Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:39, дипломная работа
В ряде современных нормативных документах коммуникативная подготовка обучающихся является одной из важных задач начального языкового образования в условиях внедрения ФГОС НОО которая включает в себя два аспекта: этико-мировоззренческий и социально-практический. Они предполагают понимание того, что язык как система символов и коммуникация как процесс использования этих символов есть не только способ выражения и передачи мыслей и чувств, но главное, есть способ совместного конструирования социальной реальности. Источниками коммуникативной подготовки младших школьников являются: реальная речевая действительность, искусство, учебные и художественные тексты русского литературного языка, справочная литература, СМИ, общение со взрослыми и пр.
На основании полученных данных можно сделать вывод о заметном возрастании уровня становления коммуникативно-развивающейся языковой личности у младших школьников в экспериментальных группах по сравнению со школьниками, обучающимися в контрольной группе. Разница в результатах экспериментальных групп ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3 позволяет определить общую тенденцию: уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности выше у младших школьников той группы, где реализованы все выявленные нами организационно-педагогические условия в комплексе.
В контрольной группе также наблюдается рост количества младших школьников, имеющих средний (продуктивный) и итоговый (творческий) уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника, однако он значительно ниже, чем во всех трех экспериментальных группах. Несмотря на то, что младшие школьники контрольной группы тоже овладевают языковыми знаниями и коммуникативно-речевыми умениями, уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности повышается у них медленными темпами. Это говорит о том, что, хотя в контрольной группе младших школьников и повышается уровень исследуемого качества, переход с одного уровня на качественно новый уровень происходит медленнее.
Проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью статистического критерия «хи-квадрат» К. Пирсона. Статистически значимый эффект в становлении коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника позволяет констатировать высокую эффективность разработанной научно-методической концепции коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании и подтверждает выдвинутую гипотезу.
Проведенный педагогический эксперимент подтверждает, что реализация намеченных условий коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании способствует достижению качественных результатов. Таким образом, задачей филологической предметной области начальной школы должно стать использование мощного образовательного потенциала языка путем изучения языковых единиц, их речевых возможностей и влияния на уровень владения языковыми средствами в различных ситуациях учебно-познавательной и коммуникативно-творческой деятельности и становление в целом коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника.