Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:10, курсовая работа
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проанализировать способы измерения самоотношения у детей подросткового возраста.
Задачами исследования, в соответствии с темой и целью работы, определены следующие:
1.Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2.Проанализировать особенности формирования самоотношения в подростковом возрасте.
3. Продиагностировать уровень самоотношения у подростков.
Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения в подростковом возрасте
1.1 Самоотношение в психологических исследованиях 6
1.2 Особенности формирования самоотношения у подростков 11
Глава 2. Диагностические возможности методик при изучении самоотношения у подростков
2.1 Организация и методики исследования 18
2.2. Анализ результатов и выводы 20
Заключение 24
Список литературы 26
Методика измерения
3. Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки
Опросник агрессивности Басса - Дарки (Buss-Durkee Hostility Inventory) предназначен для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки.
Позволяет качественно и
количественно
2.2. Анализ результатов и выводы
В этой работе сделана попытка
изучить диагностические
При сравнении показателей двух групп по методике исследования самоотношения были выявлены достоверные различия по всем шкалам за исключением шкал «отражённое самоотношение» и «самообвинение» (см. график, таблицы 1,2). Это говорит о том, что подростки, воспитывающиеся в разных социальных условиях, способны адекватно оценивать представления и отношения к ним других окружающих их людей, а так же о том, что у обеих групп подростков избирательное отношение к себе. Подростки, воспитывающиеся в семье, более уверены в своих способностях и своей привлекательности для окружающих, имеют более развитые навыки эмоциональной саморегуляции. В то же время у таких детей низкий уровень саморуководства, чем у подростков, находящихся в условиях неблагополучной семьи. Это можно объяснить тем, что в полной благополучной семье ответственность берут на себя родители.
Неблагоприятные семейные условия
оказывают влияние на формирующееся
самоотношение подростков, что находит
отражение в его когнитивном,
эмоциональном и мотивационно-
При исследовании уровня агрессивности по методике Басса-Дарки было установлено, что у подростков из благополучной семьи уровень агрессивности выше, чем у детей из неблагополучных семей (в сумме ИВ = 27, ИА = 57 см. график и таблицу 3). При сравнении шкал видно, что в группе подростков из благополучной семьи высокие показатели имеют шкала физической агрессии, косвенной агрессии, подозрительности и вербальной агрессии. Можно предположить, что подростки склонны косвенно выражать свои агрессивные побуждения, скорее всего, направляют агрессию не на источник фрустрации, а на посторонние предметы и объекты, а также склонны к физической агрессии (использование физической силы против другого лица). Возможно, для этих подростков характерно выражение своих негативных эмоций и действий посредством оскорбительной речи. Высокие показатели по шкале подозрительность могут говорить о недоверии и осторожности испытуемых по отношению к другим людям и, даже, об убеждении, что другие планируют и приносят вред.
Проведя методику диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина, у испытуемых был выявлен средний и низкий уровни тревожности (см. график и таблицу 4). Средний уровень личностной тревожности, может говорить о склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Средний уровень ситуационной тревожности может говорить об эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию. У одного из испытуемых выявлен низкий уровень ситуационной тревожности, что, возможно, говорит о депрессивном состоянии, с низким уровнем мотиваций. Но можно предположить, низкая тревожность в показателях является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Подростки из неблагополучных семей более зависимы, пассивны, отличаются более низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. Подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других и в большей степени готовы обвинять себя по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей.
Заключение
В психологической литературе накоплен определенный опыт по изучению самоотношения личности. Эта проблема рассматривается в рамках различных психологических школ, чем объясняется разноплановых подходов к изучению самоотношения, его структуры и роли в саморегуляции поведения. В научной литературе не дается четкого определения феномена самоотношения, не установлен механизм влияния неполных семей на формирование и развитие самоотношения подростков.
С учетом имеющихся в литературе теоретических подходов самоотношение понимается нами как эмоциональный компонент самосознания, как выражение смысла Я субъекта. Макроструктура самоотношения включает в себя три эмоциональных измерения: самоуважение, аутосимпатия и самоуничижение, которые за счет аддиктивности этой структуры интегрируются в чувство положительного или отрицательного отношения личности к себе.
Подростковый возраст, рассматриваемый как значимый этап становления самосознания личности, под влиянием комплексных ситуационных и психологических факторов сопровождается качественной «перестройкой» или закреплением раннее сложившихся критериев оценочного и эмоционально-ценностного отношения к себе.
Таким образом, можно заключить, что самоотношение является сложным личностным образованием, в котором находят свое выражение знания человека о себе, его активность, направленная на открытие своего Я в общении и деятельности. Проявление и развитие высших способностей человека стимулируются рядом факторов. Это психологическая безопасность, психологическая свобода, эмпатическое понимание и свобода от оценок, принятие, создаваемое атмосферой любви и доверия.
Школьный возраст - возраст формирования самоотношения и самооценки, становления личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими. От уровня развития его самоотношения будет зависеть не только деятельность с окружающими его людьми, но и успешность в учебной деятельности.
Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую ранее гипотезу и позволяют наметить некоторые дальнейшие направления работы в рамках поставленной проблемы. Здесь были проанализированы теоретические подходы к изучению самосознания личности, исследованы особенности самоотношения подростков.
Такие результаты подтверждают сложность и противоречивость подросткового возраста. Полученные в исследовании данные можно использовать в работе психологической службы, а также в практической деятельности педагогов.
Список использованной работы
Приложение 1
Таблица 1 Результаты испытуемых по методике А.С. Пантелеева
Шкала |
Результаты испытуемых | |||||||
А.П. |
А.А. |
О.А. |
П.И. | |||||
балл |
стен |
балл |
стен |
балл |
стен |
балл |
стен | |
1. Замкнутость |
1 |
3 |
8 |
7 |
9 |
8 |
5 |
5 |
2. Самоуверенность |
12 |
8 |
3 |
3 |
11 |
7 |
11 |
7 |
3. Саморуководство |
2 |
2 |
8 |
7 |
11 |
9 |
6 |
5 |
4. Отражённое самоотношение |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5. Самоценность |
9 |
7 |
4 |
4 |
6 |
5 |
9 |
7 |
6. Самопринятие |
9 |
7 |
8 |
6 |
7 |
5 |
7 |
5 |
7. Самопривязанность |
9 |
8 |
3 |
4 |
8 |
7 |
7 |
7 |
8. Внутренняя конфликтность |
12 |
7 |
9 |
6 |
12 |
7 |
6 |
5 |
9. Самообвинение |
6 |
6 |
7 |
6 |
8 |
7 |
7 |
6 |
Таблица 2 Показатели двух групп по методике А.С. Пантелеева
Название шкалы |
Сумма показателей двух групп | |
Экспер группа |
Контр группа | |
1. Замкнутость |
6 |
15 |
2. Самоуверенность |
23 |
10 |
3. Саморуководство |
8 |
16 |
4. Отражённое самоотношение |
8 |
9 |
5. Самоценность |
18 |
9 |
6. Самопринятие |
16 |
11 |
7. Самопривязанность |
16 |
11 |
8. Внутренняя конфликтность |
18 |
13 |
9. Самообвинение |
13 |
13 |
Приложение 2
Таблица 3 Результаты испытуемых по методике измерения уровня агрессивности Басса-Дарки
Виды агрессии |
Результаты испытуемых | |||
А.П. |
А.А. |
О.А |
П.И. | |
1. Физическая |
10 |
7 |
8 |
10 |
2. Косвенная |
7 |
4 |
1 |
6 |
3. Раздражение |
9 |
8 |
5 |
8 |
4. Негативизм |
4 |
1 |
2 |
1 |
5. Обида |
5 |
4 |
5 |
6 |
6.Подозрительность |
8 |
3 |
4 |
8 |
7. Вербальная |
10 |
9 |
2 |
10 |
8. Чувство вины |
7 |
5 |
6 |
4 |
Информация о работе Диагностические возможности методик при изучении самоотношения у подростков