Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:57, контрольная работа
Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.
Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов.
Диагностика стресса.
Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.
Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:
1. Методики на определение актуального уровня стресса,
К этой группе методик можно отнести:
1. Опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса».
2. Методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора.
3. Шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона.
4. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.
5. Комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых.
6. Тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева.
7. Методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др.
Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:
1. Опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения».
2. Шкала самооценки тревоги В. Цунга.
3. Шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера.
4. Опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.
2. Методики, помогающие прогнозировать
поведение человека в
Такие методики разрабатываются, как правило,
для профотбора специалистов, будущая профессиональная
деятельность которых предполагает работу
в сложных напряженных ситуациях (летчики,
моряки и др.). Данные методики позволяют
выявить нервно-психическую
1. Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой.
2. Методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В. А. Баранова.
3. Методики, позволяющие выявлять негативные
Известно, что существование в длительных
стрессовых ситуациях или переживание острого
(травматического) стресса приводит к истощению
адаптационной энергии
1. Гиссенский опросник.
2. Шкала клинических жалоб SCL Р.Л. Дерогатис.
3. Шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.
К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:
1. «Опросник суицидального риска».
2. Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой.
3. Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова.
4. Опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.
4. Диагностика профессиональных стрессоров.
В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н. Водопьянова считает, что «организационная диагностика стресса - необходимая составляющая стресс-менеджмента». Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами методики данного класса можно разбить на несколько групп:
4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса
и факторов стресса в
В эту подгруппу можно включить такие методики, как:
1. Шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой.
2. Тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых.
3. Опросник «Причины деятельностного стресса».
4. Тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе».
5. Тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова.
6. Оценка уровня деятельностной стрессогенности.
В настоящее время получила широкое распространение и
Система ИДИКС предназначена для диагностики
4.2. Для сохранения
В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений [Maslach, 1982].
Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря
использованию таких
1. Методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач - С. Джексон, адаптация И. Е. Водопьяновой.
2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
3. Опросник определения психического «выгорания» А. А. Рукавишникова и др.
4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:
1. Опросник ДО PC «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской.
2. Опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности».
3. Опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. И. Родиной и др.
4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем,
1. тест «Профессиональная компетентность во времени» JI. В. Куликова;
2. опросник «Тайм-синдром менеджера» Н. Водопьяновой;
3. опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н. Водопьяновой.
5. Методики, позволяющие выявить ресурсы
Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса - часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.
5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним
из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является
Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что стрессоустойчивость связана с конкретными внутренними, психологическими ресурсами. Именно эти ресурсы определяют специфику восприятия и переживания стресса. Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам [Куликов, 1995, 2000]. Однако Н. Е. Водопьянова отмечает, что методики, направленные на измерение характерных особенностей личности и выявление предрасположенности к преодолению стресса, не предопределяют того, как человек справляется с реальными стрессовыми ситуациями. Кроме того, наличие внешней поддержки также оказывает влияние на наше переживание стрессов.
К значимым личностным ресурсам относят такие особенности
Многие исследователи отмечают также, что важным фактором стрессоустойчивости являются образ жизни и качество жизни, влияющие на развитие и сохранение ресурсов. В связи с этим целесообразно упомянуть о таких методиках, как «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), тест «Здоровое поведение», опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, и др.
5.2. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях.
Центральный аспект современных теорий
стресса - концептуализация процессов
преодолевающего поведения как стабилизирующего
фактора, помогающего человеку адаптироваться
в трудных ситуациях. В настоящее время
концепция преодолевающего
1. Диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации JI. И. Вассермана).
2. Опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса.
3. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла.
4. Опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой).
5. Опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).
Информация, полученная в результате
диагностических исследований, может явиться надежным
фундаментом для осознания наших