научной и политической общественности страны методически надежной и политически  независимой информацией о воздействии  отслеживаемых факторов на разные  социальные  субъекты и социальные процессы и о социальном самочувствии этих субъектов.

Примерами мониторинга  могут служить телефонные опросы, анкетирование, опросы на выставках, или  при выходе из торгового зала. Анализ проблем, причины, дальнейшие стратегические направления помогут вам определить свою коммерческую стратегию.

9.Каково  значение и особенности диагностики  личности в социальной работе?

Методы  диагностики   личности   участника творческого  коллектива

Диагностическая функция предполагает постановку " социального  " диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и  социально-бытовых  условий  жизни детей, семьи,  социального  окружения, выявление позитивных и  негативных влияний, проблем.

Диагностика  – важнейший компонент  социальной  технологии (цель-диагноз-прогноз-программа-внедрение-анализ).

Твердых правил, на основании которых можно было бы диагностировать акцентуированные черты  личности , к сожалению, не существует. Это связано с тем, что при вопросах, задаваемых испытуемому, приходится каждый раз устанавливать  в индивидуальном порядке, как испытуемый понимает вопрос, так как без этого  нельзя правильно истолковать его  ответ. Схематичная игра в вопросы  и ответы по этой причине бессмысленна, а обследование на основе тестов не применимо. Тот, кто не склонен отказываться от такой методики, может применять  ее после действительного обследования и лишь для того, чтобы подтвердить  то или иное наблюдение. Однако доказать что-либо посредством тестов невозможно. При вопросах, направленных на выяснение  характера, существует слишком много возможностей разного их понимания, более того, на один и тот же вопрос один и тот же испытуемый может ответить прямо противоположным образом в зависимости от того, как он понял вопрос.

Важными средствами оценки  личности  являются наблюдение и исследование. Имея возможность  непосредственно наблюдать за человеком, как он ведет себя на  работе  и в свободное время, в семье, среди друзей и знакомых, в узком  кругу и в более многочисленном обществе, можно высказать суждение о его  личности. И все-таки, многое, что никак не проявляется им внешне, останется и тогда нераспознанным и может быть установлено лишь в том случае, если удастся вступить с ним в долгое и тесное общение.

11.Каково  значение и особенности диагностики  социума в социальной работе?

Безусловно,  диагностика   социума  необходима, особенно, если учесть, что  социальная   работа  должна иметь большую  профилактическую направленность, исходя из того. Что "болезнь легче предупредить, чем лечить". Но должностные обязанности  пишутся для каждого отдельного работника, в, то время как диагностика   социума под силу только лаборатории, подразделению. Вот как пишут об этом российские специалисты: « Диагностика   социума носит комплексный характер, т.е. включает социологические, психологические, педагогические, медицинские, экологические и другие аспекты». Да,  социальный  педагог должен уметь выявить социальную проблему, установить причины, ее порождающие, а затем и содействовать в ее разрешении. Но совсем неприглядной кажется должностная обязанность социального педагога  «выявлять… на предприятии в микрорайоне … семьи и отдельных лиц, нуждающихся… в охране нравственного, физического и психического здоровья...». В настоящее время, кажется,  всё население России нуждается в такой охране.      

12.Что представляет  собой алгоритм диагностики в  социальной работе?

Этапы процесса социальной диагностики:

Она включает в себя ряд этапов:

предварительное ознакомление с объектом, которое  предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и  слабых сторон, возможных направлений  изменения и совершенствования;

проведение  общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых  ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов  диагностирования;

проведение  специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

построение  выводов, на основе которых делается заключение.

 Выявленные  в ходе общей и специальной  диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный  диагноз. Корректировка полученных  результатов может осуществляться  путем совместной работы с  практическими работниками, занятыми  в той или иной социальной  сфере. Определение диагноза —  заключительный этап социальной  диагностики, далее начинается  разработка конкретных программ  и решений государственных или  общественных организаций по  преодолению, поддержанию или  развитию выявленных процессов  и тенденций в исследованном  социальном объекте или явлении.

Алгоритм  работы.

 На первом  этапе — главное, чтобы клиент  вступил в диалог.

 Второй  этап — диагностика, определение  причин и содержания возникшей  проблемы. Поскольку кризисная ситуация  требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает  детальной диагностики, а фокусирует  внимание на масштабах трудностей  и имеющихся в наличии средств  их преодоления. При этом используются  как внутренние ресурсы клиента,  так и внешние виды помощи.

Третий этап — проблематизация. Социальный работник помогает клиенту обсудить проблему, чтобы лучше ее осознать, выразить в рациональных понятиях, рассмотреть  с разных точек зрения. Для этой цели может использоваться метод  «активного слушанья», когда социальный работник проявляет интерес к  проблемам клиента.

На четвертом  этапе социальный работник и клиент обсуждают возможные конкретные действия по выходу из кризиса. Безусловно должны приветствоваться активность и  самостоятельность клиента.

Заключительная  фаза контакта связана с принятием  клиентом решений, о которых он должен обязательно сообщить социальному  работнику. Тот может порекомендовать  ему других специалистов, но при  гарантии своей поддержки.

Дополнительные  средства при решении проблем  клиента в данной модели: оказание первой медицинской помощи, работа с родственниками и близкими, позитивное психологическое воздействие самыми доступными способами — ласковым словом, уверенным и спокойным  поведением, успокаивающим тембром  голоса.

13.Что такое  принципы диагностики в социальной  работе? Почему?

Социальная  диагностика — весьма сложный  и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она  требует соответствующего профессионального  мастерства, поскольку затрагивает  судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты, и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать  ряд социально-этических требований — принципов диагностики.

Принципы   социальной   диагностики  обычно относят:

1. Принцип  конфиденциальности. Специалист не  должен разглашать результаты  социального диагноза без персонального  согласия на это лица, которое  являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение  результатов обследования обязательно  требуется согласие родителей  или заменяющих их лиц.

Принцип конфиденциальности - неразглашении результатов социального  диагноза без персональной согласия на это лица, которая выступала  объектом исследования.

2. Принцип  научной обоснованности. В своей   работе  специалист должен руководствоваться  достоверными и надежными методами.

3. Принцип  «не навреди». Результаты  диагностики   не должны быть использованы  во вред человеку.

Принцип ненанесение  вреда - диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, которая исследовалась.

4. Принцип  объективности. Результаты  диагностики   не должны зависеть от субъективных  установок специалистов, которые  проводили исследование или пользуются  его результатами.

5. Принцип  эффективности. Не следует предлагать  клиенту (семье) такие рекомендации, которые по итогам  диагностики   для него бесполезны.

Принцип эффективности - не стоит предлагать человеку рекомендации, которые по результатам диагноза для нее не полезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым  последствиям.

6. Принцип  причинности. В своей  работе  специалист должен учитывать  связь и взаимодействие всех  явлений и процессов, оказывающих  влияние на клиента, что позволяет  в процессе исследования не  ограничиваться описанием отдельных  фактов или явлений, а выяснить  закономерности их возникновения  и функционирования;

7. Принцип  комплексного подхода. Часто проблема  клиента (семьи) обусловлена множеством  прямых и опосредованных человеческих  поступков, отношений и действий. В связи с этим, выделение отдельных  возможно лишь условно, для  накопления каких-либо конкретных  данных. При диагностике эти конкретные  данные всегда нужно увязывать  со всем комплексом проблем;

Принцип   комплексного   подхода 

Предполагающий исследование всего множества проблем, стоящих перед клиентом. Последовательное соблюдение этого принципа в практике социальной диагностики позволяет не допускать искусственного сужения сферы социального диагноза.

8. Принцип  верификации  социальной  информации.  Социальная  действительность весьма  разнообразна и изменчива, поэтому  для установления ее достоверности  необходимо проверять имеющиеся  данные, сопоставлять сведения, полученные  по различным каналам. 

9. Принцип  системности. Поскольку социальные  проблемы клиента определяется  не одной причиной, а несколькими,  часто даже системой, сетью причин, для того чтобы определить  источник и способы разрешения  жизненных затруднений клиента,  необходимо анализировать не  только его микро- и макросоциальную  среду, но и особенности его  семейных взаимоотношений, характера,  состояния здоровья, интеллектуального  развития и т.д.

10. Принцип  клиентоцентризма. В своей  работе  специалист должен рассматривать  все стороны  социальной  действительности  и  социальной  ситуации с  точки зрения интересов и прав  клиента и членов его семьи.  Он защищает интересы клиента  (если это не входит в конфликт  с законом) и с учетом этой  позиции строит всю свою деятельность.

Специфическим принципом диагностики можно  считать и принципу  клиентоцентризму, то есть рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей социальной ситуации с точки зрения интересов и прав клиента.

14.Какие  методы исследования практическая  социальная работа почерпнула  из других социальных наук? Из  каких наук?

Методы исследования

Метод — это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы — способы познания действительности.

Методы социальных наук: социологии, психологии, социальной психологии.

эмпирические (не предполагают воздействия, методы сбора информации):

наблюдение: включенное и обычное. В социальной работе как и во многих видах деятельности исследовательские задачи могут  быть сопряжены с задачами практического  воздействия, следовательно, некоторые  методы могут иметь двойственный статус (как метод исследования и  как метод практической деятельности), то есть могут сочетать в себе элементы того и другого, если даже не одновременно, то последовательно.

опрос: анкетирование, тестирование, интервьюирование (открытое и закрытое);

метод экспертных оценок;

социометрия;

диагностика;

методы обработки  информации:

биографический (перед ним обычно следует какой-либо вид опроса): предполагает сбор информации и её обработки, используя дневники, мемуары, письма;

автобиографический;

метод семейной биографии;

методы теоретического анализа;

контент-анализ (сравнительный анализ);

системный подход.

Номотетические  методы: направлены на обобщение эмпирических фактов и выявление общих объективных  законов (закономерностей) — это  генерализирующие методы, то есть общие. Предполагают переход от частных  случаев к общим законам. Цель науки видят в открытии этих общих  законов.

Идиографические методы. В современной науке главная  методологическая оппозиция проявляется  в противостоянии 2-х методологических подходов: парадигмы естественнонаучного  познания и парадигмы социогуманитарного познания. Парадигма социогуманитарного познания основывается на идеях о  том, что в жизни общества и  человека во многих случаях невозможно установить общие закономерности, так  как социальные системы более  сложные, связи в системах носят  открытый характер. Каждый человек, система  отношений, в которую он включен, неповторимые, индивидуальные, уникальные, поэтому задача науки состоит  во всестороннем изучении и описании этого индивидуального случая.

Информация о работе Диагностика как общая технология социальной работы