Диагностические возможности методик при изучении самоотношения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проанализировать способы измерения самоотношения у детей подросткового возраста.
Задачами исследования, в соответствии с темой и целью работы, определены следующие:
1.Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2.Проанализировать особенности формирования самоотношения в подростковом возрасте.
3. Продиагностировать уровень самоотношения у подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения в подростковом возрасте
1.1 Самоотношение в психологических исследованиях 6
1.2 Особенности формирования самоотношения у подростков 11
Глава 2. Диагностические возможности методик при изучении самоотношения у подростков
2.1 Организация и методики исследования 18
2.2. Анализ результатов и выводы 20
Заключение 24
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №1.docx

— 72.24 Кб (Скачать файл)

Методика измерения тревожности  и как личностного свойства, и  как состояния разработана Ч.Д.Спилбергом, была адаптирована в русском переводе Ю.Л.Ханиным.

3. Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки

Опросник агрессивности  Басса - Дарки (Buss-Durkee Hostility Inventory) предназначен для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки.

Позволяет качественно и  количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

 

 2.2. Анализ результатов и выводы

В этой работе сделана попытка  изучить диагностические возможности  методик для исследования самоотношения  у подростков.

При сравнении показателей  двух групп по методике исследования самоотношения были выявлены достоверные  различия по всем шкалам за исключением шкал «отражённое самоотношение» и «самообвинение» (см. график, таблицы 1,2). Это говорит о том, что подростки, воспитывающиеся в разных социальных условиях, способны адекватно оценивать представления и отношения к ним других окружающих их людей, а так же о том, что у обеих групп подростков избирательное отношение к себе. Подростки, воспитывающиеся в семье, более уверены в своих способностях и своей привлекательности для окружающих, имеют более развитые навыки эмоциональной саморегуляции. В то же время у таких детей низкий уровень саморуководства, чем у подростков, находящихся в условиях неблагополучной семьи. Это можно объяснить тем, что в полной благополучной семье ответственность берут на себя родители.

Неблагоприятные семейные условия  оказывают влияние на формирующееся  самоотношение подростков, что находит  отражение в его когнитивном, эмоциональном и мотивационно-поведенческом  компонентах. Когнитивный компонент  самоотношения таких подростков представлен недостаточной дифференцированностью знаний о себе, меньшей сформированностью способности к саморефлексии по сравнению с подростками, воспитывающимися в семье. Аффективный компонент самоотношения подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях, определяется переживанием меньшей удовлетворенности по сравнению с самооценкой подростков, воспитывающихся в нормальной семье. Мотивационно-поведенческий компонент самоотношения определяется активной позицией в выстраивании жизненного пути, стремлением преодолеть неблагоприятные жизненные обстоятельства, ориентацией в собственном развитии на самого себя в сочетании с низкой дифференцированностью планов и зависимостью от внешних обстоятельств.

При исследовании уровня агрессивности  по методике Басса-Дарки было установлено, что у подростков из благополучной семьи уровень агрессивности выше, чем у детей из неблагополучных семей (в сумме ИВ = 27, ИА = 57 см. график и таблицу 3). При сравнении шкал видно, что в группе подростков из благополучной семьи высокие показатели имеют шкала физической агрессии, косвенной агрессии, подозрительности и вербальной агрессии. Можно предположить, что подростки склонны косвенно выражать свои агрессивные побуждения, скорее всего, направляют агрессию не на источник фрустрации, а на посторонние предметы и объекты, а также склонны к физической агрессии (использование физической силы против другого лица).  Возможно, для этих подростков характерно выражение своих негативных эмоций и действий посредством оскорбительной речи. Высокие показатели по шкале подозрительность могут говорить о недоверии и осторожности испытуемых по отношению к другим людям и, даже, об убеждении, что другие планируют и приносят вред.

 

Проведя методику диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина, у испытуемых был выявлен средний и низкий уровни тревожности (см. график и таблицу 4). Средний уровень личностной тревожности, может говорить о склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Средний уровень ситуационной тревожности может говорить об эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию. У одного из испытуемых выявлен низкий уровень ситуационной тревожности, что, возможно, говорит о депрессивном состоянии, с низким уровнем мотиваций. Но можно предположить, низкая тревожность в показателях является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».


 

 

 

 

 

 

 

 

Полученные результаты позволяют  сделать следующие выводы:

Подростки из неблагополучных  семей более зависимы, пассивны, отличаются более низким уровнем  самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. Подростки из неблагополучных семей  отличаются более низким уровнем  самоуверенности, они в большей  степени зависят от мнения других и в большей степени готовы обвинять себя по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. 

Заключение

В психологической литературе накоплен определенный опыт по изучению самоотношения личности. Эта проблема рассматривается в рамках различных  психологических школ, чем объясняется  разноплановых подходов к изучению самоотношения, его структуры и  роли в саморегуляции поведения. В научной литературе не дается четкого определения феномена самоотношения, не установлен механизм влияния неполных семей на формирование и развитие самоотношения подростков.

С учетом имеющихся в литературе теоретических подходов самоотношение  понимается нами как эмоциональный  компонент самосознания, как выражение смысла Я субъекта. Макроструктура самоотношения включает в себя три эмоциональных измерения: самоуважение, аутосимпатия и самоуничижение, которые за счет аддиктивности этой структуры интегрируются в чувство положительного или отрицательного отношения личности к себе.

Подростковый возраст, рассматриваемый  как значимый этап становления самосознания личности, под влиянием комплексных  ситуационных и психологических  факторов сопровождается качественной «перестройкой» или закреплением раннее сложившихся критериев оценочного и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Таким образом, можно заключить, что самоотношение является сложным  личностным образованием, в котором  находят свое выражение знания человека о себе, его активность, направленная на открытие своего Я в общении  и деятельности. Проявление и развитие высших способностей человека стимулируются  рядом факторов. Это психологическая  безопасность, психологическая свобода, эмпатическое понимание и свобода  от оценок, принятие, создаваемое атмосферой любви и доверия.

Школьный возраст - возраст  формирования самоотношения и самооценки, становления личности ребенка, его  взаимоотношений с окружающими. От уровня развития его самоотношения  будет зависеть не только деятельность с окружающими его людьми, но и  успешность в учебной деятельности.

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую ранее гипотезу и позволяют наметить некоторые дальнейшие направления работы в рамках поставленной проблемы. Здесь были проанализированы теоретические подходы к изучению самосознания личности, исследованы особенности самоотношения подростков.

Такие результаты подтверждают сложность и противоречивость подросткового  возраста. Полученные в исследовании данные можно использовать в работе психологической службы, а также в практической деятельности педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной работы

  1. Пантелеев С. Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993.
  2. Бодалев А.А., Столин В.В. - Общая психодиагностика
  3. Бодалёв А.А. – Психология личности
  4. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1999.
  5. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 томах. Т. 4. - М.: Педагогика, 1983
  6. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч. - исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.
  7. Столин В. В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Московского университета, 1983. – 288 с.
  8. Реан А. А. Психология подростка. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 512 с.
  9. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2
  10. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1 Результаты испытуемых по методике А.С. Пантелеева

Шкала

Результаты испытуемых

А.П.

А.А.

О.А.

П.И.

 

балл

стен

балл

стен

балл

стен

балл

стен

1. Замкнутость

1

3

8

7

9

8

5

5

2. Самоуверенность

12

8

3

3

11

7

11

7

3. Саморуководство

2

2

8

7

11

9

6

5

4. Отражённое самоотношение

3

4

3

4

5

5

5

5

5. Самоценность

9

7

4

4

6

5

9

7

6. Самопринятие

9

7

8

6

7

5

7

5

7. Самопривязанность

9

8

3

4

8

7

7

7

8. Внутренняя конфликтность

12

7

9

6

12

7

6

5

9. Самообвинение

6

6

7

6

8

7

7

6


 

Таблица 2 Показатели двух групп по методике А.С. Пантелеева

Название шкалы

Сумма показателей двух групп

 

Экспер группа

Контр группа

1. Замкнутость

6

15

2. Самоуверенность

23

10

3. Саморуководство

8

16

4. Отражённое самоотношение

8

9

5. Самоценность

18

9

6. Самопринятие

16

11

7. Самопривязанность

16

11

8. Внутренняя конфликтность

18

13

9. Самообвинение

13

13


 

 

Приложение 2

Таблица 3 Результаты испытуемых по методике измерения уровня агрессивности Басса-Дарки

Виды агрессии

Результаты испытуемых

 

А.П.

А.А.

О.А

П.И.

1. Физическая

10

7

8

10

2. Косвенная

7

4

1

6

3. Раздражение

9

8

5

8

4. Негативизм

4

1

2

1

5. Обида

5

4

5

6

6.Подозрительность

8

3

4

8

7. Вербальная

10

9

2

10

8. Чувство вины

7

5

6

4

Информация о работе Диагностические возможности методик при изучении самоотношения у подростков