Диагностика мышления у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:46, доклад

Краткое описание

Одни авторы считают, что развитие мышления носит естественный характер и от специального обучения фактически не зависит. При этом они ссылаются на то, что жизнь предъявляет ребенку такое многообразие задач, какое не может обеспечить ни один учитель. В принципе с этим положением можно согласиться, если не учитывать, что в ряде случаев окружение ребенка неспособно дать задачи, образующие зону ближайшего развития. Тогда роль учителя (родителя, воспитателя, старших детей) значительно возрастает. Согласно второй точке зрения обучение влияет на ход развития мышления ребенка, но не в значительной степени.

Вложенные файлы: 1 файл

мышление.docx

— 25.19 Кб (Скачать файл)

Исключение  лишнего

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо составить только те слова, которые  обозначают в чём – то сходные  предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые  сразу же напрашивающимися (исключить  «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные  и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов  больше.

Эта игра развивает способность  не только устанавливать неожиданные  связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удержанию  в поле мышления сразу несколько  предметов, и сравнивать их между  собой. Немаловажно, что игра формирует  установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и  расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним – единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Поиск аналогов

Называется какой –  либо предмет или явление, например, «вертолёт». Необходимо выписать как  можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным  существенным признакам. Следует также  систематизировать эти аналоги  по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного  предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка», (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор (важные детали вращаются) и другое. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в  предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности  с каждым из них, формирует способность  классифицировать явления по их признакам.

Способы применения предмета

Называется какой –  либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно  больше различных способов его применения: книгу можно использовать как  подготовку для кинопроектора, можно  ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее  число различных функций предмета. Эта игра развивает способность  концентрировать мышление на одном  предмете, умение вводить его в  самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности


Информация о работе Диагностика мышления у детей